Как намазать бутерброд
С приходом в региональный парламент новичков-депутатов, незашоренных, рационально настроенных к действиям облправительства, стало очевидно: система распределения бюджетных инвестиций и безвозмездных субсидий работает непрозрачно. Почему в одних случаях казенные деньги размазываются тонким слоем по массе получателей, в других – достаются нескольким избранным? (Речь идет не о социальных выплатах.)
Каковы критерии, приоритеты и очередность финансирования – интегрировал многочисленные вопросы к правительству области глава комитета по бюджету и налогам Александр Шаронов.
В прошлом созыве регионального парламента подобные темы почти не обсуждались. Сегодня депутаты хотят понимать логику принятия решений, влиять на действия областных чиновников. Но когда новички начали задавать простые вопросы, вдруг выяснилось, что во многих случаях действует субъективный фактор.
И вот здесь наступает разрыв шаблона, возникает желание провести «глобальный аудит» получателей благ из казны, особенно госучреждений, как предложил депутат Владимир Буланов. Он имел в виду, конечно, не школы, больницы, дома культуры, а всяческие ГКУ (государственные казенные учреждения), по сути, наростыши на аппарате облправительства. Зачастую непонятно, чем они вообще занимаются, может быть, просто дублируют функции аналогичных учреждений.
Это не означает, что сразу нужно вынести приговор, дескать, казенные деньги распыляются. Но депутаты хотят понять: в чем острая необходимость содержать столько ГКУ? И посмотреть, насколько эффективно тратятся деньги налогоплательщиков.
Купить субсидию?
Представители бизнеса особенно хорошо знают: кто ближе к кормушке – тому и тапки. Например, в комитете по развитию предпринимательства и туризма его глава Александр Бочкарев напрямую предъявил претензии профильному министерству.
Рассматривался вопрос об эффективности мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По словам представителя минпрома, малый и средний бизнес Нижегородской области сегодня – это более 130 тысяч субъектов.
За последние пять лет финансовую поддержку оказали 3742 фирмам. Общая сумма субсидий составила 3,2 млрд рублей, из них 1,7 млрд — федеральные деньги. Благодаря поддержке удалось сохранить 17,5 тыс. рабочих мест, еще 18,7 тыс. создали.
Получатели субсидий перечислили более 8,2 млрд рублей налогов. В 2015 году оборот МСП превысил триллион рублей – 31% от общего в экономике региона.
Этот доклад комитетчики послушали, но Бочкарев сразу заявил, что, будучи предпринимателем, он пытался получить бюджетную поддержку. И его все время отфутболивали: то запятая, то точка не в том месте, а платить сверху он не захотел. «Хочу сказать официально, что определенная часть предпринимателей получает дотации не бесплатно, – заявил он. – Выделение бюджетных средств на поддержку предпринимательства непрозрачно и коррумпировано. В 2014 году было выделено 220 млн рублей 70 предпринимателям. Это что за поддержка? Это ненормально. Решения принимаются без депутатов. Мы будем обращаться в правительство области, чтобы от комитета депутат присутствовал в комиссии, которая принимает решения, кому выделять, кому не выделять. Правила игры нужно сделать понятными».
Комитет проголосовал, чтобы минпром предоставил депутатам полный реестр получателей госсубсидий на развитие.
Работы у КСП прибавится
У депутатов из комитета по АПК есть большие сомнения в целевом расходовании фермерских субсидий. Говорят, в некоторых районах предприимчивые селяне денежки на подъем своего хозяйства получили, но «поросята сдохли», а «озимые вымерзли». И так не один раз. Помощь безвозмездная. Где отдача? – спрашивают парламентарии. Контрольно-счетной палате дано соответствующее поручение.
Глава комитета по экономике и промышленности Олег Лавричев всерьез взялся за промышленный сектор. Гендиректор Арзамасского приборостроительного завода считает, что пришло время сменить подходы к поддержке реального сектора экономики, делать ее более глубокой, качественной и эффективной, «пока же мы просто сотрясаем воздух». Объемы финансирования госпрограмм не растут, остановлено субсидирование банковских ставок для инновационных производств. Господдержку получают около десятка предприятий в год, свернуто финансирование программ энергосбережения, снижена помощь легкой промышленности.
И – о чудо! – оказалось, что областной минпром уже готов отрапортовать, он делает новую программу поддержки региональной промышленности и инноваций. Обещали презентовать в 2017 году. Пока же реальным инструментом станет региональный фонд поддержки промышленности, запланированный объем – порядка 50–60 млн рублей. Это копейки.
В комитете даже задумались об эффективности самого министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений в части контроля и сопровождения инвестпроектов.
Примеры затягивания сроков подписания и утверждения документов так и сыпались из уст депутатов. Например, заместитель спикера Александр Табачников рассказал, что один из инвесторов, затратив на строительство несколько сотен миллионов рублей, не смог получить в министерстве «окончательную бумажку», не зарегистрировал объект и не платит налог за недвижимость.
Многих интересовало, что происходит в нижегородском IT-парке «Анкудиновка», куда было вложено несколько миллиардов из бюджетов всех уровней. Вышел ли он на самоокупаемость, какие целевые показатели достигнуты. Владимир Солдатенков вспомнил о территории Доскино, на которой хотели создать крупный индустриальный парк. Гендиректор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерий Цыбанев попросил предоставить информацию о соответствии заявленных и реализованных проектов, какая у них бюджетная эффективность.
Кому и почему?
Но особенно много непонимания у депутатов возникло по конкретным социальным объектам. Например, по программе ликвидации второй смены в школах и строительству новых учреждений (имеет федеральное софинансирование). Если двигаться такими темпами, как сейчас заложено в планах областных чиновников, – по 3–5 школ в год, то решать проблему в регионе придется десятки лет. Опять же какие приоритеты? В Гордеевке в Нижнем Новгороде школы переполнены. В 121-й – свыше 1,5 тыс. учащихся, рассказал Алексей Гойхман. На будущий год уже придется устраивать, наверное, девять первых классов. А вопрос с пристроем или новым корпусом не решен. Хотя речь идет о сумме в 30 млн. Фактически уже сделан проект за внебюджетный счет. Но в планах на будущий год в областной программе этой школы не значилось.
По словам министра образования Сергея Наумова, на федеральном уровне разрабатывается некая программа, где и ремонты школ будут финансироваться, но только если там появятся новые места для учеников. А если это простой ремонт? Конечно, замгубернатора Дмитрий Сватковский заверил, что вопрос прорабатывается, но нужно проблему решать, а не прорабатывать!
«Почему нельзя брать типовые проекты? – удивляется Галина Клочкова. – Зачем каждый раз делать новые? Процесс быстрее пойдет».
По каким критериям в регионе формируются программы строительства ФОКов, спортсооружений, культурных объектов? Стоит ли финансировать проект, если неясна его целесообразность? – задается принципиальным вопросом вице-спикер Олег Сорокин. Или нам предлагают действовать по схеме «сеятеля бюджетных денег»?
Так уже случалось со многими грандиозными стройками: мостом в Подновье, оперным театром, северным обходом, трамплинами. Народные избранники тоже знают массу примеров, когда дальше бумажной работы дело не шло.
Еще «смешнее» с культурными учреждениями. Это здорово, что правительство РФ выделит на дома культуры в Нижегородской области аж 35 млн рублей. Вот в Варнавине есть долгострой – очаг культуры, который непрерывно растет в цене. Год назад на окончательный ввод в эксплуатацию просили 4–7 млн рублей, а сейчас уже требуют 18. Загадка, которую не могли разгадать даже чиновники – кураторы района. Вот на него только и хватит денег.
О самом больном – реформе СМИ, которые финансируются из облбюджета, – заговорил замгубернатора Роман Антонов, после того как глава фракции КПРФ Владислав Егоров в десятый раз спросил его, зачем содержать столько средств массовой информации. Замгубернатора пообещал проверить все СМИ, учредителем которых является правительство Нижегородской области, на предмет эффективности хозяйственной деятельности. В январе 2017 года правительство намерено обсудить с депутатами «концепцию оптимизации».
Будет ли переформатирование Законодательного собрания долгосрочным? Это главный вопрос для тех, кто наблюдает за представительным органом, набирающим политический вес.