Кажется, что строители приехали еще затемно. У съезда висели плакаты, схемы, а на «ГАЗель» крепили плакат с поздравлением. Переливаясь звонками, со съезда к началу моста спустился новый трамвай.
– Вы это… чугунного-то пропустите, – просил инспектор ГИБДД.
Оказалось, что трамвай дальше пока не поедет – именно на нем будут открывать движение по отремонтированному мосту.
Молитовский мост, имеющий длину почти километр и ширину 21 метр, был введён в эксплуатацию 5 ноября 1965 года. С тех пор капитально ремонтировался лишь однажды – в 1999 году, но из-за финансовых трудностей работы завершены не были. В ходе масштабного ремонта, который начался в конце мая 2016 года, подрядные организации провели замену дорожного полотна, отремонтировали деформационные швы, уложили новые рельсы, сделали полноценную гидроизоляцию. Общая стоимость работ составила почти 300 млн рублей, из которых 249 млн рублей выделено из областного бюджета и почти 50 млн рублей – из городского.
– До этого рассматривались варианты поэтапного ремонта, в течение двух лет. Но мы прислушались к мнению специалистов и сегодня можем точно сказать, что пошли по правильному пути. Подрядчик не подвел, полностью уложился в отведенные сроки, строго выдерживал технологию, – напомнил глава администрации Нижнего Новгорода Сергей Белов.
Специально для того, чтобы увеличить срок межремонтной эксплуатации моста, при его реконструкции были использованы современные материалы: литой асфальтобетон в качестве защитного слоя гидроизоляции и эластичная мастика для герметизации швов соприкосновения асфальтового полотна и рельсов. Подрядчики дали гарантию на годы.
Строители переминались от холода с ноги на ногу и продолжали ждать почетных гостей. Трамвай, про который все забыли, призывно позвенел. Многие отправились в него греться.
Наталья Бирюкова – вагоновожатая со стажем, именно ей и доверили провести первый трамвай по новому мосту, разумеется, по маршруту № 1.
– Волнуетесь?
– Я всегда волнуюсь, скорее даже не волнуюсь, а ответственность чувствую, когда управляю трамваем. Сегодня это ответственность двойная, – рассказала она.
Наконец, все почетные гости приехали на мост. Импровизированный митинг шел недолго.
– Около пяти месяцев жители города испытывали неудобства из-за ремонта Молитовского моста, но сегодня у нас настоящий праздник – День народного единства и открытие моста. Спасибо строителям за качественную работу. Работа выполнена в срок, и это наша общая победа, – сказал глава города Иван Карнилин.
После речей строителям вручили благодарственные письма за работу, гости заторопились в трамвай. Он был не совсем обычным: пока ехали – смогли посмотреть кино о истории строительства и ремонта моста. Людей в первый трамвай набилось столько, что кондуктор едва протиснулась. Я было приготовил 20 рублей, но оказалось, что для пассажиров первого рейса проезд бесплатный.
На мост уже вернулись трамваи № 1 и 21, которые идут от Московского вокзала и парка «Дубки», соответственно, до Черного пруда. Возобновили движение и все автобусы, которые ходили по нему ранее.
Когда первый трамвай приехал на Комсомольскую площадь, выяснилось, что на ней скопилась целая очередь из желающих совершить тестовую поездку. Как автолюбителей, так и пассажиров общественного транспорта. Медлить с открытием не стали и сразу дали старт движению по городской переправе.
– Вы знаете, как в первый раз еду, – поделился своими впечатлениями один из автовладельцев – Сергей. Во время ремонта он ездил по метромосту и на Комсомолку приехал в числе первых, чтобы наконец проехаться привычным маршрутом. Пассажиры трамвая прилипли к окнам, словно выискивая что-то новое в городских пейзажах, и только уже на подъеме стали обсуждать: а ведь вагон перестал «прыгать» на рельсах. Их заменили.
Ремонт моста будет продолжаться – администрации города предстоит заменить ограждения на нем, а с наступлением теплого времени года проверить деформационные швы, но эта работа будет производиться уже с воды и не потребует перекрытия движения транспорта и пешеходов. Мост сразу заработал в полную силу.