Нижегородский бюджет 2017 - на чем экономит правительство

Правительство области не собирается экономить на себе

На минувшей неделе прошло заседание Законодательного собрания Нижегородской области, где обсуждались корректировки регионального бюджета. Прошло и нулевое чтение главного финансового закона области на следующий год. О том, куда расходуются средства и что населению ждать в будущем, мы разговариваем с заместителем председателя Заксо Владиславом Егоровым (КПРФ).

Правительство области не собирается экономить на себе
Фото Андрея Абрамова

– Вчера состоялось заседание Заксобрания, и вам удалось добиться, чтобы коммунистов услышали.

– Да, по одной из наших поправок решение было положительным. Удалось сэкономить без малого 600 млн рублей на налоговые льготы очень крупным коммерческим компаниям, которые от щедрот своих спонсируют профессиональные спортивные клубы. Причем анализ показывает, что большая часть этих денег идет не на подготовку резервов, строительство инфраструктуры и т. д., а на закупку легионеров, большие зарплаты им, тренерскому составу. Расходы эти, во-первых, нерациональны, во-вторых, существенно подрывают бюджет региона, а мы говорим о задаче преодоления дефицита. В-третьих, президент 11 октября на совещании в Коврове заявил, что профессиональные клубы должны сами себя обеспечивать. И нужно переключать господдержку с них на массовый спорт и физкультуру. Правительство области попыталось этот тезис аккуратно обойти. То, что нашу поправку поддержало большинство, это первый позитивный опыт. Хотелось бы надеяться, что новый созыв будет более внимательно слушать голоса всех депутатов, если в них есть рациональное зерно, а не отметать по партийному признаку.

– Если вернуться к спорту. Высказывались опасения, что без спонсорских отчислений пострадают спортивные команды, болельщики будут разочарованы.

– Когда эта норма появилась лет пять назад, начиналось с 400 млн рублей налоговых послаблений спонсорам. И этих денег с лихвой хватало. Например, футбольный клуб «Волга» тогда играл в высшей лиге. Когда эта сумма перевалила за миллиард, команда сперва оказалась на грани выживания, а потом обанкротилась. Какая-то обратная пропорция прослеживается. Мне кажется, что уменьшение спонсорских отчислений будет стимулировать профессиональные клубы отказываться от иностранных легионеров и выращивать собственные кадры. Это нормальная задача. Ставка на легионеров ведет к тому, что на международных соревнованиях в игровых видах спорта мы выглядим бледно – туда же нельзя их везти. Да и с точки зрения целей, которые должен преследовать спорт, это неправильно. Раньше говорили, что «спорт – это здоровье нации». И «Кожаный мяч», «Золотая шайба» – миллионы ребятишек включали. Тренеры ездили по стране, искали самородков. Вот это правильно, этим нужно заниматься. Бюджетные же деньги нужно использовать на решение социальных задач, а не лоббирование чьих-то бизнес-интересов. Я, когда выступал на Заксобрании, рассказывал, как нас пригласили побывать на матче: «посмотреть на атмосферу», «заразиться». Может, дескать, у нас пробудится чувство спортивного патриотизма. С таким же успехом я могу пригласить чиновников съездить, скажем, в Варнавинский район и пожить там без газа. Или в Сеченово, где до сих пор нет канализации. Прокатиться по бездорожью. Или попытаться получить квалифицированную медпомощь в каком-нибудь сельском районе. То есть задача – правильно распределить приоритеты.

– Думаю, немногие из жителей этих районов хоть раз были на футбольном или хоккейном матче.

– Я об этом говорил еще в 2007 году, когда в Сергаче построили первый ФОК за 270 млн рублей. С боулингом. А по соседству была школа, при которой туалет с выгребной ямой. Вот – реалии дня. Да, такой ФОК – фантастика, здорово. Но первоочередные задачи – улучшение качества жизни граждан. Вот когда они будут решены, я первый скажу: теперь давайте поможем профессиональному баскетбольному клубу. Однако если мы не может до сих пор избавиться от позорной выплаты 100 рублей в месяц на ребенка из малоимущих семей – с 2005 года не пересматривалась сумма, – давайте и к остальным тратам так относиться. Сейчас нам правительство говорит, что нужно использовать критерии «нуждаемости» и «адресности». И начинают теперь всех ветеранов и инвалидов гребенкой помельче прочесывать, чтоб выявить тех, кто не очень нуждается. А как этот критерий применить к спортивному миллиарду, который неизвестно куда вообще отправляется? Считаю, что сэкономленные 600 млн рублей можно направить на обеспечение фактически бесплатного проезда всех пенсионеров Нижегородской области на год. На это нужно даже меньше – порядка 450 млн рублей. Неужели эта задача равновелика желанию «гордиться нашими спортивными достижениями»?

– Интересно еще, что потом оказывается: спортсменам должны, не выплачивают зарплату. Как так получается? Куда идут эти спонсорские деньги, есть понимание?

– Это парадоксально. Такие огромные вливания средств – и еще долги. На вопрос «куда что делось» так и нет ответа. Нам сметы не были представлены ни разу. По отдельному требованию дали список команд, которые получают деньги и список спонсоров. Но на какие цели и задачи средства были использованы – ответа не было.

– Есть понимание, что делать сейчас?

– Нужен комплексный подход к каждой отрасли, программа развития. Если берем АПК, стоит системно подойти ко всем его направлениям, а не отдавать, как сейчас пытаются, 125 млн рублей из бюджета одному сахарному заводу. И еще столько же «ждем из федерации». Но у нас задача – обеспечить население Нижегородской области всем набором качественных продуктов, а не только сахаром. Однако на поддержку фермерских хозяйств выделено на год 10 млн рублей. Одному еще на такие деньги можно что-то сделать: ферму построить, технику закупить, молодняк. А тут на всю область! Вот если купил монополист – крупный собственник – заводик, ему бюджет должен в ноги поклониться.

– Сейчас много говорят о профицитном бюджете следующего года. На этой неделе были нулевые бюджетные чтения. Можно ли сказать, что нас ждет?

– Безусловно, то, что бюджет сможет стать профицитным, это радует. Наша фракция 10 лет в Заксобрании говорит о том, что нужно утвердить план постепенного освобождения от кредитного бремени. Правительство области никогда нам его не предоставляло. Наоборот, говорило: «Хорошо, что мы занимаем больше. Деньги идут на развитие, они окупятся. В этом логика заимствования». И вот вдруг эта аргументация оказалась негодной, ее куда-то припрятали. И говорят: «Смотрите, как хорошо: мы из 13 млрд рублей дефицита на 2 млрд профицита в следующем году выходим!» А что изменилось? Не нужно вкладывать в развитие? Собственно, его уже давно нет. Когда-то, в 2006–2007 годах, бюджет развития составлял 13–15 млрд в год. На сегодня на строительство новых объектов и реконструкцию имеющихся осталось 0,5 млрд на три школы, восемь модульных ДК по 16 млн каждый. И все. Так куда же заемные деньги все эти годы направлялись? Они проедались? Шли на какие-то мегапроекты? Где отдача?

В 2018 году планируется профицит уже 13,2 млрд рублей. Откуда столько доходов? Министр финансов области мне ответила, что закончится программа исполнения майских указов президента, не придется тратить средства на повышение зарплат бюджетникам. Но, как показывает статистика, прибыль предприятий сократилась за прошедший год. Она не будет увеличиваться, вероятно, и в следующем. У нас каждое третье предприятие убыточное, согласно официальной статистике. А налоговая база должна вырасти. За счет чего? На мой взгляд, эти прогнозы чрезвычайно оптимистичны и не будут выполнены.

– Любой человек, когда у него трудное материальное положение, начинает и больше работать, и сокращать расходы. Говорит себе: «Я не поеду отдыхать за границу», например. Или «Я буду ходить пешком».

– «Я не полечу в Японию на чартерном самолете за 10 млн рублей»…

– Урезание этих расходов предусмотрено?

– Нулевое чтение не дает нам этих параметров. Мы их получим только третьего ноября, когда внесут весь проект. Судя по тому, как в этот дефицитный, тяжелый год 150 млн рублей были выделены на «реконструкцию» седьмого корпуса кремля, который был просто снесен и на его месте построено современное здание, где разместятся чиновники, правительство не отказывается от того, чтобы тратить деньги на цели, далекие от интересов общества. У людей проблема выживания стала актуальной. А здесь совершенно другая логика действует. В другом измерении, видимо, принимаются эти решения.

– На Дом правительства, видимо, расходы не будут сокращать?

– Ничего страшного не будет, если заморозят строительство в существующем контуре до лучших времен. Ан нет, там уже планы. Миллиард за ближайшие три года. Я привожу пример: 2009 год, кризис, обсуждается бюджет. Рука не дрогнула у правительства области внести предложение заморозить строительство детского перинатального центра в Дзержинске. Даже контур не был закрыт. Сказали: «Ничего страшного, потом достроим. Зато сэкономим». А на Доме правительства нельзя экономить. Нужно провести ревизионную работу, и тогда найдутся средства. И на Нижний Новгород в том числе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 2 ноября 2016

Заголовок в газете: Владислав Егоров: "Для людей актуальна проблема выживания"

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру