Комплексную транспортную схему Нижнего Новгорода обсудили на круглом столе

Для горожан важзны стоимость, время и удобство проезда

Наделавшую много шума реформу общественного транспорта в Нижнем Новгороде (в том числе комплексную транспортную схему) подробно обсуждали 18 октября на круглом столе в мэрии. Свое мнение высказали руководители департамента транспорта, депутаты, представители надзорных органов, ГИБДД, муниципальных транспортных предприятий, частных перевозчиков, Народного фронта, УФАС по Нижегородской области. Как навести порядок в этой сфере? Позиции разошлись: «резать хирургически» или «лечить терапией»?

Для горожан важзны стоимость, время и удобство проезда
Татьяна Михайлова

Цена, удобство, безопасность

Ситуация с общественным транспортом, муниципальными автобусами и частными маршрутками, обострилась в этом году и в последние месяцы. Резко возросло количество ДТП с их участием и число жалоб от пассажиров, вдобавок нижегородцев взбудоражили новости о предстоящем закрытии 31 маршрута и грядущем подорожании проезда.

Для горожан в эпоху таких радикальных перемен, по сути, важны три вещи: стоимость и время проезда до нужного пункта; четкое понимание – как и на чем можно доехать; удобство и безопасность. Пока же, как обнаружилось в ходе дискуссии, власти и перевозчики не могут гарантировать все эти условия.

Планировалось, что транспортные новации будут рассмотрены с общественностью и согласованы с Думой Нижнего Новгорода до конца года, а внедряться начнут в 1–2-м квартале 2017-го. (В ноябре 2016 года должны пройти общественные слушания по новой комплексной транспортной схеме.) Предварительно к закрытию рассматривался 31 маршрут, но, по словам директора дептранса Александра Таланина, эта «цифра» – в работе, рубить в одночасье городские власти уже не собираются. Однако взамен должны появиться 20–23 новых маршрута. Конкурсы хотели проводить уже в декабре.

Горожане уже посмотрели, какие конкретные маршрутки (схема есть на сайте администрации города), какие длинные направления предлагается «разбить» и «обрезать». По ряду маршрутов людей ждали бы дополнительные пересадки, а значит денежные затраты.

– Но мы собираемся внедрять повременную оплату проезда в Нижнем Новгороде с начала 2017 года, с введением новых маршрутов, – успокаивал заместитель директора департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Виктор Дельфинов. – Разовый проездной будет действовать ориентировочно 90 минут. В течение этого времени пассажир сможет делать пересадки с одного вида транспорта на другой бесплатно. Повременная оплата проезда будет охватывать не только Нижний Новгород, но и пригород.

Однако очевидно, что решать вопрос о «повременном проездном» надо вместе с «электронным билетом», внедрив его на всех видах транспорта и собственности, частном и муниципальном. А к переходу на безналичный расчет, системе АСКОП (автоматизированной системе контроля оплаты проезда) готовы только единицы частников. АСКОП – вещь затратная и для города, поскольку с каждой транзакции нужно отчислять инвестору несколько процентов, и, например, Дмитрий Цыганков, гендиректор муниципального предприятия «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ), скептически настроен по поводу перспектив введения этой системы. На днях принято решение частично отказаться от валидаторов на городских автобусах, потому что кондукторы с этими приборами фактически дублируют работу системы.

Добавим, что уход от наличных в частных маршрутках, в том числе пригородных, возможен только при внесении изменений в региональные нормативные акты. Этот пункт нужно внести в конкурсную документацию, и тогда перевозчики – победители торгов обязаны обеспечить соответствующим оборудованием свои транспортные средства.

– Кроме того, полномочия по установке тарифов на уровень муниципалитета так и не переданы, – говорит директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Александр Таланин. – Хотя ранее вопрос проговаривался с областью. Стоимость одноразовой поездки в 20 рублей устраивает департамент транспорта города. Сегодня самый дешевый проездной на месяц – 450 рублей. Многие автотранспортные предприятия готовы оставаться в этой ценовой позиции. Другие говорят: давайте 20–30 рублей добавим за месячный проездной на предъявителя. Однако для граждан, которые будут ездить на общественном транспорте по месячному абонементу, стоимость одной поездки будет дешевле, чем для тех, кто покупает билет на одну поездку.

Город готов предложить богатое тарифное меню для пассажиров общественного транспорта. Администрация Нижнего Новгорода планирует также запустить маршрутные такси с льготами для пенсионеров.

Уход от кэша и оптимизация маршрутов – вот камень преткновения интересов. Согласно разработанной КТС, власти города должны подобрать оптимальное количество транспортных средств для каждого направления, убрать дублирующие маршруты, а это неминуемо повлечет очищение рынка от нелегалов. На опорную магистральную сеть претендуют муниципальные перевозчики, у которых сегодня «леваки и дублеры откровенно воруют деньги», считает Дмитрий Цыганков, гендиректор НПАТ.

Пьяные и нелегалы

Что сегодня происходит с автобусами в Нижнем Новгороде, ярко описал начальник отдела ГИБДД городского управления МВД России полковник полиции Валерий Иванов.

– Мы выходили в рейд на улицы и насчитали 50% нелегальных маршруток, которых нет в списках департамента транспорта. Конечно, надо переходить на безналичный расчет, тогда мы сразу уберем нелегалов, – считает полковник. – Обстановка с общественным транспортом только ухудшается, вопрос стоит о профпригодности ответственных лиц. Хотя в Нижнем Новгороде идет снижение по аварийности, однако количество ДТП по вине водителей автобусов, наоборот, выросло, мы закрыли 9 месяцев этого года с увеличением на 9%. Число ДТП с участием автобусов (из общего количества ДТП в Нижнем) выросло за пять лет с 1,7 до 11%. Казань, Новосибирск, Омск – там количество ДТП по вине водителей автобусов в 2– 2,5 раза меньше, чем в нашем городе. В этом году мы выявили 15 водителей автобусов в состоянии опьянения, вытащили из-за руля, и еще 8 водителей – без прав управления. Это уже вопрос к должностным и юридическим лицам. Зарегистрировано большое число падений пассажиров. Одна из причин: некоторые автобусы оборудованы дизельными двигателями с большим крутящим моментом, они быстро разгоняются и резко тормозят.

Кроме того, зарегистрировано 429 нарушений, в том числе наездов на пешеходов, на регулируемых пешеходных переходах, более 1500 случаев, когда водители автобусов выезжали в рейс на неисправной машине. На днях было возбуждено уголовное дело в отношении водителя неисправного автобуса. Полицейские совместно с сотрудниками ФСБ выявили маршрутку Т-10 с подложными государственными регистрационными знаками. Водителю грозит лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Везут не людей, а дрова

А нижегородские «фронтовики» совместно с ГИБДД провели операцию «Тайный пассажир».

– Ситуация даже хуже, чем ранее представлялось, – рассказал активист ОНФ Андрей Петров. – Количество жалоб на водителей общественного транспорта увеличилось с 16 до 29%. В каждом втором сообщении – претензия, что везут не людей, а дрова. 22% жалуются, что маршрутки едут на красный свет и останавливаются на середине перекрестков. Подобные нарушения были отмечены в Сормове, на площади Свободы и площади Горького. Каждый второй опрошенный заявлял, что автобус отъезжал от остановки с открытой дверью и открывал ее на ходу, не дожидаясь полной остановки.69% жаловались на разговоры водителя по телефону во время движения, некоторые не отрываются от телефонов от начала до конца маршрута (а как оторваться от трубки, если частники буквально «ведут» друг друга на линиях, чтобы успеть собрать пассажиров раньше конкурента. –Авт.).

– На чемпионат мира по футболу в Нижний Новгород приедет много гостей, иностранцев, и мы должны внедрить хорошую культуру обслуживания пассажиров. А мы сегодня видим грязные, прокуренные салоны автобусов, водители часто хамят пассажирам. Госорганы должны усилить контроль, – настаивают в ОНФ.

Кэш и оптимизация

– Маршрутные схемы развивались хаотично. В результате у нас из 120 маршрутов как минимум 12 полностью дублируют друг друга, – обозначил главную проблему председатель Ассоциации частных перевозчиков Сергей Ковалев (частники обслуживают порядка 60 городских маршрутов). – Ситуация становится опасной для пассажиров. Гонки на дорогах, низкая квалификация водителей, «карусель» транспортных карт. Оптимизация нужна, чтобы на рынке остались профессиональные перевозчики, а не одиночки, у которых перевозки – это как хобби (возможность заработать). Городу нужен аудит предприятий и оптимизация маршрутной сети. Москву и Санкт-Петербург обслуживает от 4 до 8 частных транспортных компаний, а в Нижнем Новгороде на маршруте работает 28 частных перевозчиков. В таких условиях невозможно создать единую систему контроля и управления. Конечно, каждый мелкий перевозчик будет бороться за свой бизнес, и это будет преподноситься общественности как ущемление чьих-то прав. Но перевозчик каждый день возит сотни людей, он отвечает за их жизни. Поэтому должны остаться профессионалы, которые ответственно, в рамках законодательства будут обслуживать город, – закончил Сергей Ковалев.

Не рубить с плеча, а создать условия

– Можно хирургически очищать рынок от непрофессионалов, а можно создать условия, чтобы они либо перевоспитались и стали профессионалами, либо экономически им было невыгодно так работать и они ушли с рынка, – советует терапию Михаил Теодорович, руководитель УФАС по Нижегородской области. – Есть муниципальные контракты, давайте посмотрим, что там можно прописать: к примеру, уронил пассажира – до свидания с маршрута. Но нужны меры, которые минимизировали бы стресс для рынка. К нынешней схеме люди привыкли, а тут происходит взлом рынка. Прихожу на остановку и не понимаю, как ехать, кто меня повезет? С людьми нужно разговаривать, обсуждать, что их не устраивает.

– Давайте скажем прямо: идет борьба за кэш, который собирают частные нелегальные перевозчики, – не выдержал Максим Дранишников, директор Нижегородэлектротранса. – Честному, легальному перевозчику все равно как работать – за наличные деньги или за «электронные». Москва пошла по пути «резкой хирургии». Если мы и дальше будем тянуть с реформами, то ни у Нижегородэлектротранса, ни у НПАТ не будет денег, а у городского бюджета не хватит средств, чтобы поддерживать парки. Необходимо очистить рынок, чтобы дальше смогли работать легальные, законные перевозчики, и обеспечивать безопасность. Встает вопрос уже не об удобстве пассажиров, а о безопасности. Доедет ли он домой, ляжет ли он в постель? Либо кэш, либо безопасность.

Они еще и налоги не платят!

– Если сегодня жители хотят передвигаться на транспорте, не прошедшем технический осмотр, грязном, неисправном, с профессионально неподготовленным водителем, готовы стоять в пробках, участвовать в гонках и не понимать, по какому расписанию и с какими интервалами будет ходить наземный транспорт, – тогда мы ничего не меняем и ничего не достигнем, – констатирует председатель постоянной комиссии Гордумы по транспорту и связи Алексей Гойхман. – Если мы хотим видеть транспорт удобным, надежным, с предоставлением условий для перевозки маломобильных категорий людей, тогда мы должны начать реформы, которые помогут разгрузить дороги в городе и уменьшить количество пробок. Но мы должны создать такие условия, которые позволят частным перевозчикам работать по расписанию, соблюдать интервалы, не устраивая гонки и при этом зарабатывая деньги. Все сказанное заложено в основу новой транспортной сети, в КТС. И при этом не забывать, что уплата налогов является неотъемлемой частью любого бизнеса.

– Нужно выслушать мнения и городских властей, и перевозчиков, и представителей общественности, провести выездные совещания во всех районах Нижнего Новгорода, Важно четко объяснить людям принципы транспортной схемы с учетом будущих изменений, – считает председатель комитета Законодательного собрания по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков (бывший глава Автозаводского района). – Привлечь к дискуссии и депутатов Законодательного собрания, которые могут помочь провести нужные законодательные правила.

– В области есть муниципалитеты, у которых похожие проблемы. Поэтому что хорошо для Нижнего Новгорода, то хорошо для всей области, – добавил Владимир Солдатенков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 26 октября 2016

Заголовок в газете: Резать хирургически или лечить терапией?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру