Разделение сросшихся ветвей

Депутаты бойкотировали «неправильные» выборы спикера

Первое заседание Законодательного собрания 6-го созыва 4 октября не состоялось из-за отсутствия кворума. События, предшествовавшие этому, развивались так бурно и драматично, что губернатор Валерий Шанцев даже рекомендовал прогульщикам «сложить полномочия». Но очевидно, что о причинах «политического демарша» недоговаривают на публику все стороны.

Депутаты бойкотировали «неправильные» выборы спикера
Автор фото: Андрей Абрамов

Поторопились

Корень конфликта – в нежелании делиться властью определенной части руководящей элиты Нижегородской области. В новый созыв Заксобрания пришли новые депутаты с амбициями, с конкретными задачами и за результатом. А не просто посидеть в представительном органе, где тишь, гладь и божья благодать.

Первые лица нижегородской «Единой России», очевидно, поторопились с заявлениями о том, что имя нового председателя Законодательного собрания станет известно уже на партконференции 27 сентября. Дескать, раз у «единороссов» большинство голосов в региональном парламенте – 41 из 50, – то вроде бы и говорить не о чем. Напомним, 151 участник партконференции проголосовали за выдвижение на пост председателя ЗСНО Евгения Лебедева, прежнего спикера и вновь рекомендованного губернатором. В то же время 27 партийцев отдали голоса за альтернативного Вячеслава Аксиньина.

Оппозиция потребовала «право голоса»

Однако уже через несколько дней, накануне первого заседания Заксобрания, все перевернулось. Евгений Лебедев снял свою кандидатуру, а Александр Табачников, недавно избранный секретарем НРО «Единой России», оказался выдвинут фракцией еще и на пост спикера. (И на сей раз он был крайне осторожен в своих прогнозах, предположив, что все решится в день собрания 4 октября.)

Против Лебедева открыто «возвысили голос» немногочисленные депутаты от оппозиции – их девять (от ЛДПР, «Справедливой России» и КПРФ), потребовав учитывать их мнение.

На пресс-конференции 3 октября представители «справороссов» и коммунистов предупредили, что уйдут из зала, то есть готовы бойкотировать первое заседание ЗСНО, если счетная комиссия по выборам председателя парламента будет сформирована только из представителей «Единой России». Более того, оппозиция была недовольна тем, что голосовать «единороссы» собирались исходя из партийной дисциплины: в этом случае голоса других партий ничего не будут значить. То есть автоматически отправятся в мусорную корзину.

«У нас есть ощущение, что руководство региона за нас, за депутатов, уже выбрало спикера Законодательного собрания», – сказал депутат от КПРФ Владимир Буланов.

Представители ЛДПР, «справороссы» также заявили, что нужно обеспечить прозрачность процедуры при тайном выборе спикера. Вынести урну в зал заседаний, установить там же кабинку для голосования, создать места для наблюдателей и СМИ.

«Чтобы депутаты не выстраивались унизительно вдоль стенки, заполняя на коленке бюллетень, а нормально, в кабинке, наедине с собой поставили нужную галочку, – объясняла депутат от «эсеров» Галина Клочкова. – Нам пять лет работать с будущим спикером. Хочется выбрать честно. Мы также поддержим бойкот первого заседания Законодательного собрания, если наши требования не будут выполнены».

Кроме того, были пожелания весь тираж бюллетеней отпечатать под наблюдением и контролем счетной комиссии и заверить бюллетень подписями членов счетной комиссии – при выдаче депутату.

«Счетная комиссия при избрании спикера Заксобрания Нижегородской области должна состоять из представителей всех партий, прошедших в парламент», – считает и Александр Курдюмов, первый заместитель руководителя ЦА ЛДПР, депутат Госдумы от ЛДПР, курирующий нижегородский регион. Он напомнил, что 29 сентября на заседании оргкомитета Законодательного собрания Нижегородской области было принято решение о численном составе счетной комиссии при избрании председателя нижегородского парламента.

«Мне непонятно, почему ЛДПР пытаются исключить из этой процедуры. ЛДПР всегда выступала за прозрачность, честность и демократичность. И если подсчет будет произведен правильно и без принуждения, мне непонятна вдвойне позиция отдельных представителей партии власти, которые стараются сделать так, чтобы представителя ЛДПР не включали в счетную комиссию, это уже нарушение процедуры избрания. Если избрание спикера ЗС НО пытаются сфальсифицировать, зачем тогда нам нужен такой председатель?» – задается вопросом Александр Курдюмов.

«Исключение оппозиции из участия в подсчете голосов создает почву для сомнений в результатах голосования и влечет потери демократизации процедуры, – солидарен и представитель «Единой России» Андрей Тарасов. – Попытки проводить выборы спикера ЗС НО максимально кулуарно идут вразрез и с федеральной линией партии, и с позицией президента Владимира Путина».

Надоело ходить стадом

То, что и внутри фракции «единороссов» нет единства, выяснилось уже на первом организационном собрании 29 сентября. Недовольство выдвижением Евгения Лебедева на пост спикера в кулуарах высказывали – «морщились» – даже самые «едреные» «единороссы».

Кроме того, членов фракции пытались принудить к выполнению неких партийных инструкций при тайном голосовании.

«Нас пытаются загнать в рамки жесткого регламента, заставить ходить стадом, хотя депутаты избирались населением и брали обязательства прежде всего перед людьми, а не перед чиновниками», – имел смелость публично сказать Андрей Тарасов.

Представители «городских» – депутаты, избравшиеся от Нижнего Новгорода, – и сочувствующие им единомышленники однозначно и заранее заявляли, зачем они идут в Заксобрание: отстаивать интересы города, бороться за возвращение определенных полномочий, больших налоговых отчислений. Главное, чтобы Нижний услышали, чтобы с ним считались в представительном органе.

(Эту группу тоже вряд ли устраивал «старый» спикер, который, как известно, «умел слушать», но все идеи и предложения, что шли вразрез с линией губернатора и правительства, замыливались и отправлялись под сукно.)

Накануне решающего события выяснилось, что ряд депутатов вызывали в кабинет и спрашивали, за кого будут голосовать, какие есть претензии к Евгению Лебедеву.

«Меня как директора завода «Термаль» вообще пообещали дисквалифицировать, если я проголосую против», – заявил Владимир Буланов (от фракции КПРФ).

Дошло до того, что свыше десятка депутатов поставили свои подписи под письмом, адресованным полпреду Президента России в Приволжье Михаилу Бабичу, прокурору Нижегородской области Олегу Понасенко и начальнику УФСБ по Нижегородской области Сергею Старицыну.

Депутаты жаловались на губернатора Валерия Шанцева и его заместителя Романа Антонова, которые, как утверждали авторы письма, оказывают на них давление с целью добиться избрания председателем Заксобрания Евгения Лебедева, а также готовятся осуществить грубые нарушения закона при проведении голосования и при подсчете голосов.

Вот и партийное обещание

В понедельник 3 октября стало известно, что Евгений Лебедев снял свою кандидатуру с выборов председателя Законодательного собрания, «поступился амбициями ради дела и будущей плодотворной работы Заксобрания». «Мое решение снять свою кандидатуру с выборов председателя Законодательного собрания было осознанным и продуманным», – заявил он.

Но такой поступок, честно говоря, идет вразрез с партийными обязательствами и обещаниями. О какой партдисциплине можно тогда говорить?

На замену Лебедев предложил кандидатуру Александра Табачникова (был в прошлом ЗС НО его замом).

В тот же день «ЕР» поддержала предложение, чтобы в счетную комиссию для выборов спикера вошли семь человек: четверо от «Единой России» и по одному от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», сообщил Александр Табачников. От «ЕР» рекомендовали Владимира Пакова, Владимира Осокина, Дмитрия Малухина и Валерия Антипова.

Демарш или протест?

Однако до самого вторника, 4 октября, так и не было понятно, состоится ли первое заседание. Очевидно было только одно: оппонирующие стороны не договорились. Среди не пришедших на заседание фигурировали представители всех партий. На заседание прибыл даже прокурор области Олег Понасенко. Кворума ждали свыше получаса, необходимо было как минимум 34 человека. Но зарегистрировались только 32 из 50 депутатов.

Наконец Виктор Лунин, проводивший заседание на правах старейшего депутата, объявил заседание закрытым. При этом начавший высказываться по процедуре депутат Олег Сорокин (экс-мэр Нижнего Новгорода) был прерван. «Было два заседания оргкомитета, – начал он, – на первом было принято прозрачное решение, которое всех устраивало, в счетную комиссию были включены представители всех фракций, но потом вдруг процедуру переиграли…» – начал Олег Сорокин.

Далее всех журналистов попросили из зала, там осталась фракция «Единая Россия» и ряд членов правительства области – замгубернатора Роман Антонов, Антон Аверин, министр Ольга Носкова и другие.

Как стало известно по итогам, представители «городских» в лице Олега Сорокина настаивали на максимально открытой процедуре голосования, полностью «защищенных» подписями всех членов счетной комиссии бюллетенях, на голосовании в зале заседания, в присутствии СМИ и так далее.

«Это не какой-то политический демарш, – настаивали «городские». – Мы хотим, чтобы не было нечестной игры, когда нам обещают прозрачность и открытость, а за спиной происходит другое. Вот партийцы одобрили кандидатуру Евгения Лебедева, и, не дождавшись голосования, вместо него уже предлагается Александр Табачников».

Нужен компромисс

«Есть неразрешенные противоречия, компромисс не найден, часть депутатов не устраивают правила игры и процедура избрания председателя, – признался потом Александр Вайнберг. – И все, чем будут сейчас заниматься депутаты, это поиск компромисса. В нем заинтересованы не только депутаты, но и партийные структуры. Да, есть повод, чтобы устроить такой демарш – не прийти на заседание парламента, но есть и глубинные причины, наверное, надо подумать над этими причинами».

Действительно, в Заксобрание приходил Александр Курдюмов, координатор региона от партии ЛДПР. И он, в частности, сказал, что вроде бы порядок проведения голосования по спикеру был определен и согласован с «Единой Россией». ЛДПР включили в счетную комиссию, но потом выяснилось, что урна будет стоять не в зале заседания на всеобщем обозрении, а в другой комнате. «Ящик там быть не должен, – сказал Курдюмов, – мы не знаем, что это за комната, кто там будет сидеть. Есть вопросы по бюллетеням: как они должны быть оформлены, подписаны».

«То, что мы сегодня видели, это политический демарш, – считает депутат Александр Шаронов. – Как средство политической борьбы эта мера тоже существует, но она достаточно радикального характера, и применять ее надо в крайнем случае. А в ситуации, когда люди только избрались и даже еще не вступили в полномочия, а уже начинают использовать такие радикальные способы, такая позиция не совсем адекватна. На оргкомитете были озвучены разногласия, но они настолько формальные и неважные, что не могут являться причиной. Соответственно, причина должна быть в другом, и об этом сейчас надо думать и искать компромиссы».

Вопрос о новой дате заседания парламента будет решаться 6 октября на фракции «ЕР» и оргкомитете.

Жертва централизации власти

Вне зависимости от имени спикера регионального парламента новый созыв обязан перестать быть придатком исполнительной власти, обновить формат работы и повестку дня, сделать ее более актуальной, считают очень многие депутаты. Прошлое Заксобрание стало «жертвой» централизации власти, интересы муниципалитетов перестали звучать в зале, ушли из повседневного публичного обсуждения вслед за отбором большей части функционала у МСУ и передачи его в правительство области.

Команда губернатора бежала впереди федерального тренда, выхолостив почти «под нуль» значимость местных органов власти. Депутаты прошлого созыва несумняшеся голосовали за отбор у МСУ всех видов «прав деятельности». Начиная с прямых выборов, заканчивая полномочиями по земле. Большинство задач и дел ушло в региональный Белый дом.

И только один раз депкорпус взбунтовался, когда их – по щелчку перед выборами в Нижнем Новгороде – «попросили» вернуть опять «одноглавую модель» управления в МСУ, но еще в более кастрированном виде: с назначением чуть ли не из кабинетов Нижегородского кремля.

Здесь «проштамповать» резолюцию народные избранники отказались. Сыграла роль не только позиция Нижнего Новгорода, но и нежелание многих районов и муниципалитетов, то есть чиновников на местах, бегом покидать насиженные кресла в администрациях. Но в целом парламент прошлого созыва – в лице большинства «единороссов» – демонстрировал полный конформизм, соглашательство с исполнительной властью и дисциплинированность.

«Из полусотни моих и фракции КПРФ инициатив не было поддержано ни одной, – говорит депутат ЗС НО Владимир Буланов, – хотя ряд законопроектов потом прошли ребрендинг и были приняты под флагом «Единой России».

При этом демократические процедуры в ЗС НО заменялись суррогатами, имитацией деятельности, просветительскими акциями, конкурсами сочинений, рисунков, выездами парламента в районы, которые сами же депутаты называли отдыхаловками. Орган оброс декоративными институтами, ассоциациями, советами, «воздушными пузырями».

На федеральный уровень из Нижобласти так не пробилось каких-то ярких проектов и инициатив, за исключением разве что по оборонке и госзаказу, да и те вошли в федзакон через «коммунистический» комитет по обороне Госдумы.

Собственных разработок – областных законопроектов – у нижегородских творцов по итогам прошлой пятилетки тоже оказалось с гулькин нос, типа закона о «народной законотворческой инициативе», которые в реальности так и не заработали.

А если что «нужное и дорогое» по социалке проходило в парламенте, то только с высочайшего одобрения соседнего Белого дома. То, что предлагалось другими фракциями – не «Единой Россией», – заматывалось и прокатывалось, и здесь «ЕдРо» проявляла удивительную консолидацию.

Некоторые направления жизни вообще ушли из обсуждения в представительном органе – молодежная политика, образование, градостроительная деятельность.

В редких случаях и редким членам парламента позволялось ставить острые вопросы и предъявлять претензии министрам губернатора. Как, например, в случае приватизации ГП «Трансинкор». Парламентское расследование вообще выпало из арсенала инструментов Заксобрания.

Но оно стало мощным лоббистом крупнейших промышленников и инвесторов. А ходоки по другим вопросам – дороги, школы, больницы, культобъекты – искали другие пути для решения своих нужд.

К Нижнему Новгороду – коллегам из Гордумы – отношение было снисходительное, свысока: «Ну что у них там опять происходит, опять бардак?» И только несколько человек в парламенте прошлого созыва «болели» за город.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру