Ярмарку «играет» регион

Кризис идей до базара доведет

Новость о том, что продуктовый супермаркет «Магнит» может обосноваться на площадях «визитной карточки» Нижнего Новгорода в здании-памятнике главного ярмарочного дома, не на шутку взволновала местную общественность. «Инфой» поделилась в соцсети Лилия Шевчук, директор музея занимательных наук «Кварки», который размещался там ранее, но этим летом переехал на Казанское шоссе.

«Магнита» не будет

«Докатились.... Бакалейная лавка вместо политической площадки. Остается только алкомаркет в ярмарочном здании открыть», - комментировали возмущенные горожане.

«А что делать? Ярмарка должна обеспечивать доход, здания требуют больших расходов на содержание. Мне нужно было сдать свободные площади - 1600 кв. м - в аренду», - рассказал 4 августа в телефонном разговоре с корреспондентом «МК в НН» гендиректор   ВЗАО «Нижегородская ярмарка» Валерий Барулин, комментируя публичную оферту об аренде площадей в знаменитом бело-красном  здании (со входом со стороны Совнаркомовской – Авт.).

Но гендиректор сразу «обрадовал», что «Магнита» на Ярмарке не будет.

«Компания «Тандер» (развивает сеть магазинов «Магнит» - Авт.) отказалась от предложения аренды площадей в Главном ярмарочном доме, - уточнил Валерий Барулин. – Мы, буквально, вчера получили письмо, где об этом сообщается. Видимо, они посчитали экономику и решили, что им это не выгодно. Мы выставляли цену по 700 руб. за квадратный метр (в месяц – Авт.). Предложение делали публично всем потенциальным арендаторами, в том числе, и «Магниту».

Так что, еще неизвестно какие арендаторы могут въехать в историческое здание архитекторов К. Трейман, А. фон Гоген и А. Трамбицкого. Вакансия сохраняется. «Магнит», возможно, еще был не худший вариант. На очереди - ночной клуб.

Потому что есть, конечно, разные оттенки этой темы: этическая, финансовая и просто физическое сохранение объекта культурного наследия как такового. Можно было бы смириться с «продуктовой лавкой» в культовом здании. В конце концов там размещался «Детский мир» и до сих пор торгуют тряпками в «Пассаже». Но зная, как известный федеральный ритейлер оборудует свои помещения холодильниками, кондиционерами, вытяжками, коммуникациями, подъездами, - становится просто страшно за памятник.

Барулин в разговоре с «МК в НН» отметил, что на начальном этапе условия размещения магазина, подъезды – заезды, даже не обсуждались.

Меньше «шишек» - меньше богатых гостей

Ярмарка сегодня вынуждена выживать – это «медицинский факт». И, что более печально, она утратила свое статусное значение, перестала быть привлекательной площадкой для ньюсмейкеров и генерации идей. А когда-то первые лица страны рвались в Нижний Новгород. Форумы на Ярмарке – типа «Россия Единая» - были объединяющими, собирающими страну.

За последние пять – десять лет Нижегородский выставочно-конгрессный комплекс замер в развитии, уступив лидерство более мощным, политически значимым регионам. Пальму первенства откровенно перехватил Татарстан.

И такая ситуация напрямую связана с позиционированием региона. Все меньше «московских шишек и пиджаков», все меньше богатых экспонентов. Все больше «специально нагоняемой» для численности публики, студентов. По сути - «мелкопоместная» площадка, занятая продуктовыми, вещевыми и православными ярмарками.

Но если вспомнить, как в 90-х годах руководство области ярмарки возрождало, раскручивало комплекс, то эта «утрата» – дело рукотворное и фактически отражает положение дел в губернии.

Да, раньше над Ярмаркой висел должок «немцовских времен» - почти в 4 млн долларов. Разрешение проблемы ставят в заслугу губернатору Валерию Шанцеву, однако это случилось еще в 2011 году (с отложением выплат до 2021 года), а нового импульса выставочный центр до сих пор не получил. Хотя финансовые возможности раньше позволяли.

Чиновники пытались менять форматы мероприятий – бизнес-саммиты, коммуникационные форумы, - однако важны не только концепция, но и вес, значимость субъекта для страны, авторитет руководителя региона. Где сегодня та среда, та почва, «бульон новых идей и предложений», которые привлекали бы гостей и первых лиц федерации? Потому что бизнес идет за ними. С этим туго. Великая сушь. Как с «Великими реками», и с Волгой, которую надо срочно спасать, и не разговорами на Ярмарке. Эффект таких форумов ничтожен.

Вторые, третьи лица федерального центра приезжают в Нижний с дежурными фразами и комплиментами в адрес «исторического кармана» России, когда Нижегородская ярмарка была на подъеме.

Сегодня очевидно, что заново нужно формировать стратегию Ярмарки. Она должна стать гуманитарной, научной, интеллектуальной площадкой. Наполнять залы выставочного комплекса новым функционалом.

Но пока областное правительство - основной акционер ВЗАО - не предлагает никаких новаций. И руководству Ярмарки приходится идти по простейшему пути – сдачи площадей в аренду. Банально зарабатывать на текущее содержание. Оперативную прибыль, по словам Барулина, Ярмарка имеет.

Реклама на заборе – как драйвер развития

Новый толчок в развитии Ярмарки по-прежнему связывают со строительством конгресс-центра. К чемпионату мира по футболу 2018 года нижегородское правительство планировало кардинально изменить облик территории Стрелки. Чтобы, как говорил губернатор Шанцев, сделать в «едином пространстве» футбольный стадион, и территорию Храма Александра Невского, и конгресс-центр…

Рядом с 1-м павильоном несколько лет назад были запроектированы гостиница и многофункциональный конгресс-центр, который превысит по объему все уже существующие выставочные площади (основной вход с территории Нижегородской ярмарки).

Подземное пространство перед зданием конгресс-центра планировалось использовать как парковочное.

Последнее яркое публичное выступление о будущем площадки гендиректор «Нижегородской ярмарки» Валерий Барулин делал в начале 2014 года на заседании постоянной комиссии гордумы Нижнего Новгорода по развитию города, строительству и архитектуре.

Озабоченные видовой эстетикой памятника архитектуры, завешанного рекламными баннерами (на ограде вдоль ул. Советской) депутаты, в частности, Александр Котюсов, интересовались, когда будут демонтированы «эти сараи (временные павильоны) и «тряпочные аншлаги».

«Прекрасное здание с интересной подсветкой практически не видно из-за павильонов, которым уже больше 20 лет. За это время в городе уже раза по три поменялись маркеты и киоски, а эти павильоны стоят», - говорил еще и писатель Котюсов. И удостоился резкой реакции Барулина:

«За что же вы так ненавидите ярмарку? – спросил он. - Если бы они стояли пустые между выставками, мы бы концы с концами не сводили. Они приносят доход, как и «реклама на заборе». Годовой оборот ярмарки 200 млн руб. Из них значительно денег уходит на поддержание главного ярмарочного здания в надлежащем виде».

Барулин опять напомнил, что в 1995 году через Нижегородскую ярмарку областная администрация провела кредит на $3,5 млн под 25% годовых с ежегодной санкцией за просрочку в 100%. В залоге находилось здание Нижполиграфа, но через суд его удалось отстоять, а Ярмарка оказалась крайней.

«К моему приходу долг составлял 36 млн долларов. Десять лет мы боролись в судах и только в 2011 году, благодаря вмешательству губернатора, эту проблему удалось решить. До этого делать что-то было невозможно. Потом уже мы стали планировать развитие Нижегородской ярмарки, - растолковывал Валерий Барулин депутатам. - Нижегородская ярмарка никогда не имела никакого финансирования из каких бы то ни было бюджетных структур, хотя основными учредителями ВЗАО были муниципалитет и областное правительство».

До лучших времен – старейший котлован

«Строительство нового конгресс-центра представляется нам как единственный способ развития Нижегородской ярмарки, - добавил Барулин. - Залы могут модернизироваться механическим путем под формат любого мероприятия, в том числе концертного или спортивного, здание будет иметь общую крышу с павильоном № 1, разрешение на строительство уже имеется». 

Планировалось, что оборудование и внутреннее обустройство конгресс-центра произведет итальянская компания, которая делала реконструкцию театра Ла Скала. Стоимость «отделки» заявлялась около полумиллиарда рублей.

«Хочется, чтобы у нас был лучший звук, лучший свет, - говорил Барулин. - Я думаю, построив конгресс-центр, мы сделаем большой рывок вперед. Потом можно будет говорить о сносе второго, четвертого и пятого павильонов  с территории ярмарки». (Их собственниками являются ГЖД, ВЗАО «Нижегородская ярмарка», областное мингосимущества).

Однако руководству «Ярмарки» не удалось тогда взять кредит (со сроком 12 лет под 11% годовых) на строительство конгресс-холла, стоимость которого оценивалась в  1,3 млрд руб. ( за два года она подскочила вдвое). Сбербанк потребовал от ярмарки вложений в проект 360 млн руб. собственных средств. По мнению Валерия Барулина, для ВЗАО эти траты неподъемны, а процент по кредиту был не приемлим. Правительство области, видимо, тоже не стало «заморачиваться» поиском вариантов.

Отдать площадку инвестору, который построил бы требуемое здание, основной акционер, очевидно, тоже не хочет. Области важно, говорит Барулин, чтобы здание принадлежало Ярмарке.

Поэтому «старейший синий забор» на стрелке по –прежнему закрывает «старейший котлован» Нижнего Новгорода.

«К сожалению, ярмарка сейчас занимается не развитием, а выживанием. Финансовое состояние и экономика страны не позволяет заниматься строительством конгресс-центра, на который возлагались большие надежды. По таким ставкам мы не можем кредитоваться. Надеемся, что ситуация улучшится», - сказал в заключении корр. «МК в Нижнем» Валерий Барулин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру