Михаил Теодорович: «Ничье удобство не должно быть выше интересов людей»

Руководитель Нижегородского УФАС рассказал о наиболее проблемных делах последнего времени

Чем сложнее экономическая ситуация, тем большее значение приобретает точность и адекватность государственного контроля – также, как и меры профилактики возможного нарушения законодательства. Кто, как не они, стоят на защите интересов государства, предпринимателей, предприятий и граждан? Для чего и созданы. Наш разговор с руководителем Нижегородского управления Федеральной антимонопольной службы Михаилом Теодоровичем не столько о громких делах последних месяцев, сколько о том, как избежать нарушений.

Руководитель Нижегородского УФАС рассказал о наиболее проблемных делах последнего времени

- Михаил Леонидович, расскажите, пожалуйста, о судьбе торгов по реконструкции проспекта Молодежный. Они несколько раз приостанавливались по решению вашего ведомства.

- Что видим мы. Есть проспект Молодежный – объект, который должен быть сдан к Чемпионату мира по футболу. Это понятно всем. Но из этого не следует, что существует некий «зеленый коридор», некая волшебная палочка, с помощью которых можно сокращать сроки за счет упрощения или ликвидации контрольных процедур. Контрольные надзорные органы никто не отменял. Поскольку цена объекта была определена в сумме более 4 млрд. рублей, то понятно, что цена ошибки для бюджета здесь может быть очень высокой. И никакого послабления госконтроля только из-за того, что это объект к Чемпионату мира, быть не может. Наоборот. И к этому нужно было быть готовыми заранее.

Это как человек, который опаздывает на работу постоянно, может придумывать какие угодно оправдания, но самое простое решение вопроса – поставить будильник на 15 минут раньше. То же и здесь. Если понятно, что будет жесткий контроль – просто начни все раньше, перестрахуйся, перепроверься, задай все вопросы, какие есть «на берегу», с тем чтобы официальные бумаги были уже необходимого качества. Этот предварительный этап был прожит как-то иначе.

В аналогичных случаях мы стремимся на подготовительных этапах помочь государственному заказчику снять все вопросы - если, конечно, они у него появляются.

- Положительные примеры сотрудничества имеются?  

- Да, например, мы успешно сотрудничаем с министерством экологии по вопросам, связанным с оборотом отходов. Такое взаимодействие радует. Позиции сближаются, хотя и не совпадают. Но есть понимание и взаимодействие. Нормальный живой процесс.

- Если вернуться к проспекту Молодежный, с чем было связано ваше вмешательство?

- Поскольку контракт свыше миллиарда рублей, то вся эта проблема относится к веденью центрального аппарата ФАС России. Мы знаем, что была коллизия с ненадлежащим выбором способа размещения торгов, с совмещением в одном заказе объектов, требующих специальных разрешений и не требующих таковых. Например, на строительство путепровода нужна лицензия, а на просто дорогу – нет. Совмещение в одном лоте ограничивает круг участников.

По поручению аппарата полномочного представителя Президента России в ПФО, мы вникли в эту тему именно с позиции сроков и возможного содействия в том, чтобы они были выдержаны. Речь шла об оказании поддержки правительству области. Требования антимонопольного законодательства должны были быть поняты, учтены и реализованы в оптимальные сроки. Что и было сделано. Несоответствия в документации, из-за которых процедура останавливалась, были разъяснены представителям правительства Нижегородской области в рамках заседаний комиссии. Что из этого они решили учесть, что проигнорировать – мы не знаем. Известно, что последний раз была жалоба на незаконное отклонение заявки участника размещения от торгов. Мы предприняли усилия, чтобы закупка не была отменена полностью, чтобы была рассмотрена локальная задача и вопрос решился в минимальные сроки. Так оно и вышло – торги были остановлены на семь дней. На сегодняшний день контракт должен быть заключен, задача решена.

Если бы дискуссия о том, как это делать, состоялась до официального размещения документов, возможно, не было бы тех задержек во времени, которые по факту случились.

- О том, что в УФАС можно обратиться за консультацией, вы говорите постоянно. Нет ощущения, что тут еще некий психологический барьер? Типа «не буди лихо, пока оно тихо»?

- У автомехаников есть поговорка: «Хороший стук наружу выйдет». Когда мы занимаемся собственным здоровьем, а не автомобилем, мы ходим по докторам, понимая, что есть болезни, которые развиваются тихо, исподволь, но потом точку невозврата можно проскочить. Тогда все уже будет очень нехорошо. Похожая история приключилась и здесь. При сумме закупки более 4 млрд. рублей точно же кто-нибудь да пожалуется, обратит внимание. Если с вероятностью, близкой к единице, размещение будет обжаловано, то почему бы заранее не подготовиться? Думаю, это дефект системы организации деятельности. Я верю, что когда-то будет не так. Есть государственные структуры, которые не гнушаются обратиться за консультацией к нам. Не страдают сроки, нет потерь для бюджета.

- УФАС сейчас обжалует закон Нижегородской области о назначении Нижегородской областной фармации (НОФ) единственным поставщиком лекарств в медучреждения региона. Это того же порядка процесс?

- Тут такая деимургическая картина, в которой есть абсолютно все. Я могу говорить лишь о том, что относится к нам. Совмещение функций дистрибуции и закупки лекарств – одно нарушение. Второе – незаконное наделение хозяйствующего субъекта властно-распорядительными полномочиями. Третье – неадекватное влияние этого учреждения на розничный рынок лекарств. Фактическое давление на цену, в результате чего стоимость препаратов в низкоценовом сегменте повышается, а некоторый товар становится либо слишком дорог, либо вовсе недоступен конечному потребителю. За счет непрозрачности процедур и финансовых отношений возрастают риски коррупционного характера. Кроме того, крайне значительные бюджетные средства выводятся из-под государственного финансового контроля.

Концентрируя такую рыночную силу в руках одного хозяйствующего субъекта, правительство Нижегородской области, по нашему мнению, которое подтверждено заключением экспертного совета по потребительскому рынку, обязано подумать о возможных негативных социальных проекциях этого решения. И либо позаботиться об их нейтрализации, либо вменить их в обязанность все той же НОФ.

- О чем идет речь?

- Если «Фармации» дают много денег и ее руководство знает, что грядет эпидемия гриппа, то она закупает заранее лекарство. Например, «Тамифлю». Нельзя одномоментно удвоить производство препарата. Значит, НОФ проплачивает производителю и резервирует лекарство для себя. К моменту ожидаемой эпидемии у компании товар на складе. Но это лекарство становится недоступным другим аптекам – розничным сетям. Выходит, что человеку этот препарат доступен, если он уже на больничной койке, а для профилактики он его применить не сможет. Его физически нет в аптеке. В этом случае область, которая приняла соответствующее решение, обязана совершить какие-то действия, чтобы этот препарат стал доступен не только пациентам больниц. Дело не только в «Тамифлю», есть и другие препараты, с которыми происходит то же самое.

Другой момент. Аптечные сети поставляют лекарства в отдаленные районы области. Если у них закупает ЦРБ и аптека – это один объем. Но если больница начинает получать какие-то лекарства от НОФ, то дистрибутор начинает думать, выгодно ли ему везти товар так далеко при снижении объемов продаж в рознице. Происходит вымывание лекарственных средств из аптек. Опять негативный социальный эффект и ущемление законных интересов граждан.

Что касается цен, то все уже устали слышать - как выгодна такая централизованная закупка. Говорят, что «Фармация» получает лекарства по очень хорошим ценам. Вместе с тем, розничные цены в Нижегородской области остаются средними по округу. Если вы получаете максимальные оптовые скидки, то и розница должна быть самой дешевой. Но этого нет. Возникает законный вопрос: где бонус? Информацию об экономической составляющей этих закупок мы так и не получили. «Фармация» пояснила, что они не могут быть предоставлены. Но тогда существенные сомнения остаются в отношении экономической обоснованности всей схемы закупок.

- Есть мнение врачей, что им удобно работать с одним поставщиком.

- Я верю тому, что написано в Конституции. А там говорится, что у нас социальное государство, которое заботится обо всех своих гражданах. В ней не написано, что отдельные исполнители государственной воли могут работать так, как им удобно. Ничье удобство не должно быть выше интересов граждан.

- Над чем еще сейчас работает УФАС?

- Свежая тема – это оборот коммунальных отходов. Она значима, поскольку затрагивает и интересы рынка, и действия органов власти, и интересы граждан, поскольку это тема и тарифов тоже. Правительство области разрабатывает механизм реализации нового законодательства «О контроле над отходами». Мы сформулировали свои предложения. Обсуждали эту тему и с министерством экологии, и на общественном консультативном совете, экспертном совете по потребительскому рынку. И сегодня у нас есть предложения по подходам к организации вывоза мусора, которые в совокупности обеспечат и реализацию действующего законодательства, и формирование механизма, обеспечивающего снижение тарифов для населения на вывоз и утилизацию отходов, развитие конкуренции в этом секторе и т.д. Это письмо у нас почти на выходе, в ближайшее время мы его направим губернатору.

- На днях вы встречались с администрацией Нижнего Новгорода по поводу работы эвакуаторов…

- У нас было два вопроса для обсуждения, в том числе и те же самые коммунальные отходы. Мы увидели со стороны администрации города явный интерес к нашим предложениям. Что касается эвакуаторов, мы говорили о том, что муниципальной властью должны быть совершены действия, направленные на надлежащее исполнение областного и федерального законодательства. Хочу оговориться, что с нашей точки зрения, региональный закон не совершенен. Наши предложения, которые мы неоднократно вносили, не полностью были услышаны и учтены. В результате, в законе возникла лакуна – белое пятно – в той части, которая посвящена механизму появления перечня субъектов, действующих на рынке эвакуации. Областной минтранс этот перечень публикует, но откуда он его берет? В законе написано, что его формирует местное самоуправление. Не написано - как. Поэтому перечень рождается неконкурентным образом. Эта история произошла еще в прошлом году, при прежней администрации города. Сегодня это несоответствие должно быть устранено. Мы направили предупреждение в муниципалитет. Смысл встречи был в том, чтобы донести наше видение до администрации города.

- Что вы предлагаете?

- Сформировать правовую базу, которая решит проблему. Первое – необходим конкурентный доступ, аналогичный доступу к пассажирским перевозкам: квалификационный минимум, обращение, принятие решения. Городу не нужно сколько угодно эвакуаторов. Необходим анализ: в каком районе какая потребность. И в рамках установленных квот начнется конкурентная борьба на понижение цены услуги. Несомненно, нужна единая диспетчерская служба, чтобы не создавать коррупционные риски, когда инспектор ДПС вынужден решать, какой ему эвакуатор вызвать. То ли по алфавиту, то ли на кого глаз упал. Это должна делать диспетчерская служба.

Возвращение автомобилей гражданам необходимо организовать максимально удобно. Если человек пришел и не увидел машину, он должен иметь возможность позвонить по единому телефону и узнать, куда ему ехать. На стоянке совершаются все необходимые процессуальные действия. Нужно оплатить штраф, услуги эвакуации и хранения – поставьте автомат, посредством которого можно это удобно сделать. И дело здесь, конечно же, не только в удобстве, но и во времени. Забирая у человека автомобиль, его лишают возможности прожить день так, как он запланировал. Заработать те деньги, которые должен заработать. Выполнить обязательства, которые, может быть, на себя уже принял. Иными словами, его выбивают из нормальной схемы деловых отношений, и значит, тот, кто это совершает, обязан предоставить максимальную возможность вернуться в эти отношения как можно скорее.

И последнее. Нужно определить время суток и территории города, где не нужно работать эвакуаторам, так как лекарство подчас вреднее болезни. Если на Звездинке днем работает эвакуатор, то вся улица встает в пробку. Машины, припаркованные на обочине, и то создают меньше проблем для движения транспорта. Можно применять какие-то другие решения, блокираторы на колеса, например, как в Праге. А в этих целях соответствующим образом зонировать территорию города.

- Вы нашли взаимопонимание с администрацией города?

- Нам показалось, да. Свое предписание мы выдали. Разумеется, мы остаемся в рамках нашего функционала и то, что мы делаем какие-то шаги навстречу, доносим нашу позицию, это все в части относящейся к мерам профилактики. Из этого не следует, что наши иные полномочия перестают быть актуальными.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру