Производство Ил-114 наладят на заводе "Сокол"

ИЛ -114 приземляют в Нижнем Новгороде

Без сомнения, этот котяра нежного цвета капучино, на которого отреагировал в твиттере даже вице-премьер Дмитрий Рогозин, скрасил ожидание журналистов на авиазаводе «Сокол», где 29 марта прошло важное совещание.

ИЛ -114 приземляют в Нижнем Новгороде

Коты в «оборонке»

В день визита Президента РФ в Нижний Новгород сюда также прибыла внушительная делегация федеральных чиновников, чтобы обсудить развертывание на «Соколе» производства гражданского самолёта Ил-114.

Появившийся неизвестно откуда молодой котик (которых на заводе категорически нет, как нас заверяли) вел себя странно: не хотел кушать колбасу и буженину с гостевого стола, его тянуло на руки и пообщаться хотя бы с журналистами, кто-назвал котяру «пушистым шпионом». Рогозин пошутил, что «это не шпион, а наш боевой товарищ». «На каждом авиазаводе у нас трудятся специально обученные коты, чтобы ни одна американская мышь не прошмыгнула», - написал он в соцсети.

Шутки, шутками, но вопрос на «Соколе» (входит в РСК «МиГ» «Объединенной авиастроительной корпорации») осуждался серьезный, фактически решалась судьба этой легендарной авиастроительной площадки. Большая часть встречи прошла за закрытыми дверьми. Модераторами выступали заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин и полпред Президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, а также более десятка представителей структур федерального и регионального уровня (Минфин, Минпром, Военно-промышленная комиссия, президент ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, гендиректор АО «ОДК» Александр Артюхов, генеральный конструктор ОАО «Ил» Николай Таликов, руководство авиазавода «Сокол»).

Обсуждали схемы финансирования и кооперации для ближнемагистрального лайнера.

Спасение завода

Уже давно анонсировалось, что нижегородский авиазавод «Сокол» - станет финалистом по сборке турбовинтовых Ил-114.

Справка «МК в НН»:

Турбовинтовой самолет Ил-114 рассчитан на перевозку до 64 пассажиров. Крейсерская скорость — 500 км/ч, дальность полёта с пассажирами – 1400 км.

Принципиально вопрос был решен Президентом РФ: проект создания регионального самолёта разрабатывается по его прямому поручению.

«Необходимо иметь полностью свой, отечественный лайнер, - отметил главное Дмитрий Рогозин, - целиком уйти от зависимости от иностранных поставщиков. Скоро российский авиапарк покинут устаревшие АН 24, 26, другие воздушные «внедорожники» типа ЯК 40. При этом в России есть конструкторские наработки и готовая платформа – Ил 114. Раньше он производился в Ташкенте. Нужно перевести производство на территорию России и полностью модернизировать».

В пользу Нижнего Новгорода (а не Саратова или Ульяновска) сыграли хороший лоббизм и предстоящая переориентация авиазавода на гражданку.

Говорят, полпреду Михаилу Бабичу пришлось проявить редкостные волевые способности, чтобы «затащить» перспективный заказ именно в ПФО (что было категорически важно), да еще - на «Сокол», который при других раскладах мог остаться в менее выигрышной позиции. Сегодня производство занято ремонтом и модернизацией МИГов, коллектив существенно сократился. Без военных контрактов перспективы площадки весьма туманны.

«Где-то после 2020 года оборонзаказ будет постепенно уходить с «Сокола», - подтвердил вице-премьер Дмитрий Рогозин, - параллельно со стартом производства новых гражданских самолетов здесь будет снижаться доля военной продукции, и одновременно наращиваться производство гражданских бортов. Поэтому наши планы гармонично сочетаются».

«Мы помним, как нелегко рождалось решение по строительству ближнемагистрального Ил-114, - говорит Михаил Бабич. - Были различные точки зрения. В том числе озвучивались мысли о создании совместного производства, либо закупке для нужд региональной авиации импортных самолетов. Но наша совместная работа привела к докладу главе государства, на основании которого принято решение о том, что проекту Ил-114 быть».

Опять Боинги?

По инициативе Михаила Бабича и Дмитрия Рогозина была организована работа по Ил-114: сформирован его технический внешний облик, произведены финансово-экономические расчеты, определены источники финансирования и производственная площадка, проработаны вопросы производственной кооперации.

«Могу сказать, что спрос на эти самолеты очевиден, -уверен полпред президента в ПФО. - У нас в округе 3 года реализуется программа региональной авиации и, несмотря на экономическую ситуацию, объем перевозок растет, потребность в самолетах очень высокая».

«Ил-114 крайне необходим прежде всего для народа, для гражданской авиации, - подчеркнул Дмитрий Рогозин (например, из Москвы в Дивеево летать – Авт.). - Самолет можно будет использовать в комплектации обычного и специального шасси, и значит эксплуатировать в Арктике».

«Объем рынка достаточно велик: только для гражданских авиакомпаний как минимум 150 самолетов на период от 2020 до 2030 годы. Не считая «Почты России», которая хочет иметь собственные борты, а также МЧС, МВД, Минобороны, - уточнил вице-премьер. - Наши госзаказчики предпочитают пощупать в натуре».

К 2018 году Россия должна получить два первых экземпляра Ил-114 из Нижнего. Серийное производство самолета планируется начать в 2019 году, что потребует финансирования в объеме 5-6 млрд рублей ежегодно начиная с 2017-го. По предварительным расчётам общая стоимость работ по проекту составит около 34 млрд. рублей, из них на ОКР – 14,5 млрд рублей. Плюс докапитализация лизинговых компаний, чтобы они выступили главными заказчиками новых Ил-114.

Ориентировочная цена лайнера, которую нам озвучил источник, - 960 млн рублей. В силу девальвации отечественной валюты «Боинги» становятся «категорически невыгодными», а российская машина выглядит намного эффективнее, считают чиновники. Правительство РФ ведет переговоры с двумя компаниями, которые могут стать потенциальными покупателями ближнемагистрального самолета: Финансовой лизинговой компанией (входит в ОАК) и Государственной транспортной лизинговой компанией.

«Сирийское небо» отразится у нас

«Самолет будет чисто российским, - заверил журналистов Дмитрий Рогозин, - авионика, бортовое оборудование, двигатель, который уже сегодня существует, его надо просто довести до ума. Хочется применить военные технологии, которые мы увидели в сирийском небе. Есть потребность начать производство немедленно - в 2016 году. Чтобы начать в этом году нужно будет 3 млрд рублей, поскольку в Ташкенте есть планеры (без начинки), которые можно забрать и используя этот задел начать собирать оборудование здесь, - планирует Рогозин. - Есть потребность дополнительного финансирования, будем обсуждать с Президентом России. Но если мы в эти сроки не осуществим запуск ИЛ-114 в производство, то у нас будет провал в гражданском авиапарке. Без новых самолетов наши авиакомпании окажутся опять перед выбором – закупать иностранщину.  А это – горизонт рынка в 5-10 лет. Поэтому мы обязаны найти деньги», -заключил Рогозин.

Почем билетик?

На совещании обсуждали, в том числе, и составляющие затрат авиакомпаний, и стоимость перелета. Например, заказчики говорили, что если бы можно было летать в Крым без дозаправки из отдаленных регионов страны, то цена билета была бы значительно ниже. В этой связи шла речь и о производстве отечественных дальнемагистральных самолетов.

«Вопрос стоимости цены билета напрямую связан с топливной эффективностью самолета, - сказал Рогозин отвечая на вопрос корреспондента «МК в НН». - Раньше как получалось? Мы заказывали двигатель одновременно с разработкой самолета, а делали его позже. Самолет вроде бы есть, а мотора нет. В результате мы «отодвигали» свое двигателестроение, ресурс российского двигателя был меньше, и кушал он бензина больше, чем зарубежный и билетики стоили дороже. Пассажирам приходилось переплачивать за это. Для производителя теперь главное - доработать двигатель. Предполагается оснащать самолеты проекта Ил-114 новым более экономичным турбовинтовым двигателем ТВ7-117 СМ (производится АО «Климов» Объединенной двигателестроительной корпорацией)».

Заказ с прибылью

«У нас нет никаких сомнений, что завод „Сокол“ - оптимальная площадка для конечной сборки и производства самолетов Ил-114. Здесь есть все необходимые производственные мощности, коллектив, - уверен полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич. - Хотя предусмотрена кооперация с другими заводами, и еще предстоит окончательно сформировать цепочку кооперации. Мы с правительством Нижегородской области проработали вопрос налоговых льгот, подготовки персонала, других административных и управленческих возможностей поддержки, которую можно оказать со стороны региона и округа».

«Такой большой заказ по производству "Ил-114" принесет заводу прибыль, а значит и Нижнему Новгороду», - заверил журналистов Дмитрий Рогозин.

У Рогозина в твиттере

@Rogozin Ульяновску самолет дают, Нижнему дают самолет и завод ракет, а Самаре ничего не дают. Тогда верните самарский завод в собственность государства.

По словам Рогозина сейчас, уже на уровне Президента РФ, обсуждается развертывание своего дальнемагистрального самолета Ил-96-400 (дальность полета свыше 10 тысяч км), количество пассажиров около 400 человек, новый двигатель ПД-14 позволит тратить меньше топлива.

"У нас огромная страна с большим количеством часовых поясов. Мы, безусловно, работаем сейчас над проектом российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета, но это дело послезавтрашнего дня. А что касается завтрашнего и сегодняшнего, то надо же на чем-то летать. На период до создания самолета совершенно нового поколения мы могли бы сейчас производить самолет Ил-96-400", - пояснил Рогозин.

«Однако этот лайнер скорее всего отойдет на воронежскую площадку. Нижегородцам с ним не справиться», - добавил вице-премьер.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №15 от 6 апреля 2016

Заголовок в газете: Нужен народу и «Соколу»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру