Балет «Спартак» вновь вошел в репертуар Нижегородского государственного академического театра

Режиссер поверил в возможности мужчин

30.03.2016 в 20:17, просмотров: 1807

Спустя четверть века знаменитый балет Арама Хачатуряна «Спартак» вновь вошел в репертуар Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. Первая постановка этого спектакля состоялась в 1979 году, его автором стал заслуженный артист России Отар Дадишкилиани.

Балет «Спартак» вновь вошел в репертуар Нижегородского государственного академического театра

В 2016 году Отар Михайлович поставил «Спартака» на нижегородской сцене во второй раз, и 25 и 27 марта 2016 года зрители увидели новую хореографическую версию спектакля.

Балетмейстер отметил, что многие артисты хотели вернуть «Спартака» на сцену театра, но сам постановщик сомневался в возможностях мужской части труппы, на которую ложится основная нагрузка в спектакле. «Я присмотрелся к нашим солистам при подготовке балета «Пер Гюнт» и решил, что они смогут достойно исполнить и такой технически сложный балет, как «Спартак». А во время сдачи спектакля сомнения в этом и вовсе рассеялись», – сказал Отар Дадишкилиани.

Балет рассказывает историю о восстании раба Спартака и его приверженцев против римских завоевателей в лице полководца Красса. В ночь перед последней битвой Спартака предал друг и сподвижник Гармодий. Рабы, зная о том, что свергнуть жестоких римлян им уже не удастся, все равно идут сражаться.

Действие балета поделено на три части, и это, скорее всего, связано с большой физической нагрузкой на солистов балета. Порой сольные и парные номера внутри действия длятся 10 минут! Так, во втором действии танец Гармодия и наложницы Красса Эгины длится почти четверть акта, и все это время солист балета проводит в танце, по нескольку раз поднимая партнершу вверх, в том числе на вытянутых руках. К непростым балетным номерам добавляется и вес реквизита: латы, шлемы, клинки и прочее оружие обиты железом для того, чтобы в сценах драк зрители слышали настоящий звон от ударов и звук скрещенных мечей.

Все это, однако, нисколько не «утяжеляет» спектакль. Напротив, «Спартак», один из сложнейших балетов XX века, смотрится на одном дыхании. Одному из исполнителей главной роли - 20-летнему Андрею Орлову – блестяще удается совмещать техническую отточенность каждого жеста и сценического движения и эмоциональную составляющую партии. «Конечно, для моего возраста это очень непростая роль. Чтобы понять, как воплотить этот образ на сцене, я смотрел прошлые постановки «Спартака», в том числе и того, что шел в Горьком, и решил, что самое важное для меня – это показать зрителю, что один, даже самый маленький человек может совершить великое дело», - отметил Андрей.

Кстати, многие артисты исполняют разные роли в разных составах. Балетмейстер Отар Дадишкилиани в таком распределении ролей преследует собственные задачи: ему важно, чтобы некоторые артисты попробовали свои силы в несвойственных им амплуа. Например, Александр Лысов в одном составе играет Красса, а в другом – Гармодия. Артист признался: «Физически Гармодия играть, конечно, тяжелее, а вот Красса – сложнее эмоционально. Во время репетиций мне не всегда удавалось сыграть могущественного полководца, который хотел поработить весь мир, но благодаря ассистенту балетмейстера Сергею Куракину у меня это получилось».

В «Спартаке» не менее сложны и женские партии. Татьяна Кайнова замечательно справилась с ролью Фригии, жены Спартака, и смогла совместить в одном образе глубокое чувство к возлюбленному, хрупкость и мужество отпустить его в последний бой. Удивительная пластичность артистки завораживает, каждый ее жест наполнен смыслом и заканчивается в нужный момент. Возможно, именно игра Татьяны Кайновой в последние минуты спектакля превращает трагическое повествование о восставших в личное переживание каждого зрителя.

Особую роль в спектакле играет музыкальное и сценическое оформление. Дирижеру Ренату Жиганшину удалось вынести из партитуры Хачатуряна мощное звучание и экспрессию, а художнику-постановщику и автору костюмов Евгению Спекторову – передать могущество Римской империи. Декорации в каждом действии разные, что позволяет зрителю перенестись то в покои Красса, то на рабовладельческий рынок, то на арену, где идут гладиаторские бои, то на улицы Рима, где Спартак готовит заговор. Кроме того, в последнем действии, где на заднике сцены изображена панорама Рима на восходе солнца, свет за декорациями постепенно меняется от розового через голубой к красному, и на таком фоне цельно и органично смотрятся сцены прощания Фригии и Спартака, предательства Гармодия, последнего сражения и плача по погибшим.

В репертуаре нижегородского оперного театра «Спартак» уже занял достойное место. Этот спектакль продемонстрировал возможности труппы нижегородского театра, которая мастерски справляется с непростым балетным материалом, создавая на сцене удивительное по зрелищности и исполнению действо.