Программа занятий разработана специалистами психологической службы МЧС России и Министерства здравоохранения РФ. Инструкторами стали студенты МГУ и ряда московских вузов, которые прошли сорокачасовое обучение и сдали квалификационные экзамены. Поддержать новичков в Нижний Новгород приехала директор Центра экстренной психологической помощи Юлия Шойгу, которая рассказала о целях проекта, об основных направлениях и перспективах работы:
- Это важный этап Всероссийского проекта «Научись спасать жизнь!», нацеленный на обучение навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки учителей ОБЖ, а главное – навыкам преподавания этих знаний школьникам. Важно то, чтобы эти навыки, полученные в школе, сохранились на всю жизнь. Это в свою очередь приближает нас к главной цели проекта – обучить как можно больше людей навыкам оказания первой помощи и психологической поддержки, - рассказала она.
- Мы решили начать именно с детей. По сути ведь, дети – это чистый лист, на основе которого можно сформировать любое мнение. Если люди с раннего возраста получат мотивацию к оказанию первой помощи пострадавшим, то на выходе их из школы мы получим граждан с высокой социальной ответственностью, - пояснил один из разработчиков программы, научный сотрудник Центрального НИИ организации и информатизации российского минздрава Геннадий Неудахин.
Занятия проходили ан протяжение трех дней. Сначала самих преподавателей обучали основам оказания первой помощи, после все участники семинара обсудили вопросы преподавания основ оказания помощи школьникам. На заключительном этапе педагоги дали свою оценку предложениям и технологиям, полученным в ходе учебы.
- Люди часто попросту не в состоянии оказать человеку первую помощь, хотя по идее, окружение должно дать человеку шанс выжить. Важно не только знать, как именно правильно оказать доврачебную помощь, но и быть готовым к этому психологически. Не испугаться вида крови, а взять себя в руки. На уроках я часто оказываю первую помощь. Бывает с детьми всякое: у кого-то дыхание сбилось, кому-то мячом по голове попали, - отметила учитель физкультуры школы №ё182 Татьяна Башева.
Занятия для педагогов проходят в аудиториях НИРО в игровой форме. Здесь же моделируют различные ситуации и вместе обсуждают, как лучше поступить. За всем следят специалисты из МЧС, которые точно знают, что нужно делать и как.
Проект «Научись спасать жизнь!» был инициирован Центром экстренной психологической помощи МЧС России в начале 2015 года, и направлен на мотивацию и обучение населения принципам оказания первой помощи и психологической поддержки. Основная его идея заключается в том, что любой человек, не имеющий специального образования, может в экстремальной ситуации спасти жизнь пострадавшего человека до приезда специалистов.
- Проект молодой. Ему всего год. К слову, учащаяся молодежь первой подхватила эту идею. Мы решили попробовать. Главное помнить, что спасать жизнь – это просто и научиться этому может каждый, - рассказала Юлия Шойгу.
По словам специалистов, основная проблема, которая стоит сейчас перед врачами и учителями – отсутствие единой системы обучения оказанию первой помощи. В автошколе преподают по одним стандартам, в школе - по другим, на производстве - по третьим. Лучшие знания и опты постараются привести к общему знаменателю и начать обучение на уроках ОБЖ в школе.
- В этом проекте, может быть, и нет ничего особенного, но он дает возможность формирования новой культуры отношения к жизни, позволяет спасти тех, кто попал в сложную ситуацию. Если говорить языком цифр, то на примере Англии: 140 тысяч человек в год умирает там от раковых заболеваний и ровно столько же погибает от несвоевременно оказанной помощи, - пояснил ректор ННГАСУ Андрей Лапшин.
Сами спасатели такую инициативу всемерно поддерживают.
- В каждой точке, где может что-то произойти, спасателя не поставишь. Кто-то увидел и сообщил, мы выехали, дальше при необходимости начинается развертывание сил и средств, а это время, которого всегда мало, - отметил начальник ГУ МЧС России по Нижегородской области Алексей Шиканов. Кстати, в день спасатели совершают по звонкам от 200 до 600 выездов. Ни один звонок не остается незамеченным.
В министерстве образования инициативу тоже считают не лишней.
- Знания русского языка и литературы будут бесполезны, если ребенок не знает, как вести себя в трудной ситуации. Это не очередной предмет, который пытаются навязать школе, этот проект будет у нас с гарантией реализован, - убежден начальник отдела дошкольного и общего образования регионального министерства образования Виктор Шмелев.
Если все сложится удачно, то уже со следующего учебного года нижегородские школьники обучатся простым правилам в непростой ситуации.