С ВИДАМИ НА «КАНАВИНО»

Соединить историю, современность и магистрали

Градостроительный совет области в августе, наконец, одобрил концепцию развития исторической территории "Старое Канавино" в Нижнем Новгороде. Инвесторы и чемпионат мира по футболу торопят. Как сказал губернатор Валерий Шанцев, по этой территории мы уже опаздываем с проектированием.

Соединить историю, современность и магистрали

Расселить

Думается, все согласятся, что «Старое Канавино» и прилегающие улицы являются одной из самых привлекательных территорий Н.Новгорода с глобальным историческим ярмарочным бэкграундом, но крайне неустроенной. Нижегородцы уже перестали интересоваться, когда же этот «угол» приведут в порядок? А гости города, попадая сюда, удивляются, почему фактически «витрина Нижнего» больше напоминает проходной двор, где все в куче, как вавилонский бедлам - и старина, и ветхость, и современность, а своего лица нет. Хотя сюда в 2018 году хлынет иностранный турист.

Что сегодня видят приезжие: беспорядочная лоточная уличная торговля. Скупка сотовых, шаурма. Трущобный квартал рядом с центральным рынком, где есть ряд исторических домиков и целая памятная улица революционного писателя - Алеши Пешкова.

В то же время здесь уже проходит современная трасса метромоста. Вскоре сюда, к железнодорожному вокзалу, заведут ветку высокоскоростной магистрали Москва-Нижний Новгород-Казань (ВСМ).

Проектировщики - московские и нижегородские - давно разрабатывают креативные планировочные решения для обустройства набережной. Остров под метромостом тоже можно было бы интересно и активно использовать. Но концепцию этой территории, подготовленную МП "НижегородгражданНИИпроект", пересматривали несколько раз.

Согласно последней версии, в границах улиц Июльских дней, Совнаркомовской, Самаркандской, Бетанкура, площади Революции и набережной реки Оки планируется застроить порядка 300 тыс. кв. метров, в том числе, зданиями общественного назначения, соцобъектами, а также возвести 59 тыс. кв. метров жилья.

Директор областного департамента градостроительства Александр Бодриевский отмечает, что «Старое Канавино» – это уникальная территория, которая уже давно требует реконструкции. Разработка проекта планировки этой территории очень назрела, так как есть много инвесторов, которые готовы реализовать там свои проекты.

Потому что, по сути, это «торговый центр» Нижнего Новгорода, приближенный к Московскому вокзалу с максимальным людским трафиком.

И ответ на главный вопрос, видимо, уже имеется. Не секрет, что прилегающий и к рынку, и к вокзалу деревянный жилфонд заселен преимущественно нерусским населением. Дома арендуются или выкуплены. Жильцов здесь прописано, по словам чиновников райадминистрации, очень много. И если выставлять на конкурс эти застроенные территории, то придется расселять большие объемы ветхого жилья, трудностей много будет. Поэтому важно то, что сказал директор депграда Александр Бодриевский: «представители диаспор выступают главными двигателями, побуждают нас к развитию этой территории».

Думается, свои со своими быстрее договорятся. И даже зона малоэтажной застройки - домики, которые будут отведены под новодел или ремонт, облагораживание найдут своего инвестора. Потому что для торговцев главное - не потерять это «золотое место» с громадным трафиком, который генерирует Московский вокзал.

Сохранить

«В варианте планировки, который мы рассматривали на совете, интересно решена проблема воссоздания исторической застройки, примыкающей к цирку, - поясняет Бодриевский. - Это не сохранение всех зданий и сооружений, которые там есть, так как большинство домов ветхие. Проект предполагает строительство новых зданий, но в тех же формах и габаритах, которые существуют сегодня (новодел. – Авт.). Подобное решение позволит дать новую жизнь территории, сохранив память о том, что там было в XIX веке – застройка на этой территории мало изменилась с тех пор. Памятники, исторические постройки "Старого Канавина" будут отреставрированы и сохранены в своем историческом облике. Новое строительство будет вестись с учетом этажности и внешнего стиля исторических зданий, и таким образом новодел и старина создадут целостный ансамбль».

«Фасады, конечно, здесь ужасные, - говорят горожане. - В таком виде нельзя их оставлять».

Но жестко охраняемой исторической зоны «Старое Канавино», по словам архитекторов, нет.

- Ценные дома (на ул. Даля и Пешкова) надо сохранить, - дал специальное поручение профильным чиновникам губернатор. -

Надо предметно продумать, что мы станем делать с памятниками, как восстанавливать и сохранять; какие дома отвести под новодел, какие снести. И что будем делать на месте сноса ветхого фонда, - все требования должны быть сформулированы в проекте.

Развязать и озеленить

Проект предполагает обустройство территории вдоль улицы Литвинова (которая должна стать городской магистралью). Одно из основных замечаний, высказанных членами совета, – надо предусмотреть пешеходные выходы на набережную от здания цирка, создание сквера, благоустройство территории.

Крупная развязка в районе метромоста и Московского шоссе позволит разгрузить транспортные потоки. При этом планируется отделить будущие жилые дома от магистрали при помощи озеленения прилегающих территорий.

Кстати, впереди перенос автостанции и открытие нового направления движения - к футбольному стадиону - выход на ул. Акимова и Бетанкура (в связке с ул. Литвинова). На территории в границах улиц Июльских дней, Совнаркомовской, Самаркандской и Бетанкура планируется строительство многоуровневых парковок для посетителей торговых центров в районе площади Революции и железнодорожного вокзала.

(Вероятнее всего, несколько пятиэтажных парковок будут располагаться вдоль всей улицы Литвинова. На первых этажах планируется размещать торговые объекты.)

«От площади Революции до Волжской набережной планируется создать пешеходную зону, проведя ее озеленение и благоустройство, - рассказал Юрий Карцев, главный архитектор ГражданНИИпроекта. - Также на острове посреди Волги, где располагается одна из опор метромоста, планируется создать развлекательную зону».

Член градсовета Анна Гельфанд особо отметила, что нужны прогулочные и связующие - разную застройку и пространство магистралей - зоны. Нужны выходы на набережные, пешеходные озелененные территории.

О сроках реализации концепции, по мнению архитекторов, говорить рано, надо дорабатывать детализацию, чтобы инвесторы понимали, где и что можно строить и планировать.

Между мостами

Губернатор Валерий Шанцев на встрече с жителями заречной части недавно рассказал, как будет благоустроен левый берег Оки между Мызинским и Канавинским мостами. Он отметил, что прежде необходимо провести берегоукрепительные работы на этом участке.

«Совместно с руководством города мы приняли решение о берегоукреплении этой территории. В дальнейшем планируется строить транспортную магистраль - дублер проспекта Ленина. Рядом будет прогулочная зона. Проект развития этого квартала неоднократно рассматривался на градостроительном совете, обсуждалось сохранение исторической зоны, транспортные развязки. Ряд улиц планируется расширить. Я думаю, это задача на ближайшие 5-7 лет», - заявил Валерий Шанцев.

Проблема синего забора

Вопрос реконструкции Нижневолжской набережной, в частности, участка от речного вокзала до Канавинского моста тоже волнует многих.

«В свое время появился инвестор, который хотел привести эту территорию в порядок, - сказал губернатор. - Городское руководство согласовало проект, работы были начаты. В дальнейшем мы поняли, что это совсем не тот проект, который изначально был согласован. Инвестор без ведома осуществил перепродажу проекта. Все это время шла жесткая борьба, мы выиграли все суды, но существует другая проблема. Этот участок находится в собственности федерации. Мы обратились в Правительство РФ с тем, чтобы данный участок передали либо в областную, либо в муниципальную собственность. Росимущество согласилось с нашей позицией, и сейчас идет процесс передачи. Как только получим свидетельство – будем быстро работать», - подчеркнул Шанцев.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру