Летчик-нижегородец найден через 55 лет

Возвращенные из забытья

 В ноябре 1999 года в ущелье на северо-восточном склоне горы Тхаб в 30 км от Геленджика краснодарские альпинисты неожиданно наткнулись на обломки неизвестного самолета. Судя по всему авиакатастрофа случилась давно...

Возвращенные из забытья
Торжественное захоронение останков членов экипажа в г. Геленджике. Фото из архива Елена Богдановой.

 Эхо войны в ущелье

Альпинисты записали в дневнике: «...на дне ущелья мы уткнулись в лежащий на камнях двигатель самолета, немного выше по склону – второй, еще выше – крупные обрывки дюраля, бронелисты, стойки шасси, обрывки пулеметных лент с патронами американского производства и... останки членов экипажа».

Но у альпинистов не было опыта поисковой работы и они не смогли быстро установить имена летчиков. И тогда начался поиск длиной в десять лет. Поисковики отряда «Набат» нашли среди груды искореженного металла заводскую табличку с указанием типа самолета, даты его выпуска и номер. Определили, что самолет американский, А-20 Бостон.

Поиск велся и в Центральном архиве министерства обороны РФ, и на американских интернет-сайтах. Существенно помог поисковикам кандидат исторических наук Сергей Садовников.

Удалось установить, что ночной бомбардировщик А-20 Бостон по журналам учета ЦАМО РФ проходит как не вернувшийся с боевого задания в составе 63 НББАП в ночь на 4 января 1944 года. А в книге учета безвозвратных потерь личного состава 63 БАП за 1942-1947 годы значится:

«…88. Ванюшев Виктор Георгиевич, лейтенант, летчик, 19.9.1918 г.р., урож. Горьковская обл., Дивеевский р-н, д. Елизарьево; призван по спецнабору г. Горький; в ночь на 4.1.44 г., выполняя задание на с-те А-2-Б по бомбардировке войск и артиллерии противника в пункте Ангара, экипаж не вернулся на свой аэродром…». Далее перечислен весь экипаж.

Поисковики стали искать и нашли родственников погибшего военного летчика Виктора Ванюшева. Его племянница Елена Васильевна Богданова, учитель школы № 46 Нижнего Новгорода, написала письмо об этой истории.

– Более полувека в нашей семье не знали, где и при каких обстоятельствах разбился самолет Виктора Ванюшева, моего дяди, похоронены или нет останки членов экипажа, – пишет Елена Богданова. – Брат Виктора, Николай Георгиевич Ванюшев, вел переписку с Министерством обороны СССР. Ответ звучал безнадежно: «из списков офицерского состава исключен как пропавший без вести». Своего сына Николай Георгиевич назвал в честь старшего брата, которого любил и которым гордился. Виктор был для него и для всех в семье примером. Сам Николай Георгиевич закончил Высшую партийную школу и был директором предприятия (филиала ГАЗа) по перегону автомобилей.

Благодаря огромной работе, проделанной Краснодарской краевой общественной поисковой организацией «Набат», спустя долгие годы мы получили свидетельства последних минут жизни экипажа самолета А-20 Бостон, командиром которого был Виктор Ванюшев, брат моей матери.

«Выпустить нас обещают осенью 1941 года...»

– В нашей семье, – рассказывает Елена Богданова, – всегда с большим уважением и теплотой относились к памяти Виктора Георгиевича. Бережно хранятся его письма, самое раннее из которых датировано 8 апреля 1939 года и написано из Энгельсского военного авиационного училища, куда он поступил.

Быть летчиком – мечта детства Виктора. «Моя жизнь проходит в напряженной учебе – каждая минута на учете, – пишет он в письмах, – Но я чувствую себя «в своих санях».

Все письма Виктора проникнуты любовью и заботой о родных (в Горьком его мать и отец, три сестры и младший брат). В одном из писем он сообщает, что обязательно поможет брату с покупкой велосипеда. «Но, Коля, твое желание кататься вместе (когда приеду в отпуск) едва ли осуществится так скоро, потому что до выпуска из училища, наверное, не отпустят, а выпустить нас обещают осенью 1941 года…» В другом письме – открытка с изображением фотоаппарата, который был куплен для младшего брата. Но, к сожалению, младший брат больше никогда не увидит Виктора, и его мечтам покататься вместе на велосипеде, освоить фотоаппарат, услышать рассказы о полетах, примерить на себя командирские очки, «чкаловские», как пишет Виктор, уже не суждено сбыться.

Виктор Ванюшев в форме курсанта.

«Полечу громить немцев на «Америке»...»

– Виктора переводят на Северный Кавказ, в Краснодар, – рассказывает Елена Богданова. – Он пишет: «…служить в авиации – это значит непрерывно учиться, а насчет фронта – нам всем очень хочется туда попасть».

Он отлично освоил бомбардировщик и его включают в группу переподготовки для полетов на американских самолетах. Американский Дуглас А-20 ХЭВОК/ДБ-7 Бостон использовался ВВС США, Великобритании и других стран. Во время Великой Отечественной войны 665 самолетов А-20В были переданы Советскому Союзу. «Мы их освоили успешно, – пишет Виктор в очередном письме, – и в ближайшее время я ночью полечу громить немцев на «Америке». Это было его последнее письмо. Август 1943 года. За 4 месяца до гибели.

63-й бомбардировочный авиационный полк 132-й бомбардировочной авиационной дивизии (4-я воздушная армия), в котором служил Виктор Ванюшев, осенью 1943 года после освобождения Северного Кавказа продолжал базироваться на аэродромах Краснодарского края, нанося удары по объектам противника в Крыму. В ночь на 4 января 1944 года экипаж лейтенанта Ванюшева, выполнив задание, не вернулся на свой аэродром, связь была потеряна. Вероятно, самолет подбит зенитной артиллерией противника, но экипаж до последнего момента пытался дотянуть до аэродрома базирования в город Кореновск...
Обрели покой и славу

И на полстолетия Виктор Ванюшев стал «пропавшим без вести». 55 лет покоились в горах обломки самолета и останки его экипажа. Ни родители, ни брат так никогда и не узнали, где и как он погиб.

Лейтенант Виктор Ванюшев, сержант Иван Петренко, сержант Дмитрий Трубников, сержант Григорий Мякушин торжественно захоронены со всеми воинскими и православными почестями в Геленджике в 2010 году. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру