О чем кричат скульптуры, появившиеся этим летом в Нижнем Новгороде

Торжество фетишизма и прорыв в одну сторону

 Далеко не у всех вызывают восхищение новые скульптуры, появившиеся в Нижнем Новгороде в начале июня. «Памятник кошельку», который присоседился между Саровбизнесбанком и загсом, ругают за непроходимую и торжествующую провинциальность, а гигантского «Проснувшегося мужика», который вылезает из-под земли около «Седьмого неба», просто-напросто боятся.

Торжество фетишизма и прорыв в одну сторону
Фото автора

 Ешьте больше, ешьте сытнее

Вот чего у этих двух объектов не отнимешь – так это броскости. Равнодушными они мало кого оставляют, но позитива в чувствах прохожих маловато. Обе скульптуры к тому же являются своеобразным апофеозом двух весьма и весьма неоднозначных тенденций.

Тенденция первая – псевдохудожественный провинциальный фетишизм, как бы вдавливающий созерцателя в низший уровень жизненных ценностей. Еда, питье, размножение, одежда, деньги – вот чему нам, живущим на задворках России, следует поклоняться, вот какими ценностями надо руководствоваться в жизни. Пора забыть о стремлении к чему-то более возвышенному – это удел столичной богемы.

Лет 15 назад на Нижегородской ярмарке появился памятник… ложке. Ну натурально, рядом с фонтаном красовался более чем незамысловатый большой жестяной столовый прибор, окруженный приборами поменьше. Официально это называлось «Ложкой вкуса». Такой вот подарок городу сделало небезызвестное предприятие, где выпускают майонез. Что сей объект символизирует? В путеводителях написано, что «вкус» - в самом широком понимании данного понятия. Но с какой стороны к этому объекту ни подходишь, не пропадает ощущение, что сделан он как раз без вкуса. Поэтому приходим к выводу, что в городе появился памятник еде. Ешьте, дорогие нижегородцы.

Фото автора

Интересно, что на ярмарке скульптура долго не продержалась. Ее перенесли в другое, не столь заметное место, где она и прижилась. Место это – на Покровке, рядом со зданием филологического факультета ННГУ. Очевидно, в назидание филологам: нечего здесь о книжках думать, не в столицах. Еде лучше поклоняйтесь.

Кошелек – безусловный лидер

Следующий акт фетишизма был совершен на Рождественской улице. Там появились металлические калоши в сочетании с навсегда застывшим мешком. Это памятник аферистам, расправившимся с партией соли. Весьма в духе нашего города, вписывается в общую картину и, безусловно, дополняет памятник еде в виде ложки. Для пущего колорита в калоши кидают монетки. Так мы и обувь чтим, и о мошенниках вспоминаем, и о деньгах не забываем.

Но «Кошелек» на Малой Покровской все предыдущие сногсшибательные творения перескакал. Недаром в соцсетях особо падкие на сатиру товарищи уже сравнили его с пятой точкой. Что может быть убойнее памятника деньгам? Кошелек – безусловный лидер среди сугубо провинциальных скульптур с явным уклоном в сторону фетишизма. Если даже в Нижнем Новгороде увековечат нижнее белье или, допустим, противозачаточные средства (вероятность чего отрицать сегодня невозможно), это будет все равно не то. Так что банк, подаривший городу сию роскошную скульптуру, может по праву гордиться. Называется она, кстати, «Стабильности и благополучия». Это вполне нижегородское пожелание молодоженам: какие там тонкие материи, какая там любовь-морковь! Был бы достаток – остальное приложится… По крайней мере, будет что делить при разводе.

Огромный бронзовый кошелек подложили аккурат рядом с красивейшими архитектурными шедеврами, в одном из которых расположен загс, в другом – этот самый банк. Что ж, придется обходить эти шедевры, стараясь выбрать такую точку, чтобы восприятие не было испорчено. А полиции, видимо, скоро будет чем заняться, потому что охотники до бронзовых застежек в городе точно имеются.

Фото автора

Из-под земли в «Седьмое небо»

Вторая тенденция – кричащий прозападный авангард, появляющийся на улицах нашего города. В принципе, всяческие эстеты, искусствоведы, культурологи и вообще озабоченные культурой нижегородцы ничего против этого не имеют. Да, это вызывающе. Да, не разберешь, то ли это уродливо, то ли красиво. Зато эти объекты интересны, в них нет вырубающей мозг прямолинейности, которая есть во всех «нашенских» кошельках и ложках. Они вызывают сложный букет переживаний и мыслей. Одно только беспокоит: простой народ не понимает, так сказать, юмора. Если олень, сделанный из металлических обрезков (его, кстати, натурально охраняют от посягательств), просто вызывает у всех недоумение, то орущего что-то мужчину, который вылезает из-под земли на свет божий, многие откровенно пугаются. Ну, ничего, в Интернете пишут, что жители «Седьмого неба» пошарахались-пошарахались, а сейчас уже вроде как и привыкать начинают, и фотографируются на фоне странноватой композиции.

Кстати, называется эта композиция «Прорыв». Она, как и олень, - подарок венгерских скульпторов. Объясняется, что это такой вот прорыв чужеродной, но в определенном смысле родственной культуры в наш город и в Россию вообще. Пока что он, можно сказать, односторонний – в том смысле, что присутствие их скульптур у нас налицо, но что-то не слышно, чтобы какой-нибудь российский автор смог что-то установить на улицах венгерских городков (памятник воинам-освободителям не в счет).

А вообще городу не хватает изящных скульптур, которые, может быть, не будут поражать воображение с ходу и наповал, но и не будут отталкивать публику.   

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру