Крым и Севастополь «поглотили» протестные настроения в регионе

Лучше не на митинг, а в соцзащиту?

 В преддверии почти повсеместных сентябрьских выборов протестные настроения в нижегородском регионе крайне низки: об этом свидетельствуют и правоохранители, и социологи. Конфликты можно пересчитать по пальцам руки. Однако потенциальные угрозы скрыты в экономике и в ЖКХ.

 Меньше процента – база «несогласных»?

- Восемьдесят процентов из опрошенных жителей Нижегородской области не стали бы никаким образом поддерживать акции протеста, - заявил заместитель министра внутренней политики региона Сергей Тарасов на минувшей неделе на совещании у Главного федерального инспектора по Нижегородской области (ГФИ). Социологическое исследование на эту тему было проведено по заказу министерства в марте-апреле 2015 года, опрошено 14,5 тысяч нижегородцев.

- Выйти на публичную акцию готовы менее 1% респондентов, - пояснил он, - меньше статистической погрешности.

Скорее всего, с точки зрения опрошенных, они бы обратились с проблемой в приемную губернатора (9%) или подписались под обращениями в органы власти. Среди других действий – «поддержал бы акцию в сети Интернет, в соцсетях», «пошел бы в органы соцзащиты».

По словам чиновника, в регионе сегодня действуют фактически только три «несистемные политические группы», которые объединяют от нескольких десятков до нескольких сотен человек: «Другая Россия», «Русские» и непартийное - Нижегородское гражданское движение – НГД. Акции проводят в основном в Нижнем и отдельные - в Сарове и Арзамасе.

Однако, после присоединения к России Крыма и Севастополя в рядах радикалов и несистемных организаций случился раскол – их участники и сторонники разошлись кардинально в оценках события (те, кто был против «воссоединения» потеряли поддержку людей – Авт.). Редкие публичные акции стали еще и немногочисленными.

- Вся информационная активность этих групп ведется только на собственных сайтах, в соцсетях и частично на городских форумах, - продолжил Тарасов.

Некоторые организации практически свернули уличную деятельность, как например, региональный «Левый фронт». А, к примеру, представители «Другой России» раньше ходили на митинги в защиту «31-й статьи Конституции» 31го числа каждого месяца, как на работу. Движения «Трудовой Нижний», «Рот Фронт» собирают своих сторонников только на

Первомайское шествие, но за последние три года количество участников этих акций сократилось в два раза с 300 до 150 человек.

И в целом, по мнению представителя министерства внутренней политики, в регионе в первом полугодии публичная активность отмечалась невысокая - состоялось около 35 акций.

- Мы проводим мониторинг протестной активности, высказываний в сети Интернет, взаимодействуем с органами. Но нет сейчас повестки, которая могла бы стать дестабилизатором общественной обстановки. Проведение крупных протестных акций с антиправительственной риторикой представляется маловероятным, - доложил Сергей Тарасов ГФИ Ивану Костанову.

– Но напряженность может возникнуть по поводу точечной застройкой, особенно в парках. - прогнозирует он. - Резонансной может быть тема вырубки деревьев в Автозаводском парке Нижнего или запрета на перевозки для предпринимателя Дмитрия Каргина (Сормово – центр Нижнего).

 

Стали законопослушными

- Фактов несогласованных публичных мероприятий с начала года в регионе вообще не зарегистрировано, - заявил заместитель начальника полиции ГУМВД по охране общественного порядка Владимир Генералов. - Геополитический фактор присоединения Крыма оказывает решающее значение на ситуацию в области.

90% от всех 300 с лишним акций – это мероприятия в поддержку Новороссии, ЛНР и ДНР.

Протесты направлены в нужное патриотическое русло, говоря языком политологов. Однако нижегородцы научились протестовать «несанкционированно», но правильно - выходя на одиночные пикеты, которые не надо согласовывать с органами власти. И если посчитать такие пикеты, говорят правозащитники, то их стало гораздо больше.

- Напряжение возникло в пос. Черемушки Варнавинского района в марте 2015 г,- отметил Владимир Генералов,- там была попытка голодовки работников единственного большого предприятия - колонии ГУ ФСИН ЛИУ-10, которая попала под сокращение в системе. И еще сторонники Каргина провели пять митингов и пикетов в защиту перевозчика, отстаивающего свое право работать на маршруте Т-71, однако нарушений не допущено, - констатировал полицейский.

Алгоритм противодействия несанкционированным публичным митингам органами давно отработан и большинству «протестующих на постоянной основе» известен. К примеру, сотрудники провели 13 встреч с радикалами протестных движений, мониторят Интернет и новостные ленты. Участковые в Нижнем Новгороде обошли больше сотни тысяч квартир, оставив свои визитки.

Однако выборная пора подразумевает возрастающую политическую активность. Самыми «взрывоопасными» темами считаются здравоохранение и ЖКХ. Тем более, что в июле, августе люди получат «дорогие платежки» за ЖКУ. Полицейские также предсказывают усиление напряженности из-за действий коллекторских агентств по погашению задолженности граждан.

- Жалоб от населения очень много поступает, - сказал Генералов. – Вступление в действие закона о банкротстве физлиц, к сожалению, отложено (планировалось, что он начнет работать с 1 июля –Авт.).

Угрозы – в экономике

По данным профсоюзов, Нижегородская область далеко не лидирует в «рейтинге конфликтных регионов».

«Хотя в области растет количество трудовых конфликтов, - предупредил председатель Облсовпрофа Анатолий Соколов. - На 20% - на ряде нижегородских предприятий, которые работают три-четыре дня в неделю, и компаниях-банкротах, имеющих задолженность по зарплате.

В промышленности зарплата почти встала, а у бюджетников подтянулась. По малым предприятиям – она крайне низкая, и это беспокоит.

По статистике получается, что в малом и среднем бизнесе в регионе задействовано свыше 500 тысяч человек экономически активного населения, и если иметь в виду, что часть там зачастую работает по серым схемам, не платят пенсии, взносы в соцстрах и так далее, то такая структура занятости требует повышенного внимания, отмечает Соколов.

Например, на днях Государственная инспекция труда в Нижегородской области провела плановую проверку ООО “Торговый дом "Леопард" (оптовая торговля алкоголем). Проверка показала, что работникам с начала 2015 г. выплачивалась недопустимо низкая зарплата, меньше установленного МРОТ в Нижегородской области. Расчет с уволенными работниками и с отпускникам производился с задержкой. Компания привлечена к административной ответственности в виде двух штрафов на общую сумму 160 тысяч рублей.

Здравоохранение, строительство, транспорт - самые напряженные, по мнению профсоюзов, сферы. Банкротства, сокращения, рост задолженности по зарплате тоже могут стать основой протеста (предприятий с таким «набором» в регионе насчитываются десятки).

Обстановка тем более взрывоопасна, поскольку люди набрали много кредитов, а доходы не увеличиваются.

- Мы пониманием, в каком состоянии находится сегодня экономика, - сказал Иван Костанов журналистам, - сокращения на предприятиях, рост задолженности по зарплате, - за всем мы пристально наблюдаем, наша задача выявить острые системные проблемы и принять оперативные действия.

Но есть хорошая новость: Главный федеральный инспектор сообщил, что администрация президента РФ дала четкую установку в регионы: нельзя запрещать людям протестовать.

- Граждане должны иметь право донести до местной власти свое недовольство, - отметил ГФИ. - Нравится или нет, надо это учитывать. Однако акции должны проводиться в рамках закона. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру