Конфликт, как грипп - постепенно заболевают все

В спектакле «Бог резни» происходит борьба четырех характеров

 Весной нынешнего года Нижегородский театр драмы им.М.Горького представил публике премьеру французской комедии «Бог резни» по пьесе Ясмины Реза. По мнению большинства зрителей, в постановке привлекательны сразу несколько моментов: два актерских состава, элегантная подача темы проживания конфликта, хороша сценография со спецэффектами.

О спектакле и мироощущении мы побеседовали с режиссером - директором Театрального училища им.Е.А.Евстигнеева Леонидом Чигиным. 

В спектакле «Бог резни» происходит борьба четырех характеров
Фото из архива Л.Чигина.

 - Леонид Александрович, перед премьерой вы констатировали: «Конфликт - это как грипп, постепенно заболевают все». Как вам далась постановка с непредсказуемым концом?

- Мы все конфликтные люди, и в спектакле происходит борьба четырех характеров. «Бога резни» можно считать пошаговым сканированием сути конфликта и путей его решения.

Пьеса построена на диалогах, как принято во французском театре.Она очень сложная, мы все приложили героические усилия. Во время репетиции бывало, пьесу разбираешь на сцены, разминаешь, чтобы заработало, но не клеется, нет дыхания. Иногда вдохновение приходило во сне.

- Вы рисковали, когда взялись работать с двумя актерскими составами?

- Два состава - это катастрофа! Актёры очень разные, то есть разные внутренние мотивировки, посыл, ощущение жанра. Поэтому даже манера репетиций разная. Сплошная психобиология! Составы отличаются как "пятёрки" в хоккее: одна более атакующая, другая более комбинирующая. В той "пятёрке", где меньше психологии, там больше смешного!

Две гениальные профессии

- Многие преклоняются перед дирижерами и режиссерами в благодарность за то, что они несут огромный груз творческой ответственности.

- В звучании есть секрет, ноту расшифровывает инструмент. Если сравнивать, дирижер – выше. Он работает со звуком как с энергией, а инструмент музыканта хранится в бархатном футляре.

В театре слова – иероглифы, и им требуется расшифровка. Наши футляры – засоренная жизнь.

Мои любимые режиссеры – А.Тарковский и Ф.Феллини с их переходом в небытие, авторскими ассоциациями. А «8 1/2» - вообще про меня фильм.

Хочу поставить «Бег» Булгакова – не дадут. Сейчас востребованы комедии.

- Потому что эпоха директорского театра?

- Актеры и директор, боясь провала, идут в стабильность как тандем противодействия обновлению - это конфликт нашего времени.

Нет в театре профессионального кнута: главный режиссер всегда контролирует репертуар, и как художник ищет новое!

Какое счастье – умереть в актере, как родители растворяются в ребенке. Но режиссер – профессия расстрельная. Выигрывают всегда артисты!

Открыть в себе себя же

- Вы с 2012 года возглавляете театральное училище. У вас огромный опыт в режиссуре и наверняка сразу же было желание привнести что-то новое в учебный процесс.

- Долгое время система Станиславского навязывалась как священная корова - надо делать только так!

У нас другая философия набора, мы с педагогами идем к театру, который принимает личность человека.

В 2014 году мы набрали индивидуальный курс (художественные руководители курса А.Б.Сучков и Л.Ю.Харламов), студенты невероятные, они как инопланетяне.

В этом учебном году изменили основное тренинговое упражнение на первом курсе и очень довольны результатом.

Театральная школа нуждается в педагогах. Раньше в училище преподавали такие режиссеры, как Б.А.Наравцевич и В.Ф.Богомазов, оба ученики Георгия Товстоногова, и другие.

 Сейчас к нам приходят режиссеры, работающие в театрах. Многие из них вышли из актеров, но у каждого есть профессиональное чутье. В училище они имеют возможность экспериментировать, и состояться как режиссеры и педагоги.

- Случайно стала свидетелем, как в поликлинике нарасхват уходили билеты на спектакли в учебный театр. Есть отзывы, что это самый интересный театр.

- Студентам удается «попасть в природу чувств» пьесы.

Театр – зеркало. Чтобы помочь студентам открыть в себе себя же мы используем водевиль как метод учебной работы (включает 60 амплуа).

Надо дать артисту материал, соответствующий его природе. К примеру, себе бы я предложил роль Пьера Безухова, у меня есть его качества (смеется).

- Вы тонкий, понимающий человек и одновременно на вас лежат административные заботы. Подскажите закон сохранения энергии?

- Важно выспаться, поэтому надо вовремя лечь, лучше в 23 часа.

Я обожаю культ утра. Просыпаюсь до 7.30, встаю под холодный душ с пожеланием всем счастья.

И так каждый день - с открытым сердцем и вперед.

Огонь, вода, восход дают нам огромную энергию, а птицы - как вибраторы, по утрам они звучат энергией, как огромная музыкальная шкатулка.

Человек обладает запасом энергии. Талант не первичен, артист привлекает зрителя тем, есть ли в нем такая энергия.

 Уверен, только театр может направить ее в нужное русло. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру