Непривычный термин
Начну с того, что мероприятие такого уровня в нашем городе прошло впервые. Ни много ни мало, а третий этап Кубка РФ по ралли-рейдам. Хотя количество участников было невелико: всего десять автомобилей и немногим больше мотоциклов. Это списывают на экономический кризис в стране, который сильно ударил по всем дисциплинам автоспорта. Команды охотно вкладываются в этапы чемпионата страны, игнорируя кубковые заезды. В связи с этим нижегородские соревнования некоторые автомобильные умы назвали «антирекордом» по участникам.
Теперь о непривычном термине «баха». Баха подразумевает максимально сжатый формат гонок, с максимальной нагрузкой для пилотов и штурманов в минимальные сроки и на минимальной по длине трассе. Еще ее называют «гонкой на уик-энд». Самая известная баха в России – «Северный лес», на которой мне однажды удалось побывать. Она проходила по питерским лесам, где спортсменам приходилось почти ежесекундно уворачиваться от летящих навстречу деревьев. Плюс гололед. Но в Нижнем получилось еще интереснее.
Несмотря на то, что участников приехало немного, накал борьбы был, не побоюсь делать таких заявлений, как на знаменитом «Дакаре». Тем более что организаторы постарались проложить максимально сложную гоночную трассу по вполне «дакаровским» стандартам. Первоначально рассчитали, что 70-километровый круг пилоты будут проходить где-то за час, это вполне нормальный темп для преодоления скоростным внедорожником всевозможный препятствий. Но не тут-то было.
Коррективы погоды
Торжественный старт прошел на площади Минина и собрал большую толпу поклонников автоспорта. Рев моторов сильно раздражал свадебных фотографов и операторов, которые пытались снимать молодоженов у памятника Чкалову. А потом гоночные аппараты отправились покорять пески на Гребном канале на прологе – первом пробном заезде. Здесь организаторы «подарили» участникам такие же узкие, как и на «Северном лесу», но при этом пыльные дороги, с постоянными «трамплинчиками». Знакомые операторы рассказывали, что большая часть звукоряда со съемки этого участка – это треск ломающихся кустов и бамперов. Учитывая, что на песке уровень заноса гораздо выше.
На следующий день гонка переместилась в заболоченный лес возле Балахны, где участникам пришлось преодолеть три 70-километровых круга. Тут полное разнообразие – классические раллийные грунтовки, узкие лесные тропы, песчаные трассы на танковом полигоне и два брода. Погода внесла свои коррективы: сложный с точки зрения организаторов брод обмелел и перестал таковым быть. А вот простой брод стал гораздо сложнее.
Кстати, это был первый случай, когда гоночные ГАЗели команды ГАЗ – Рейд – Спорт выступают у себя на родине. Лесные гонки для них, в отличие от большинства гоночных аппаратов с короткой базой, сущее наказание. Очень трудно маневрировать среди многочисленных деревьев. Одно неверное движение – и пробьешь колесо о ближайший пенек или поваленное дерево, которое на большой скорости и не заметишь.
Все-таки вотчина ГАЗелей – степи и пустыни. А каково было единственному грузовику Садко Next под управлением Болеслава Левицкого? Для него это тренировочный заезд на испытание только полученного гоночного агрегата и его подготовку к более серьезным битвам в зачете чемпионата России.
Лесной лабиринт
В этих местах привольно себя чувствовали компактные багги и близкие к ним машины. Например, белорус Сергей Сухоруков на Toyota Tacoma – агрегате, аналогичном багги. За счет подвески он легко справлялся с любыми ухабами. Их жертвами стал экипаж одной из гоночных ГАЗелей под управлением Михаила Кострукова и штурмана Олега Нежнова. На одном из ухабов у машины буквально вырвало подшипник переднего кардана. В результате второй и третий круг массивный аппарат пошел в прямом смысле на «заднем приводе». При этом еще обгоняли соперников на узкой и размокшей лесной дороге, где машина вообще становится неуправляемой.
Штурм брода был самым ярким зрелищем гонок. Вода хлынула прямо в кабину, и чуть не забрала с собой сотовый телефон штурмана. Впоследствии технику прохождения брода этим экипажем долго обсуждали ведущие автомобильные умы и даже придумали ей название «глиссирующая»: когда тяжеленный аппарат максимально разгоняется и вылетает на воду, какое-то время двигаясь по инерции по ее поверхности. Увы, поломка лишила экипаж надежды на призовое место.
Зато его добилась другая боевая ГАЗель под управлением брата Михаила – Александра Кострукова и штурмана Рамиля Замалетдинова. Они взяли «бронзу». Первое место занял лучший пилот Национального класса Богдан Вавренюк из Коломны на пикапе УАЗ-23602. Он показал лучшее время прохождения. А на втором - вышеупомянутый Сергей Сухоруков. Единственные адепты и пропагандисты отечественной техники из ГАЗ-Рейд – Спорт не расстроились и рассматривают кубковые этапы как хорошие «боевые» тренировки.
- В тихом омуте черти водятся, - философски заметил капитан команды Вячеслав Субботин. - Мы предполагали, что будет непросто: сосновый бор, значит песок. Но чтобы он был совсем вязким - нет. К тому же очень много ям и подбросов, узко. Страшно было смотреть как братья Коструковы целят свои ГАЗели в деревья. Но пилоты не из пугливых, мастера. Вели снаряды хоть и на грани, но очень точно. Молодцы. Результат мог быть и повыше, значит, есть цель отыграть на следующем этапе.
Который, кстати, состоится 29 – 30 мая в старинном белорусском городке Полоцке. Также в двухдневном формате «Баха Беларусь-2015». Он же - 3 этап чемпионата России по ралли-рейдам и 1 этап чемпионата Беларуси.