В эпицентре
На первый этап - «до Казани» - нужно было найти почти триллион рублей. Приезжавший в Н.Новгород осенью прошлого года (прямо с трудных переговоров) первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин говорил, что деньги готовы дать китайцы. Но на каких условиях? Нашим восточным соседям, рассказывали эксперты, хочется «прицепить» к этому контракту еще и поставку своего оборудования для супермагистрали.
И вот во время приезда на 9 Мая в Россию китайской делегации модель финансирования и сотрудничества была определена. Меморандум, касающийся строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ "Москва - Казань", подписан в присутствии Президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.
Участок "Москва - Казань" в будущем может стать частью магистрали "Москва - Пекин", стоимость строительства которой оценивается в 7 трлн рублей, и проекта "Шелковый путь", который свяжет Китай с рынками Европы и Ближнего Востока.
Китайские инвесторы готовы вложить в ВСМ "Москва - Казань" 300 млрд рублей. Российская сторона согласилась на использование китайских технологий и оборудования.
Видимо, будет применена концессионная схема, ее предлагает «РЖД». Возврат средств концессионеров будет осуществляться за счет сбора платы за пользование инфраструктурой ВСМ с перевозчиков.
Проект предполагает глубокую локализацию передового производства, создание более 370 тыс. рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса в регионах прохождения магистрали.
Успеем ли до ЧМ-2018?
А ранее, 30 апреля, уже был выбран консорциум компаний, которые разработают проектную документацию для строительства участка ВСМ «Москва – Казань», а также проект планировки и межевания территорий, выполнят инженерные изыскания.
Консорциум возглавит московский "Мосгипротранс", но будут участвовать ОАО "Нижегородметропроект" и Китайская Инженерная Железнодорожная Корпорация «Эр Юань» -CREEC (China Railway Eryuan Engineering Group Co. Ltd.).
Цена договора на выполнение этих работ составит 20 млрд рублей без учета НДС, информировала дочерняя компания "РЖД" - ОАО "Скоростные магистрали".
Приятно, что в этом списке есть нижегородская компания - ОАО "Нижегородметропроект"- преемник “Горьковметропроекта”. Так что Нижний уже в игре!
«Российско-китайский консорциум является наиболее перспективным профессиональным сообществом, интегрирующим опыт реализации проектов высокоскоростного и скоростного движения и крупных российских инфраструктурных проектов, соединяя многолетний опыт и успешные практики", - говорится в сообщении заказчика.
Консорциуму предстоит разработать проектную документацию на участке Москва - Владимир, Владимир - аэропорт Нижний Новгород, аэропорт Нижний Новгород - Чебоксары, Чебоксары - Казань-2 и получить положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России". Работы должны быть выполнены не позднее 30 ноября 2016 года.
ОАО "Нижегородметропроект" построило 19 км линий и 14 станций метро в Нижнем Новгороде и первый участок подземки в Самаре. В 1988 году разработало план казанского метро. Сейчас "Нижегородметропроект» продлевает метро до ст. "Стрелка" к чемпионату мира по футболу в Нижнем Новгороде.
9 июня ОАО "Нижегородметропроект", его акционеры на внеочередном собрании должны одобрить эту сделку - соглашение о консорциуме и заключение договора на выполнение работ по проектированию ВСМ "Москва - Казань".