Тенденции - положительные
- Показатель смертности от онкозаболеваний в Нижегородской области в 2014 году составил 216 случаев на 100 тысяч населения, - отмечает и.о. главного онколога регионального министерства здравоохранения Елена Гребенкина. – Это на 222 случая меньше чем в 2013-м году. Уменьшение смертности связано, прежде всего, с повышением показателей ранней выявляемости опухолей. В прошлом году уровень онкологической заболеваемости составил 444 случая на 100 тысяч населения, в 2013-м было 427.
Тем не менее, Нижегородской области здесь есть к чему стремиться, если учесть, что в 2014 году смертность от онкологических заболеваний в среднем по России составила 164 человека на 100 тысяч населения.
- Я бы хотел обратить внимание не столько на порядок цифр, сколько на тенденции, которые существуют сейчас в сфере здравоохранения, в том числе и в онкологии, - говорит главный врач Нижегородского областного онкологического диспансера Олег Железин. – Во всех развитых странах отмечается стойкая тенденция к росту регистрации онкологических заболеваний. Наряду с этим мы видим ежегодное снижение показателей смертности, увеличение ранней выявляемости рака, продление сроков пятилетней выживаемости людей.
Подход - системный
Какими возможностями обладает сегодня региональная онкологическая служба, рассказывает заместитель главного врача по лечебной работе областного онкодиспансера Анатолий Володин:
- Онкологическая служба – это целая сеть лечебно-профилактических учреждений, - говорит он. – Головным является областной онкодиспансер, который сегодня располагается на трех площадках. Это стационары на улице Родионова и на Анкудиновском шоссе и диспансер в Дзержинске. В этом году планируется открытие четвертой базы – поликлинического отделения на улице Деловой.
Всего по области имеется 877 специализированных онкологических коек, из них 614 - в областном онкоцентре. Существует два межрайонных онкологических центра – на базах больниц в Дзержинске и Павлове.
Онкослужба организована по трехуровневой системе. Первый уровень – это первичные онкологические кабинеты, которых в городе и области 58. Второй – межрайонные онкологические центры. И третий – это непосредственно областной онкодиспансер и стационары. К ним относятся ПОМЦ, областная больница Семашко и больница № 33 Нижнего Новгорода.
Обеспеченность врачами-онкологами в области составляет 3,5 на 100 тыс. населения (по России – 4,6), врачами-радиотерапевтами – 0,6 (по России в 2 раза выше).
- Сегодня у нас есть все самое современное диагностическое оборудование, - отмечает Олег Железин. – Причем оно поставлено не только в онкологическую службу, но и в учреждения общего звена. Это позволяет поставить диагноз заболевания уже на ранних стадиях. Полностью покрыта потребность области в радиологическом оборудовании и лечении. Но нужно, чтобы это оборудование работало с полной нагрузкой. Сегодня нет ни одного исследования, которое было бы показано пациенту и он не мог бы его получить по программе государственных гарантий.
Все - на диспансеризацию
- Одно из самых главных организационных мероприятий – диспансеризация, - продолжает Железин. - Это первый скрининг пациентов на выявление онкозаболеваний, причем на ранних стадиях. К сожалению, не все охотно идут в поликлиники. Конечно, мы понимаем, что трудно принять такой поток людей, но эти проблемы должны решаться индивидуально в каждом лечебном учреждении. Я бы предложил нашим пациентам быть чуть настойчивее, а нашим докторам – чуть милосерднее к людям.
- В 2014 году диспансеризацию в области прошли 580 тысяч 958 человек, - информирует врач-методист Нижегородского областного центра медицинской профилактики Людмила Викторова. - Из них различные заболевания выявлены у 297 953 человек, то есть почти у каждого второго обследуемого. Новообразования, включая и доброкачественные, были выявлены у 3268 человек. Больше всего диагностировались опухоли молочной и предстательной железы, а также желудка. По сравнению с 2013 годом внимания к диспансеризации стало больше, но проблемы с привлечением людей остаются.
Специалисты считают, что в целях профилактики каждая женщина после 40 лет должна обязательно пройти маммографическое обследование, причем без наличия каких-либо симптомов и клинических проявлений. А если они есть, необходимо обратиться к врачу как можно раньше. Женщинам требуется регулярное исследование мазков шейки матки, ведь рак этого органа развивается не за один год. Каждый человек ежегодно должен проходить флюорографию. По информации федерального Минздрава, Россия в 2014 году впервые вышла на уровень выявляемости первой и второй стадий рака определенных локализаций в 60-80%. Во многом этого удалось достичь благодаря возвращению к масштабной диспансеризации населения.
Себя надо любить
По данным Всемирной организации здравоохранения, среди факторов, влияющих на онкозаболеваемость, 50% составляют наследственно-генетические, 20% - среда обитания, 20% - вредные привычки и всего лишь 10% - состояние медицины в регионе и в стране.
- Я бы для себя определил четыре позиции, способствующие здоровому образу жизни, - поделился Олег Железин. – Это рациональное питание, включающее овощи и фрукты. Физические упражнения, не меньше двух часов в неделю. Отказ от курения. Приведение веса в соответствие со своим возрастом и образом жизни.
Мнение специалиста совпадает с данными ВОЗ, по которым 30% смертельных случаев онкозаболеваний связаны с такими факторами риска, как высокий индекс массы тела, недостаточное употребление в пищу фруктов и овощей, отсутствие физической активности, употребление табака и алкоголя.
- Как видим, медицина может воздействовать только на 10%, - дополняет Анатолий Володин. – Но если каждый полюбит себя, то поймет, что к этим 10 процентам может добавиться еще 20 при отказе от вредных привычек. Человек может выбрать среду обитания, адекватную для себя и своей семьи. Это еще 20%. В итоге получается 50 на 50. С учетом последних успехов в генетике и предотвращении наследственных заболеваний будет уже перевес в здоровую сторону.
Без лекарств не оставят
Многих волнует, не будут ли сокращаться онкологические койки по примеру оптимизации ряда лечебных учреждений.
- Онкологические койки приводить к оптимизации не планировалось, - заверил Олег Железин. – Наоборот, сегодня, с учетом заболеваемости, коечность может быть увеличена. В частности, с открытием диагностического поликлинического отделения дополнительно появятся 30 коек по линии химиотерапии.
- Как изменилась ситуация со снабжением онкобольных лекарствами в связи с ситуацией на валютном рынке, санкциями и импортозамещением?
- Вопрос очень сложный, и в отношении финансирования он решается как со стороны ФОМС, так и со стороны минздрава, - проинформировала Елена Гребенкина. - Но в настоящее время полностью он не решен.
- Мы проанализировали стоимость лечения больных, которые в прошлом году получали помощь, - сообщил Олег Железин. - В этом году мы составили поименные списки, создали совместную комиссию онкодиспансера и областного минздрава для того, чтобы ни один больной, который нуждается в лекарствах, не был нами забыт или недополучил помощь.
По словам Олега Железина, значительное количество противоопухолевых препаратов – отечественного производства. Безусловно, есть группа лекарств, которые поставляются из-за рубежа. Их доля примерно 40 процентов. Это очень дорогостоящие медикаменты, некоторым из них пока нет альтернативы. Именно на них приходится основная часть финансирования лекарственного обеспечения.
Цена среднего курса лечения на период 3-4 недели варьируется от десятков до сотен тысяч рублей. Надо учитывать, что они цикличны. Может быть 4-6 курсов лечения, а при прогрессии заболевания – полтора-два десятка.
- Изменился ли порядок выдачи обезболивающих наркотических препаратов после ряда резонансных суицидов, связанных с этой проблемой?
- В Нижегородской области срок действия рецепта выписанного наркотического препарата увеличен до 15 суток, - отметил Анатолий Володин. – Норма выписки тоже выросла в два раза. Это позволяет перешагнуть все праздники.
Возвращение к милосердию
- Будет ли развиваться в регионе хосписная служба?
- Хосписная служба – одна из составляющих онкологической службы в области и в стране, - рассказала Елена Гребенкина. – Она предлагает пациентам паллиативную помощь, которая включает в себя обезболивание и устранение тех проявлений, которые мешают качеству жизни пациента. В настоящее время хоспис есть на базе больницы № 48. Мы планируем развивать это направление. Скорее всего, хосписное отделение будет открыто на базе филиала онкодиспансера в Дзержинске.
- Сегодня мы рассматриваем варианты перепрофилирования отделений, в том числе и с целью открытия отделения паллиативной и реабилитационной помощи онкобольным, - дополнил Олег Железин. - Это связано с тем, что мы вводим дополнительные площади, которые позволят нам перераспределить потоки пациентов и определить наиболее комфортные условия для такого вида помощи.
- Оказывается ли психологическая помощь онкобольным и их близким?
- К сожалению, это тот аспект, который долгое время оставался в тени, - констатирует Олег Железин. – Здесь не надо изобретать велосипед. В развитых странах уже много лет назад созданы общества по локализации пациентов, перенесших лечение, например, рака молочной железы. У нас в области все это находится пока в зачаточном состоянии, хотя этот процесс является важнейшим в плане реабилитации и социальной адаптации пациента. Мы же до последнего старались все имеющиеся возможности, и площади в частности, использовать под лечебно-диагностические мероприятия.
Сам я приступил к должности около трех месяцев назад, и за это время уже побывал в ближайших регионах, где существуют кабинеты психологической поддержки пациентов и их родственников. Уверен, что мы откроем подобный кабинет в онкодиспансере, а потом этот опыт будем тиражировать.
Нам бы хотелось в этом плане активнее сотрудничать с пациентскими организациями. Здесь нам предстоит длительная совместная работа.
Все люди делятся на врачей и пациентов. Сам я - и врач и пациент. Вот с точки зрения пациента, когда я получил назначение в онкодиспансер, у меня, как и у всех людей, было ощущение некого страха перед этими болезнями. Но, вникнув в ситуацию, поняв, какова система организации онкологической помощи, каковы сегодня возможности медицины, я преодолел свой страх. Уверен, что преодолеют его и нижегородцы.