Какие существа населяли территорию Нижегородского края до появления динозавров

Твари с канавками в черепе

Кто господствовал в Нижегородской области 250 миллионов лет назад, то есть до того, как у нас появились динозавры? Какие существа здесь обитали, может, даже более зловещие? Рассказ об этом мы начали в

№ 50 “МК в Нижнем” за 2014 год. Статья получила читательские отклики: особенно всех заинтересовал ветлугозавр, названный в честь реки, в бассейне которой обнаружены его останки. Мы решили более подробно рассказать о древнейших ископаемых животных и встретились для этого с человеком, который знает о них если не все, то достаточно много. Знакомьтесь, кандидат биологических наук нижегородский палеонтолог Илья Шумов.

Твари с канавками в черепе
Скульптор-палеоанималист Андрей Скворцов со своей реконструкцией ветлугозавра. Фото Андрея Скворцова.

В Ветлугу нельзя: аллигаторов тьма…

– Илья Сергеевич, как и где был впервые обнаружен ветлугозавр?

– В начале XX века возле села Зубовское Шарьинского района Костромской области на реке Ветлуге геологи обнаружили кости неизвестного вида древнейшей амфибии. Чудом сохранившийся череп этого ископаемого ученые бережно извлекли вместе с породой и препарировали в лаборатории. Новый вид окрестили ветлугозавром (Wetlugasaurus angustifrons).

Ветлугозавр. Музей эпох в селе Русениха Воскресенского района. Фото автора.

В дальнейшем различные находки этого водного существа называли по-разному: и капитозавром волжским, и волгозавром (“волжская рептилия”), и волгозухом – “волжский крокодил”. Однако со временем выяснилось, что все находки, сделанные в разных областях (в Костромской, Ивановской и Архангельской), принадлежат к одному виду хищной амфибии – ветлугозавру. Внешне этот древнейший хищник напоминал современного крокодила: удлиненная треугольная голова, длинное тело с короткими перепончатыми лапами и мощный хвост. Во время охоты чудовища залегали у берега в пресных водоемах и, затаившись, караулили своих жертв, выжидая момент броска. Они могли часами обходиться без кислорода. К тому же вдоль всего черепа этих амфибий были расположены полукруглые канавки, в которых располагались сенсоры, аналогичные органу боковой линии рыб, которые улавливали малейший всплеск или движение воды.

– Чем они питались?

– Предками современных осетров и стерлядей – ганоидными рыбами: их окаменелые чешуйки палеонтологи находят в триасовых отложениях рек Волги, Оки и Ветлуги. Помимо этого, в рацион этих чудищ, видимо, входили проколофоны (родственники черепах) и пролацертилии (предки ящериц). Думаю, не гнушались эти монстры и маленькими сухопутными. Как только какое-нибудь неосторожное животное, например, детеныш травоядного дицинодонта, подходил к озеру на водопой и начинал жадно глотать воду, беспощадный ветлугозавр молниеносно впивался своей жертве в шею и подобно нынешнему крокодилу резким движением утягивал беднягу на глубину.

Магнитик с изображением ветлугозавра. Фото автора

Какого монстра на герб?

– Сегодня настоящий бум на ветлугозавра. О нем пишут книги, его рисуют на магнитиках… Говорят, что изображением этой доисторической твари даже предлагали украсить гербы районов Нижегородского поветлужья…

– Почему бы и нет? Правда, есть одно но. Пусть простят нас нижегородцы, мы обязаны развенчать этот миф. Дело в том, что черепа ветлугозавров найдены в более молодых породах, чем те, которые выходят у нас по берегам Ветлуги. Собственно в Нижегородском регионе известно только одно Бурдуковское местонахождение, возможно, содержащее фрагменты черепа хищного монстра. Данные фрагменты обнаружил возле деревни Бурдуково в Ветлужском районе в 1962 году геолог Георгий Блом и предварительно определил их как останки ветлугозавра. Однако на этот счет у палеонтологов есть сомнения: при более тщательном изучении может оказаться, что кости принадлежали амфибии другого рода – допустим, это был бентозух. Кроме того, в последних научных обзорах по амфибиям нижнего триаса про находку ветлугозавра около деревни Бурдуково не сказано ничего.

Голова тупилякозавра. Рис. Виталия Мельника, г.Одесса

– Хорошо, а где все-таки точно находили останки этого существа?

– Ближайшие достоверные находки были сделаны у наших соседей в Костромской области возле села Зубовское и деревни Большая Слудка. Останки этих ископаемых амфибий палеонтологи обнаружили также в Ярославской, Архангельской, Самарской, Оренбургской и Ивановской областях. А череп ветлугозавра, найденный в Самаре, представлен в экспозиции нижегородского музея Волгагеологии.

Конечно, это не повод для грусти, потому что в нашей Нижегородской области находили много других не менее интересных ископаемых рептилий и амфибий: от самых крохотных “ящерок” – проколофонов, крокодилоподобных амфибий тупилякозавров, травоядных листрозавров – до злобных хищных архозавров. Так что выбирайте на любой вкус и цвет – не на один герб хватит!

Нижегородский палеонтолог Илья Шумов с макетом кистеперой рыбы – латимерии. Фото Ильи Шумова.

Кладбище древнейших обитателей

– Какие еще древнейшие животные у нас обитали?

– Достаточно многочисленным у нас был тупилякозавр (Tupilakosaurus helmani Niel.) – так его назвал датский палеонтолог Нильсон. Впервые этот вид был обнаружен в ходе Восточно-Гренландской экспедиции (1933-1934 годы) в нижне-триасовых отложениях мыса Стош. Тогда Нильсон отметил особенность данного вида, отличавшую его от всех прочих примитивных амфибий: помимо удлиненного черепа, этот монстр имел нестандартное строение позвонков. И кто бы тогда мог подумать, что эти же существа прямо-таки кишели в нижегородских реках и озерах…

– Почему мы так уверенно можем об этом говорить?

– В 1954-1955 годах во время съемки местности в бассейне реки Ветлуги геологи В. И. Игнатьев и Г. И. Блом стали натыкаться на останки доисторических позвонков: их нашли более чем в 20 местонахождениях. Особенно много их попалось у села Спасское в Ветлужском районе. В 1955-м там провел раскопки палеонтолог Б. П. Вьюшков, собравший богатую коллекцию ископаемых – проколофонов, протеродонтов, архозавров, лабиринтодонтов. Оказалось, что 250 млн лет назад в этом месте произошло страшное наводнение, во время которого погибло множество живых существ. Посмотрите на полный список ископаемой фауны, жившей миллионы лет назад и найденной геологами в Спасском местонахождении – он очень большой. Там найдены кости акул и двоякодышащих рыб, а по соседству с ними амфибии: акситектум, тупилякозавр. Возле них покоились останки рептилий – бломозуха и вонхуэнии, когда-то они подстерегали своих жертв на суше. Кстати, большинство этих ископаемых существ были открыты на Ветлуге впервые.

Так вот, возле села Спасское обнаружены сотни позвонков, ребра и несколько фрагментов черепа тупилякозавра. Это говорит о том, что в те далекие эпохи тропические “нижегородские” реки и озера населяло множество этих хищных животных.

Наши тупилякозавры, если судить по найденным останкам черепа, оказались меньше гренландских – но, видимо, некоторые особи были крупнее. На их черепе, как и у ветлугозавров, имелись канавки, в которых располагался сенсорный орган.

Реконструкция ветлугозавра. Фото Андрея Скворцова,г.Киров.

“Дитя экологического кризиса”

– Почему же эти тупилякозавры появились одновременно и в Гренландии, и в России?

– В поздней перми произошла очередная фаза кризиса, задевшая водное сообщество – тогда вымерло множество пресноводных амфибий. Тогда-то у закрутившегося по спирали процесса эволюции и возникла необходимость в водном некрупном хищнике – так на границе перми и триаса появились тупилякозавры. “Реанимация” исчезающих групп после массовых вымираний является одним из важнейших признаков экологического кризиса. Тупилякозавры – потомки почти вымершей ветви амфибий, по сути – реликты, которым природа дала второй шанс на жизнь и свободную экологическую нишу. При резком всплеске численности тупилякозавры быстро расселяются между восточной Европой и Америкой. Такой вывод можно сделать, поскольку 251 млн лет назад не было Атлантического океана, а Гренландия вместе с Северной Америкой примыкала к Европе, образуя единый материк – Евроамерику.

Реконструкция облика тупилякозавра. Рис. палеоанималиста Виталия Мельника, г. Одесса

– Чем еще примечателен этот вид? Правда, что его останки найдены в Нижнем Новгороде?

– Это действительно так. Тупилякозавры служат своеобразным временным маркером: если в местонахождении находят позвонок в виде узкого диска, вогнутый с обеих сторон, наверняка он лежит в самых нижних слоях триасового периода. Именно таким образом палеонтологам А. Г. Сенникову и В. К. Голубеву удалось открыть триасовые отложения на откосе Оки в Нижнем Новгороде. Помните, в 2011 году в нашем городе шло расширение и реконструкция шоссе Окского съезда? Тогда все светлое время суток многотонные бульдозеры зачищали большие участки, обнажающие верхнюю часть окского косогора. Раньше ученые считали, что весь склон Дятловых гор, на которых стоит Нижний Новгород, сложен пестроцветными глинистыми породами пермского периода. Считали до тех пор, пока московские палеонтологи не обнаружили в верхней части склона Окского съезда куски глины с позвонком тупилякозавра и челюстью проколофона (рептилии, похожей на ящерицу). Тут-то ученые поняли, что породы эти значительно моложе и относятся к триасовому периоду. Так благодаря одному позвонку небольшой древней амфибии ученым удалось пересмотреть старые геологические взгляды и доказать, что по толще нижегородского Окского откоса проходит глобальная геологическая граница, разделяющая две эпохи – мезозой и палеозой, пермь и триас. Именно в это промежуточное время экосистема нашей планеты стала разрушаться: произошло глобальное пермское вымирание. А через несколько миллионов лет наша планета кардинально преобразилась: началась эра гигантских рептилий – динозавров.