За что «Комитет против пыток» угодил в реестр «иностранных агентов»

Полез в застенки? Называйся шпионом

 Нижегородским правозащитникам из «Комитета против пыток» (КПП) присвоили неделю назад статус «иностранных агентов». Напомним: данный ярлык получают общественные организации, которые занимаются политической деятельностью за счет зарубежных грантов. Парадоксальность ситуации в том, что противодействие пыткам в нашем городе организовано по большей части на средства отнюдь не забугорные, а выделяемые из бюджета РФ. Почему же наш «Комитет» записали в шпионы? Уж не сыграл ли тут роль конфликт с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, о котором мы рассказывали в конце декабря?

 

Полез в застенки? Называйся шпионом

 С чьей стороны крамола?

Сообщение об этом неожиданно появилось на сайте Минюста поздно вечером 16 января. Прокурор Нижегородской области Олег Понасенко приводит следующие обоснования. Среди "политических мероприятий", из-за которых общественная организация была внесена в реестр "иностранных агентов", было участие руководителя КПП Игоря Каляпина в разработке законопроекта об амнистии 2014 года. Этот документ, кстати, разрабатывался членами Президентского совета по правам человека (в котором состоит и Каляпин) по поручению Владимира Путина.

Совсем недавно, 21 января, состоялось рабочее совещание совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, которое было посвящено содействию Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) и реформе пенитенциарной системы. В этом совещании Игорь Каляпин также принял участие. Это его работа и прямая обязанность. На совещании также обсуждались «крамольные» вопросы амнистии, внесения изменений в Концепцию уголовно-исполнительной системы, условно-досрочного освобождения и т.д. А чуть позже Президент России Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам встречи с членами совета.

Не слишком ли патриотичной получается крамола, за которую местный надзорный орган записал КПП в иностранные агенты? И с чьей стороны тут вообще выходит крамола?

Читаем, однако, дальше прокурорское представление. Там указано, что «Комитет против пыток» дает «негативную оценку и дискредитирует правоохранительные органы государства, предавая гласности факты пыток и бесчеловечного отношения к гражданам в полиции и в местах принудительного содержания». Это расценивается надзорным органом как «действия…, нацеленные на привлечение внимания и направленные непосредственно на формирование негативного общественного мнения в целях воздействия на принятие государственными органами решений, а именно изменения проводимой государственной политики в области осуществления уголовного преследования».

Неужели прокурор считает, что пытки, которым КПП действительно дает негативную оценку, и факты которых правозащитники предают огласке, - это и есть государственная политика?

Интересно, что в свое время «Комитет против пыток» проверял нижегородский минюст. И ничего не нашел...

- Мы получили это представление 29 декабря, - рассказывает Игорь Каляпин. - Прокурор потребовал от нас безотлагательно его рассмотреть «с обязательным участием представителя прокуратуры». Мы пытались связаться с представителями надзорного органа, однако они от встречи уклонились. После двух неудачных попыток мы намеревались официально пригласить на беседу прокуроров, чтобы обсудить этот в некотором смысле сенсационный документ в присутствии журналистов.

Встреча так и не состоялась. Есть еще один важный геополитический нюанс. Специальная конвенция ООН, которую ратифицировала и Россия, обязывает докладывать о ситуации с нарушением прав граждан, в частности о пытках. Согласно конвенции, этим занимается уполномоченная общественная организация. В данном случае – КПП. Получается, их назвали иностранными агентами за то, что они выполняли обязательства, которые давала Россия.

«Мы не прекратим свою деятельность»

Увы, обывателя международное право мало интересует. Для него «шпионы» - это те, кто тайно «шпионит» на деньги иностранных разведок. Но и тут выходит неувязочка: Каляпин никогда не скрывал информации о получаемых средствах из-за рубежа. Финансовые вливания в КПП можно посмотреть на сайте данной организации. Среди них значительная часть – гранты от Президента России. Думается, что в этом случае мнение некоторых аналитиков, что под прикрытием закона об «иностранных агентах» идет борьба с эффективными правозащитными организациями, которые уж очень сильно докучают местным чиновникам, вполне справедливо. Тем временем Каляпин заявляет, что своей работы он не прекратит.

- Естественно, мы будем обжаловать это решение, - комментирует глава КПП. - Но если проиграем в судах, «Комитет против пыток» будет ликвидирован. Но это не значит, что мы прекратим деятельность. Все, что делали, будет продолжать делаться – и уж точно не в меньшем объеме, а может даже и в большем. Мы ни одного дела не бросим, не прекратим аналитическую деятельность, продолжим работать со средствами массовой информации. Также не перестанем беспокоить высших чиновников: будем публично обращаться и к Президенту, и к генеральному прокурору, и к руководителю следственного комитета, и к министру юстиции, и к министру внутренних дел с нашими предложениями о реформировании этих органов. Будем призывать к изменению существующей практики, которая калечит и души, и судьбы, и тела тысяч людей в России в результате применения к ним пыток. В какой форме мы будем работать, сейчас трудно сказать. Возможно, появится целый холдинг различных организаций.

Правозащитник подчеркивает, что не собирается числиться «шпионом»:

- Это понятие предполагает, что некоммерческая организация занимается чем-то по заказу какого-то другого государства. Я клянусь, что за 15 лет существования КПП наши доноры из-за рубежа ни разу не сказали мне, что я должен делать. Мы боремся с пытками в России как граждане России и ради России.

Кстати, в стране уже есть примеры самоликвидации некоммерческих организаций, признанных иностранными агентами. Например, "Юристы за конституционные права и свободы" и «Институт региональной прессы».

Полицейские на суд не явились

Тем временем юристы КПП, несмотря на то, что их офис в Грозном был сожжен, отправились в столицу горной республики для рассмотрения иска против них МВД Чечни. Иск имел отношение в том числе к одному из граждан, который пожаловался на беспредел местных полицейских. По словам заявителя, его похитили и пытали в течение двух дней в здании УМВД Грозного: избивали, применяли электричество, подвешивали к потолку и унижали. Чеченские полицейские, в свою очередь, возмутились, что рассказы об этом попали в СМИ. Увы, представители правоохранителей в суд не явились - и заседание перенесли на начало февраля.

А на прошлой неделе стало известно, что рассказы о работе "Комитета против пыток" в Чечне вошли в топ северокавказского Яндекса по количеству просмотров. После этого статья была заблокирована. Как сообщили юристы КПП, находящиеся сейчас на Северном Кавказе, ни на территории Чечни, ни на территории Ингушетии открыть ее не удалось. Тем временем несмотря на заявления главы Чечни о том, что теракт в Париже организовали не исламские фундаменталисты, а западные спецслужбы, на юге Франции полицейские задержали пятерых чеченцев, которые подозреваются в подготовке теракта. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру