Чем Нижний Новгород собирается встретить туристический бум ЧМ-2018

Здравствуйте, спасибо, улыбка!

 «Представьте себе, что сегодня 2018-й год. Чемпионат мира в Нижнем Новгороде уже прошел. Кто-то заработал денег, кто-то новую должность, а что заработал ваш город? Что получил ваш регион?» - сразу предложила задуматься Ирина Гарнье, управляющий партнер компании делового консалтинга IB2C France SAS. Это французская компания делового консалтинга, которая помогает в сотрудничестве Франции и России. 

Здравствуйте, спасибо, улыбка!

 К подвигу готовы

На международную конференцию городов участников чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в Нижний привезли целую обойму спикеров, которые готовы поделиться опытом по проведению таких глобальных мероприятий как мундиаль.

 Гендиректор московского представительства Национальной организации туризма Кореи господин Чин Су Нам рассказал, как проходил ЧМ по футболу в 2002 году сразу в двух странах - Южной Корее и Японии. И какого экономического эффекта его страна добилась. 500 млн долларов, 200 тысяч новых рабочих мест, не считая того, что сборная Кореи вышла в полуфинал, а имидж поднялся до недосягаемых прежде высот.Нижнему Новгороду амбиций, конечно, тоже не занимать.

«Мы все ждем чемпионат мира по футболу. Несмотря на все политические проблемы, никаких сомнений по поводу его проведения нет, все идет по графику, - заявляет курирующий туризм новый министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Александр Макаров. - Мы привыкли быть во всем первыми, и планку не стоит занижать».

"Нижний Новгород, Казань, Саранск имеею все условия, чтобы занять лидирующие позиции при подготовке к ЧМ-2018", - дипломатично поддерживает его представитель Ростуризма, заместитель начальника управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Наталья Беленко. - Надеемся, что именно Нижний покажет пример».

Кстати, Федеральное агентство по туризму – Ростуризм - определено в качестве исполнителя программы по строительству и реконструкции инфраструктуры и средств размещения.

«Наши люди способны на подвиги, мы и в Нижнем покажем это, - уверена Ирина Гарнье. - А вот вопросы развития мы, к сожалению, не научились решать. В Сочи после Олимпиады, например, тоже был момент, когда руководители объектов разводили руками и не знали, что делать. Сегодня заполняемость очень высокая».

Заработать на мегасобытии

Мегасобытие – оно кратковременное, но может собрать 3 млрд зрителей, - говорят эксперты из Франции. - Будет много работы, но вы можете открыть окно в мир.

Город участник ЧМ должен выполнить массу требований ФИФА, в том числе и по подготовке волонтеров и кадров для индустрии гостеприимства. Да еще нижегородцам хотелось бы заработать и резко продвинуть Нижний Новгород на карте мировых туристических маршрутов.

Как отмечают эксперты из Ростуризма, у вас – у нижегородцев – «туризм» хотя бы включен в экономическое министерство по предпринимательству, у большинства субъектов он проходит по отрасли «культура».

Но сразу, наверное, надо сказать, что нижегородским фирмам заработать на футбольном туризме много не удастся. Матрица уже заполнена. Компании - партнеры FIFA определены. Официальным агентом по размещению и проживанию на Кубке Конфедераций FIFA 2017 и чемпионате мира FIFA 2018™ в России назначена (по результатам проведения открытого тендера) английская Byrom. Она уже была официальным агентом по размещению на мундиале 2010 года в ЮАР и в Бразилии.

«Наша компания твердо намерена поддерживать FIFA и ряд партнеров в России, которые стремятся отвечать всем критериям социально и экологически ответственного туризма», - говорит исполнительный директор Byrom plc Энрике Байром.

В обязанности Byrom входит оценка количества доступных гостиничных мест; проверка действующих контрактов с отелями; согласование цен на российском рынке; обеспечение дополнительных или альтернативных мест проживания; менеджмент и неэксклюзивная продажа доступных гостиничных мест; распределение и продажа гостиничных мест FIFA и ряду национальных и международных клиентов FIFA; а также предоставление соответствующих услуг FIFA и его клиентам до и во время вышеупомянутых турниров.

Местным компаниям, возможно, удастся заработать на внутрироссийских потоках. И на экскурсиях, - добавляет гендиректор турфирмы «Розы ветров» Мария Свиридова.

 «Повезет» пароходным кампаниям. Правительство области собирается зафрахтовать на время ЧМ для проживания болельщиков фирменные суда «Гама» и «ВодоходЪ», но придется приводить теплоходы в порядок, чтобы соответствовать требованиям.

Гостевой каток

Пока даже нет определенных цифр по количеству гостей. Поток туристов в целом по России должен увеличиться на 30-40% по сравнению с Олимпиадой в Сочи (было около 2 млн человек).

«В ближайшее время мы ожидаем получить требования FIFA, - говорит руководитель управления размещением Оргкомитета Россия-2018 Оксана Тубман, - и более точное количество требуемых мест для вип-гостей, болельщиков – это 6-9 тысяч человек, в зависимости от города. Кроме этого, будут маркетинговые партнеры, спонсоры, волонтеры, кейтеринговый персонал, а также представители силовых ведомств, - они, конечно, не требуют пять звезд, но их тоже надо будет где-то размещать. И цифры вырастут до 30 тысяч человек».

Надо учесть, говорят специалисты, что футбольные фанаты могут задержаться в Нижнем на месяц, если город будет выбран для проживания и тренировок какой-нибудь команды.

По словам Александра Макарова, сейчас в Нижнем Новгороде не хватает порядка 2,5 тыс. мест.

- Но стройка идет, с каждым из собственников этого бизнеса подписано соглашение, таких 14, которые полностью покроют дефицит гостиничных мест, - говорит куратор туризма.

К чемпионату мира 2018 года в Нижнем Новгороде появятся 11 новых гостиниц, в том числе «четыре звезды», три реконструируют.

На месте бывшей «Москвы» откроется «пятизвездочный» «Мариотт». На днях удачливый отельер Дмитрий Володин подписал договор фрайчанзинга с британским оператором «Хилтон». Гостиница возводится на пересечении Варварской и Академика Блохиной.

И даже на месте бывшей «крестьянки» (исторический «Дом крестьянина» напротив Мытного рынка ) к ЧМ-2018 должен появиться дом для гостей.

Но у иностранных туристов есть масса нюансов и «капризов». Например, японец не поедет в отель, где нет ванны, а только душ, отмечает заместитель министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Максим Подовинников.

Нижний забудут через месяц?

- К вам приедет очень много бродкастеров (вещателей), знаменитостей. О вашем городе будут говорить месяца два-три. Но потом СМИ переключатся на что-то другое, это реалии нашей жизни, - предупреждает Ирина Гарнье. - Что останется в памяти? Впечатления! Именно их люди увезут с собой.

Конечно, это азбучная истина. Весь туризм строится на впечатлениях. От того, как мы запомнимся гостям, болельщикам, зависит отдача. Ответьте себе на вопрос: почему я должен вернуться в Нижний? Бразилии, к примеру, которая дороже всех провела ЧМ, не удалось укрепить свой имидж, свою привлекательность, потому что там постоянно проходили демонстрации протеста.

У нас сегодня по части «гостеприимства» везде проблемы, надо перевоспитываться, соглашаются ответственные лица.

- Иностранный язык – проблема, улыбаться - проблема, история края – проблема. Мы знаем свои слабые места, - благодарит за замечания Максим Подовинников. - Но мы учимся, у нас есть туристско-информационный центр, где сотрудники могут объясниться на иностранных языках, скоро сделаем такой сайт.

- Любая мелочь способна испортить впечатление от поездки. Могут произойти самые разные ситуации, и их нужно проработать заранее. Незнание иностранного языка, отсутствие указателей, это самое первое, что бросается в глаза, - говорит Ирина, основываясь на собственном опыте. - Чемодан авиакомпания потеряла, в ресторане нас не хорошо обслужили, музыка в гостинице дискотечная. Если за три года не исправим, то захочу ли я остаться и приехать еще?

- Есть статистика, из 100 иностранцев только 10 желают посетить Россию, но из этих 10 - 90% хотят вернуться, - отмечает управляющий партнер компании «Арена 2018» (международный консорциум помогает городам в подготовке мундиаля) Ольга Кожухова. - Но ЧМ не панацея от всех проблем, поэтому - засучите рукава…

Ваши девки плохие!

- Главный принцип гостеприимства - «клиент всегда прав», - отмечает директор ООО «Сервис отель» Вера Терещенкова, - но если я не сходила к директору, не обратила особенное внимание на гостей, которых поселила, - мне на следующий день мои чехи говорят, девки ваши, обслуга - плохая, потому что никто не улыбается, не дозовешься, не слышат. Иностранцев прежде всего интересует, где мы будем брать персонал. Воспитаем своих, - говорила я на переговорах с английскими партнерами. Ну не из Лондона же мы их повезем? Труднее всего управлять персоналом, и начинать надо с молодых.

- Нам всем предстоит потрудиться над брендом, имиджем территорий. Думаю, в Нижнем уже работают, - добавляет Ольга Кожухова. - Какую информацию вы хотите дать миру, какой посыл? У каждого города есть свой генетический код. Хотите изменить его? И это не только уже ставшие клише «медведи - матрешки».

Беда нижегородцев в том, что у вас слишком много всего - уникального для показа! –говорили москвичи.

Очень уж похожа Нижегородская земля на многослойную матрешку, которую можно открывать бесконечно, пока не дойдешь до самой сути, до самого заветного… Надо все это оформить, завернуть в красивую упаковку и предложить туристам по доступной цене.

- Но, - тут же добавляют эксперты, - хотелось бы, чтобы у вас была какая-то особенная фишка, как в Вологде, например, придумали «резиденцию Деда Мороза» - и туда поехали со всей страны.

Глава региона Валерий Шанцев предложил «создать особый сувенир, посвященный чемпионату мира по футболу в духе нижегородских традиционных промыслов».

– Сегодня изделия народных художественных промыслов являются не только визитной карточкой региона, но и всей нашей страны, всего русского народа, частью нашей уникальной русской культуры, - пояснил он. - Накануне ЧМ-2018 по футболу гостям региона нужно будет показать наши достижения.

ИМПРЕССИО туриста

- Принимать тысячи гостей в год – это совсем особая стезя, - говорит Вера Терещенкова. - Экономика обеспечивает уровень популярности любого города и потребность его посещения. Красивые чистые улицы, сохранение памятников, развитие и создание музеев, гостиниц. Пока мы не организуем конкурентную среду в сфере гостеприимства, не получим хорошего сервиса. В Нижнем только последние год-два положение начало меняться. Очень долго не заходили к нам, на этот рынок, иностранцы, потому что в 90-х годах был нарушен контракт с американцами по строительству объекта на месте разрушенной гостиницы «Москва» на Театральной площади. Только с политикой Валерия Шанцева «негатив» был переломлен – и к нам поехали партнеры из-за рубежа.

Живу около «Волга – Арены»

Честно говоря, когда эксперты сравнивают «заграничный» опыт организации таких турниров с нашим российским, бросается в глаза «русская щедрость». Нижний, к примеру, отдаст лучшую площадку под стадион. Хотя, конечно, можно было развивать более «деструктивные» территории.

- Во Франции, где проходил ЧМ-1998 года, когда триумфатором стал Зидан, - рассказывает Ирина Гарнье, наполовину француженка, - стадион «Стад де Франс» на 80 тысяч зрителей был построен в пригороде Парижа Сен-Дени, в том числе для решения социальных, миграционных проблем, на загрязненной территории, которую отчистили от асбеста!

После знаменательного финала чемпионата мира по футболу 1998 года Зинедин Зидан стал настоящим национальным героем Франции. С трибун то и дело кричали: "Зидана - в президенты!»

Теперь стадион работает в полную силу и не является убыточным, принимает чемпионаты Европы по разным видам спорта, например, по регби. А жители говорят, живу около «Стад де Франс». Нижегородцы, наверно, будут говорить – около «Волга-Арены».

- Надо динамичнее менять стратегию, - советует Ирина Гарнье, - чтобы после мегасобытия приходило другое. Очень удачно, что в Казани после универсиады прошли другие чемпионаты, крупные форумы, именно они выступают драйверами развития регионов.

- Отели не будут пустовать после 2018 года, - уверяет министр поддержки и развития малого предпринимательства Александр Макаров. - У нас есть масса идей, какие в Нижнем Новгороде проводить масштабные туристические мероприятия, чтобы привлечь максимальное количество гостей.

Сегодня турпоток в область приближается к 1 миллиону в год, задача - к 2020 году увеличить его до 3 миллионов. Серьезные курсовые колебания, общая политическая ситуация, конечно, бьют по планам, говорят представители отрасли, но и открывают внутренние резервы, потому что, например, для москвичей 200-400 км это не расстояние.

Лучшее место на Земле

 - Почему мы, туристы, должны поехать сюда, - настойчиво спрашивала нижегородцев гостья из Питера Наталья Обыденнова, директор гостиницы «Охотник», где уже более трети персонала говорит по-английски, - а Нижний Новгород сейчас действительно на слуху.

- Потому что на Волге это самое красивое место, - уверена нижегородка Вера Терещенкова. - И потом - этот единственный в России город, основанный святым Георгием Всеволодовичем, не может прозябать где-то там на задворках. А в советское время Горький был третьим по значению городом.

В общем, осталось только правильно себя подать.

Кстати

Н.Новгород возглавил рейтинг самых популярных российских городов для семейного отдыха в дни новогодних каникул, по версии всероссийского портала для путешественников Travel.ru. По расчетам сайта, поездка в наш город обойдется примерно в 2 тысячи 940 рублей в сутки на двоих.

Какие фишки придумывают в Нижнем для туристов, какие объекты собираются забрендировать, мы расскажем в следующих номерах «МК».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру