«МК в Нижнем» продолжает исследовать ситуацию в такси

«Под брендом надежной компании»

 Мы уже рассказывали о проблемах нижегородских таксистов. Увы, диалога с правоохранителями и другими государевыми людьми у них не получилось – последние признались в своем бессилии перед ляпами законодательства. Посему таксистам приходится самостоятельно пытаться добиться справедливости. Пока у них это не получается.

«Под брендом надежной компании»

 Надо ли работать по закону?

Один из важных моментов в работе цивилизованного такси – диспетчерские службы. Есть «Устав автомобильного транспорта», в котором диспетчер трактуется как фрахтовщик. При этом, несмотря на то, что «все равны перед законом», никакой ответственности для него не предусматривается: вина за некачественное оказание услуги всегда ложится на водителя. Простой пример, вас уведомляют смс о том, какая пришла машина, а в ее госномере отображаются только цифры, без букв. Это своеобразная подстраховка. Если вы надумаете пожаловаться на ненадлежащее обслуживание, смс может служить доказательством в суде. В то же время есть постановление правительства «Об утверждении правил перевозок пассажиров», по которому информация должна предоставляться в полном объеме. И хотя бы один диспетчер был наказан? А таксистов штрафуют даже за отсутствие таблички с ФИО водителя в салоне. Нижегородский таксист Александр заметил, что диспетчерам все равно, с кем сотрудничать: с ними – лицензированными профессионалами - или «бомбилами»:

- С одной стороны, нас заставляют получать лицензии, а с другой - диспетчеры раздают заказы всем подряд, и им за это ничего не бывает. Поневоле возникает вопрос, а имеет ли смысл работать по закону?

Еще один важный момент, который служит своеобразным камнем преткновения во всевозможных разбирательствах. Разрешение на предпринимательскую деятельность в такси дается на машину, а не на человека. Но предприниматель может посадить на свою лицензированную машину «левого» водителя. Который будет тем же самым «бомбилой», но под логотипом известного перевозчика. Юридически хозяин должен принять такого человека на работу водителем, платить зарплату и заключать с ним договор, в котором должны быть прописаны все нюансы. Обычно же заключается договор аренды автомобиля.

- Я думаю, что разрешение на частный извоз стоит выдавать конкретному человеку, - считает таксист Алексей. - Это уменьшит количество «бомбил» и нормализует рынок такси. Пока же можно купить несколько машин, получить на них лицензии и сдавать в аренду кому угодно, подвергая опасности жизнь пассажиров.

Вместе проверить нельзя?

По идее, правоохранители могут организовать проверку компании. Увы, и здесь они бессильны. На всевозможных круглых столах и конференциях много говорится о межведомственном взаимодействии. На практике представитель каждого ведомства старается отвести вину за безалаберность от себя и перевести на коллег из другой структуры. Гаишники и МВД разводят руками и показывают в сторону прокуратуры - масштабными проверками занимаются они.

Далее начинается настоящая кабалистика. Многие «конторы» для публики позиционируют себя как такси, а для проверяющих органов - как арендодатели автомобилей. Мало того, они еще и зарегистрированы в других регионах. А государевым людям нужно доказать, что все это хозяйство существует для «постоянного получения прибыли».

- Доказать получение прибыли нелегалом при желании достаточно просто, - замечает председатель профсоюза «Такси-НН» Юрий Фомин. - Заказ есть и на телефоне водителя, и клиента. Другой вопрос – что этим мало кто желает озаботиться.


И на практике получается, что у налоговиков нет даже статистики, сколько подается деклараций от таксистов по сравнению с количеством выданных разрешений. Но при этом налоговики констатируют, что за этот год ими было установлено, что 206 хозяйствующих субъектов занижали фактическое количество транспортных средств, 1200 субъектов вообще не предоставляли никакой отчетности или отделывались «нулевыми» декларациями, и 1707, получив разрешение, прекратили регистрацию в качестве ИП.

 

При этом контроль за выдачей лицензий не входит в задачи налоговиков. Хотя бывают своеобразные рекорды, когда одной малоизвестной фирме выдается 600 разрешений, в то же время как у крупных извозчиков – около 50. Такие фирмочки просто торгуют разрешениями, ни оказывая водителям никакой помощи в организации услуг населению. И о какой безопасности пассажиров может идти речь? За какой машиной водитель будет лучше следить – за своей или казенной?

Или момент приема на работу. Зачастую по улицам вполне официально таксуют «водители», получившие права пару месяцев назад. Хотя это нарушение ФЗ «О такси».

«Наркоманская система»

Считается, что легальный таксист - это тот, кто имеет разрешение. На самом деле это тот, кто имеет разрешение и платит налоги. По подсчетам профсоюза нижегородских таксистов, таких в городе только 8 процентов! Есть еще «условно легальные» таксисты, которые получили разрешения через подставные фирмы.

- Я работаю в одной фирме, ежедневно плачу ей 250 рублей, - говорит таксист Михаил. - Схема оплаты вполне «наркоманская» - оплачиваю через терминал и совсем не знаю, куда эти деньги идут. Сейчас у меня на руках два чека. На одном написано «оплата услуг ООО «Икс» в Нижнем Новгороде, а на другом – «оплата услуг ООО «Игрек» в Мурманске. И так делают многие водители ежедневно. Понятно, что эти гигантские суммы уводятся из-под налогового бремени. Да, это незаконное предпринимательство, но возникает вопрос: кто конкретно нарушает закон? Налоговики в этом случаи говорят: а ты не перечисляй! И как же мне тогда работать?

- К сожалению, наше законодательство не предусматривает исправления всех жизненных кривых, - философски поясняет представитель УФАС Юрий Ершов. - Таких ситуаций в жизни много, и не все контролирующие органы могут проводить всевозможные контролирующие мероприятия.

Увы, и диспетчеры далеко не все чувствуют себя прекрасно.

- Я являюсь и представителем диспетчерской службы. За нами около 300 водителей, -рассказывает предприниматель Игорь Ищенко. - И я сам как водитель понимаю, что мы не можем жить друг без друга. Поэтому ситуация, сложившаяся на рынке такси, не выгодна никому. Некоторые диспетчерские службы, также как и таксисты, еле сводят концы с концами. Я вижу выход в одном: возмутиться должно все наше профессиональное сообщество во всех городах страны! Наши претензии к разным службам мы предъявляем давно. И что толку? Пока мы сами не будем принимать участие в создании законов, по которым живет наша сфера, бардак так и будет. Необходимы четкие правила игры, после которых мы будем думать, работать в такси или нет. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру