Как нижегородские промышленники собираются жить в условиях санкций?

 Многие оборонные предприятия страны работают на импортном оборудовании, поэтому в условиях санкций со стороны Запада они начинают испытывать определенные сложности - и быстро эти проблемы нам не решить.

Об этом на круглом столе, посвященном готовности предприятий региона к импортозамещению, заявил генеральный директор ОАО ПКО "Теплообменник" Виктор Тятинькин.

 

Как нижегородские промышленники собираются жить в условиях санкций?

Плавали, знаем…

 Формально круглый стол был посвящен 25-летнему юбилею Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей (НАПП), однако от констатации достижений и успехов за этот период разговор быстро перешел в острое обсуждение готовности работы нижегородских предприятий к импортозамещению в условиях западных санкций, необходимости изменения государственной политики по отношению к отечественному производителю.

- Сейчас все кругом говорят – санкции, санкции, но трудности, которые мы переживали 25 лет назад, несравнимы с нынешними, - задал острый тон разговору президент ЗАО «Русский лес» Омари Шарадзе. – Не забуду, как нас называли красно-коричневыми директорами. Мы были как дети в этой рыночной экономике. А потом директорский корпус научился работать в новых условиях.

Я не знаю, сколько у нынешнего министра экономики Улюкаева заместителей, но они никак не могут определиться, каков же истинный размер вывозимого из России долларового капитала. Каждый день новая цифра. Если бы я, в бытность начальником Горьковской железной дороги, услышал от своих замов столько вариантов, то на следующий день было бы их резкое сокращение.

Что касается западных санкций, думаю, что эта ситуация сохранится. Я в этом деле пессимист. В 1993 году я вел в США двухдневные переговоры по поставке станков для обработки колесных пар локомотивов. С американской стороны присутствовали полковник Томпсон, полковник Джонсон, с нашей — "слесарь" из такого же ведомства. У меня осталось впечатление, что американцы без разрешения госдепа никогда никому ничего продавали. Да, надо работать с ними, вытаскивать оттуда всё хорошее. Но ни для кого не секрет, что мы в те годы таскали через разведку очень многие новые вещи. Это было, есть и будет.

Возвращаемся к нашим реалиям. Самый высокий банковский процент для промышленности где? В нашей родной стране. А как же мы можем в этих условиях нормально конкурировать, хотя бы с эстонцами?

- В 2013 году средний процент кредитов коммерческих банков на срок до трех лет по стране составлял 13,5, - констатировал генеральный директор НАПП Валерий Цыбанев. – Если берешь на срок свыше трех лет, то все 15.Сегодня 42% прибыли уходит у предприятий на обслуживание кредитов. Ни в одной стране такого нет. Это вопрос № 1 для развития нашей промышленности.

- Если говорить о проблеме кредитов, то сейчас готовится новый закон о промышленной политике, где этот вопрос в очередной раз будет поднят, - привнес в разговор долю оптимизма заместитель регионального министра промышленности и инноваций Игорь Сазонов. – Законом предусмотрен такой механизм, как создание Фонда поддержки промышленности, который учреждается государством совместно с коммерческими структурами. Из этого фонда предприятия, предположительно, будут получать кредиты под 2% годовых. Это очень правильное решение. Остается надеяться, что оно будет принято.

Появляются проблемы

- О необходимости нового закона о промышленной политике давно все говорят, а каким он в итоге будет, мы не знаем, - продолжил тему генеральный директор ЗАО "Борский силикатный завод" Павел Лебедев. – Но свои предложения в закон мы высказываем. Тот же ежегодный рост цен на энергоносители просто зашкаливает, зашкаливает уровень инфляции. В итоге всё это толкает предприятие не на развитие, а на элементарное выживание. А мы сегодня должны резко двигаться вперед, активно перевооружаться. К сожалению, по многим позициям мы отстали. Если не будем перевооружаться в ближайшие годы, то отстанем навсегда и окажемся в глубокой яме.

Появляются у нас и проблемы, связанные непосредственно с санкциями. На предприятиях, где много импортного оборудования, всегда необходимы расходные материалы и комплектующие. Часть из них в России сами научились делать, но большую часть вынуждены брать из Европы, в частности, из Германии. По некоторым позициям у нас начались проблемы. Нам, например, нужны были высокоточные подрезные ножи. В ответ бывшие поставщики нам сказали: нет, больше вам пока поставлять не будем. Надеемся, что санкции будут временными, а с другой стороны, активнее начали искать аналогичное замещение в России. Стали обращать свое внимание на Китай. Сегодня ведем переговоры с фирмой из Шанхая. Технический уровень там тоже вырос, и этот потенциал надо использовать. Будем надеяться, что с ними таких выкрутасов, как с Европой, не будет.

Подобные проблемы стал испытывать и нижегородский завод «Теплообменник».

- Мы работаем по проекту нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 с американцами, немцами, шведами и французами, - рассказал генеральный директор предприятия Виктор Тятинькин. – Во всем, что касается совместных разработок и связанных с ними поставок, вопросов пока нет. Но появляются вопросы по станкам, с оборудованием. По ряду позиций западные партнеры даже деньги возвращают. Оборудование на сегодня у нас есть, но есть уже и трудности. Мы делаем самолеты, а там, наверху, нет обочины, куда можно съехать. Многое у нас в «оборонке» работает на импортном оборудовании, и сегодня проблемы уже есть.

Когда выгода перевешивает

Но есть в нижегородской промышленности и науке и обратные примеры.

- Проблема оборудования очень серьезная, и масштабы ее мы сегодня пока не можем оценить, - считает Игорь Сазонов. – И эта проблема еще несколько отложенная, потому что по условиям санкций те договоры, которые подписаны до их введения, действуют, и оборудование, на тот же машзавод, поставляется. С комплектующими примерно такая же картина. На большинстве предприятий проблем с этим пока нет.

Недавно на одном из нижегородских предприятий мы открывали новое сборочное производство с участием очень крупной немецкой фирмы. Так вот и там все понимают, что санкции в условиях открытой рыночной экономики - это нонсенс. Эта ситуация политическая, во многом натянутая, и рано или поздно она закончится. Но сегодня она приносит вред всем – и нашим поставщикам, и нашим предприятиям. И когда мы задали вопрос немцам, не ждут ли нас в связи с санкциями проблемы в будущем, те ответили: «Мы сделаем всё, чтобы этого не было. Мы готовы поставить любой вид оборудования».

Пример подобного развития отношений с западными партнерами привел ректор НГТУ Сергей Дмитриев.

– К нам на большое совещание приезжает руководство крупной чешской станкостроительной компании, - рассказал он. - Ее уникальные обрабатывающие центры стоят на нижегородских предприятиях. Так вот чехи хотят открыть на базе нашего университета научно-образовательный центр для обучения и переподготовки специалистов. Кроме этого, чешских партнеров заинтересовал ряд наших технологий, позволяющих повысить прочность режущего инструмента. Поэтому есть и другой вектор, когда сегодня в условиях санкций к нам приезжают люди с Запада и предлагают сотрудничество.

По импортозамещению можно долго говорить, но сегодня у многих наших предприятий, НИИ, КБ есть передовые технологии. У нас, например, есть малое предприятие, которое получает и успешно продает высокочистые вещества для электронной компонентной базы. Если надо, мы это производство можем расширить.

Не изымать, а помогать

- Самое время нам нажать на педаль газа, чтобы рвануть в том направлении, которое мы считаем для себя выгодным, – считает председатель совета директоров группы компаний «НМЖК» Николай Нестеров. – У меня есть глубокое убеждение, что такие организации, как ВТО, созданы для продвижения интересов транснациональных компаний по всему миру. И сейчас, когда это особенно ярко просматривается, наша страна должна пересмотреть взятые на себя обязательства, чтобы защитить свои интересы. Как пример, наша масло-жировая отрасль в последние десять лет по темпам развития опережает остальные. А все потому, что десять лет назад мы закрыли вывоз семян подсолнечника на сторону. Было построено очень много заводов, и глубокая переработка происходила здесь, в России.

- Вот что происходит при правильной постановке вопроса на государственном уровне, - поддержал коллегу Валерий Цыбанев. – А возьмем трубную промышленность. Еще 15 лет назад 80% труб мы завозили из-за рубежа. Сегодня практически ни одной там не покупаем. Предприятия, в том числе и наш Выксунский металлургический завод, проведя масштабную реконструкцию, успешно конкурирует на мировом рынке. Надо нажимать на педаль газа, эти государственные механизмы запускать и отрасль за отраслью переводить на импортозамещение. Однако сегодня на уровне Минфина периодически возникают разговоры о повышении налогов с предприятий. Просматривается явное непонимание того, что не изымать нужно больше, а создавать условия, чтобы больше производили и в итоге налогов платили больше. Вот в чем должна быть суть закона о промышленной политике.

Конкурентоспособность – вопрос государственный

– Проблемы импортозамещения нет, - соглашается Игорь Сазонов. - Есть проблема, которой НАПП занимается уже 25 лет, - создание условий для предприятий, в которых они смогут быть конкурентоспособными. При остальных равных условиях штаны, пошитые в Нижегородской области из качественного материала при помощи качественных технологий, в любом случае должны быть дешевле китайских, потому что Китай далеко. Но в то же время мы продаем Китаю электроэнергию по оптовой цене полтора рубля за киловатт. А наши предприятия получают ее минимум в 2 раза дороже. Если возьмем энергозависимые предприятия – металлургию, бумажные комбинаты, то у них в себестоимости электроэнергия составляет до 40%. Они будут заведомо неконкурентоспособны.

Государство в первую очередь должно защитить внутренний рынок и создавать условия для отечественной продукции, а потом уже говорить об импортозамещении. У нас в области масса конкурентоспособной продукции мирового уровня, но она покупается не здесь, а у кого-то на стороне. На мой взгляд, здесь масса причин субъективных, в том числе и коррупционных. Почему-то Татарстан не стесняется помогать своим предприятиям напрямую. В Казахстане есть целый закон о национальном обеспечении. Там, если участвуешь в торгах, то 20% от цены имеет преференцию местное предприятие. У нас загибается завод по производству шприцов в Ворсме, подобных в России осталось всего 2. Так это предприятие продает в области всего 10% своей продукции, остальное – на стороне. А шприцы закупают у нас больше китайские. Казахстан же, понимая социальную значимость этой продукции, построил свой новый завод по производству шприцев и обеспечил его на пять лет госзаказом.

Появляются положительные примеры и у нас. Недавно Президент открывал на ГАЗе производство нового грузовика «ГАЗон NEXT». Что это, как не импортозамещение, если этот автомобиль собран на 80% из наших комплектующих. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 29 сентября 2014

Заголовок в газете: А ты готов к импортозамещению?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру