Крупнейшим работодателем в регионе является Группа ГАЗ, где сегодня реализуется масса новых проектов. В компании наработан огромный опыт по выращиванию кадров. Но решить проблему высококвалифицированных рабочих и инженеров невозможно силами одного предприятия.
Надо ломать стереотипы не только у школьников и студентов, но и у их родителей. И действительно повышать престиж технических профессий. Об этом говорили многие участники дискуссии: "Кадровое сопровождение бизнеса в современных условиях. Эффективная модель подготовки рабочих и инженерных кадров".
Сегодня в результате развития государственно-частного партнерства наметился поворот в подготовке кадров в соответствии с запросами бизнеса, с целью повышения конкурентоспособности продукции. Приобретение компетенций выпускниками сузов, вузов сегодня формируется в прямой связи с требованиями предприятий.
- Мы сделали упор на создание внешнего резерва за счет молодых специалистов базовых учебных заведений, в целом по Группе ГАЗ сотрудничаем с двадцатью учебными заведениями, - делится опытом директор по персоналу ООО "УК "Группа ГАЗ" Елена Марштупа. - Серьезные суммы вкладываются в материальное обеспечение заведений. Есть стипендиальная программа.
Но для повышения престижа рабочих и инженерных профессий стандартных форм - экскурсии, дни открытых дверей, мастер классы - сегодня недостаточно. Нужны новые интерактивные формы работы со школьниками, студентами, которые привлекали бы их на предприятие. Здесь большой вклад вносит наш надежный партнер – Поволжский центр аэрокосмического образования, он же региональный ресурсный центр по робототехнике.
Очень популярными стали робототехнические фестивали робототехники – «Робофесты», куда вовлечены даже младшие школьники и студенты - до 400 ребят по Нижегородскому региону. Общероссийскую программу "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России" реализует Фонд "Вольное Дело".
Недавно стартовал "Инженерный проект" по подготовке инженеров поколения NEXT.
Группа ГАЗ в рамках проекта сотрудничает с шестью партнерами учебными заведениями.
Разработаны и программы переподготовки специалистов. Получая знания, люди сразу же отрабатывают их на практике, видят карьерные цепочки и перспективы. Действует институт наставничества, адаптация студентов, молодых специалистов идет прямо на производстве, они видят карьерные цепочки и перспективы. «Ребята выходят из учебного заведения с двумя-тремя смежными профессиями, которые нужны бизнесу. Газовская производственная система очень гибко встроена в этот процесс, меняется производственная система - меняется обучение, - поясняет Елена Марштупа.
Но несмотря на все это автозавод пока полностью не обеспечен кадровым потенциалом. Например, после колледжа, техникума ребята уходят в армию и не всегда возвращаются на предприятие.
«Еще не произошел поворот в сознании людей в сторону технических, физических специальностей, – констатирует Игорь Захаров, начальник отдела сектора высшего образования министерства образования Нижегородской области. - Выпускников-одиннадцатиклассников в этом году 15 тысяч, из них «физику» в качестве дополнительного экзамена ЕГЭ выбрали только 4200 человек, остальные идут на гуманитарные направления. Так что «заводской» стереотип - «рабочий с гаечным ключом или с кувалдой» - еще работает. Он живет в головах родителей, которые считают, что юрист и экономист более престижны и обеспечены. Вот здесь надо ломать шаблоны».
«В этом году по конкурсу мы приняли более 500 студентов, такого не было даже в советское время! - утверждает директор "Нижегородского индустриального колледжа" Сергей Варакса. – Группа ГАЗ наш основной партнер. Сегодня это передовое предприятие, и мы с первых дней ведем туда ребят на экскурсии. Когда родители приходят непосредственно на нашу площадку, они убеждаются, что студенты работают на современном модернизированном оборудовании».
«Студенты сегодня охотно идут на специальности, связанные с программированием промышленных процессов. Конкурс шесть человек на место, и предприятия довольны таким кадровым наполнением, - говорит Александр Спирин, и.о. директора "Нижегородского автомеханического техникума", базового для ГАЗа учебного заведения. - Ребята проходят практику непосредственно в заводских цехах под руководством опытных наставников, на производстве выбирают тему и разрабатывают с наставником, защищают реальные дипломные проекты. Но хотелось бы углубить программу, повысить престиж технических специальностей, чтобы ребята «прямо бежали на завод».
«Когда лекции у нас читают сотрудники ГАЗа, и говорят не о теории, а о реальной актуальной практике, у ребят глаза горят! Спрос на наших выпускников значительно превышает предложение», - отметил директор Института промышленных технологий машиностроения систем ГБОУ ВПО НГТУ Алексей Панов.
Кстати, во время международного бизнес- саммита на Нижегородской ярмарке было много студентов и школьников. В одном из павильонов и прямо на площади проходил World Skills - чемпионат мировых компетенций рабочих профессий. Соревновались, в частности, в сварке и работе на современных станках. Около пяти тысяч школьников поучаствовали в разных конкурсах и посмотрели, как упражняются старшие. Организаторы «чемпионата» надеются, что такие неординарные, живые, соревновательные акции станут регулярными и тоже сработают на повышение заинтересованности ребят в получении технических профессий, ведь часто решение принимается на таких положительных эмоциях.