Почему останки героя Великой Отечественной из Ветлужского района Нижегородской области оказались не востребованы на родной земле?

Упокоенный на чужбине...

Рядовой Руслан Смирнов погиб в 19 лет. До сего года было известно только то, что он провоевал полгода зенитчиком в 35-й механизированной бригаде и с октября 1942 года значился пропавшим без вести. Но благодаря участникам нижегородского поискового отряда «Курган», нашедшим его останки в этом году, удалось установить, что более 70 лет назад наш земляк пал смертью храбрых под городом Белым в Тверской области. 

Упокоенный на чужбине...

 А в деревне Чернышиха Вознесенского сельсовета Ветлужского района Горьковской (ныне Нижегородской) области долгие послевоенные годы его ждала мать Арина Дмитриевна. Тем не менее, по роковому стечению обстоятельств, останки нашего земляка-героя так и не смогли попасть на родину в Нижегородскую область и были преданы земле в чужом краю.

 Во время операции «Марс» пленных не брали

- Останки нашего земляка, – начал свой рассказ Андрей Чеканов – отставной военный, командир нижегородского поискового отряда «Курган», - мы нашли в лесу рядом с еще двумя его погибшими товарищами, недалеко от бывшей деревни Жуково Бельского района Тверской области. Все трое лежали в одной воронке на глубине 30 сантиметров. Видимо, во время боя солдат накрыло взрывом прямо в ней, либо их уже мертвых стащили туда после смертельной схватки и немного присыпали землей. Смертный эбонитовый медальон с запиской обнаружили только у одного. Согласно этому «документу», который более 70 лет пролежал с останками убитого солдата, это и был Смирнов Руслан Иванович, 1923 г.р., уроженец Ветлужского района Горьковской области.

Нижегородский поисковый отряд "Курган"

Нижегородский поисковый отряд "Курган"

Смотрите фотогалерею по теме

21 год назад руководство нижегородского поискового отряда, который сегодня носит название «Курган», выбрало бельскую землю для поиска павших неслучайно. Военные действия под городом Белым продолжались с 22 июля 1941 года по 13 марта 1943-го, и в боях были задействованы части, сформированные в Горьковской области. Так, только один саперный батальон 250-й дивизии состоял на 90% из горьковчан. А прибывшая в апреле 1942 года для защиты рубежей города Белого 134-я стрелковая дивизия была укомплектована нижегородцами на 75%. За время бельской кровавой мясорубки эта земля переходила в руки то советских, то гитлеровских войск десятки раз. Согласно фашистским сводкам, только во время немецкой операции «Зейдлиц», проходившей там летом 1942 года, наши части попали в окружение и потеряли 40 тысяч человек одними пленными. Правда, иную картину мы видим во время советской военной операции «Марс», в архивных документах о ней было записано так: «Как известно, в этих боях пленных не берут».

Операция «Марс» проходила в ноябре-декабре 1942 года. Была предпринята неудачная попытка окружения фашистов в районе Ржева. Во время этой операции на немцев пошли два корпуса Красной Армии - 6-й добровольческий Сибирский и 1-й Механизированный генерала Михаила Соломатина, цель которых - прорвать вражескую оборону и расчленить войска противника. Но основные силы советских войск были тогда брошены под Сталинград, а поэтому наступавшие корпуса не получили подкрепления и около месяца сражались с превосходящим по численности противником в окружении. В итоге бойцам был отдан приказ всю тяжелую технику взрывать или выводить из строя и выходить из окружения налегке.

Нижегородский поисковый отряд "Курган"

Нижегородский поисковый отряд "Курган"

Смотрите фотогалерею по теме

Трое бойцов, найденные кургановцами в воронке возле деревни Жуково, скорее всего, геройски погибли как раз во время прорыва из окружения 35-й мехбригады.

«Курган» вернулся с полей сражений

Андрей Чеканов в «Кургане» с самого основания. Этим летом он поехал в экспедицию с 10-летним сыном Николаем. Андрей поведал нам об итогах работы поискового отряда в этом году.

Костяк «Кургана» составляют, в основном, студенты и выпускники вузов. Несколько поисковиков: Николай Ионов, Илья Герштейн, Мила Лопатина-Герштейн, Александра Зыкова и Ксения Берсенева, - были еще и в Ветлужской археологической экспедиции. В этом году в работе «Кургана» участвовали воспитанники кадетского корпуса из поселка Истомино в Балахнинском районе, военно-патриотического клуба города Кулебаки и другие. Постоянные члены отряда приезжают и всей семьей, как, например, Максим Симонов, отец четверых детей.

Весной-летом 2014 года в Бельском районе отрядом было проведено две экспедиции: одна разведывательная с частичными раскопками, а другая летняя – основная. Весной нижегородские поисковики эксгумировали останки 13 солдат, в том числе обнаружили так называемых «верховых» бойцов – непогребенных солдат Красной Армии. В ходе второй поездки в Бельский район с 25 июля по 14 августа кургановцы совместно с поисковым отрядом «Ровесники» из Ханты-Мансийска обнаружили останки еще 45 бойцов. Двоих опознали. Рядом с одним найдена фляжка, на которой выцарапано имя Рахимова Исламутдина. Ныне ведется работа по идентификации.

Сложность опознания останков часто связана с тем, что большинство погибших не имеет смертных медальонов – не успели получить или выбросили (носить их считалось плохой приметой). У опознанных бойцов обязательно ищут родственников, а неопознанных хоронят на воинском мемориале Петропавловского кладбища в городе Белом.

Нижегородский поисковый отряд "Курган"

Нижегородский поисковый отряд "Курган"

Смотрите фотогалерею по теме

Среди погибших под Белым – представители самых разных республик и краев Советского Союза. К примеру, в 1999 году участники экспедиции нижегородского поискового отряда «Курган» нашли останки танкиста Ивана Сикоры с Украины. Тогда же были найдены и останки младшего сержанта Халявченко – киевского учителя, эвакуировавшего из осажденного города детей, а затем павшего под городом Белым. Только после информации о находке в передаче «Забытый полк» смогли найти его родных: сына – профессора политехнического института и внука – бывшего капитана спецподразделения «Альфа».

В прошлом году был найден разведчик 19-й мехбригады Гадалаев Газимагомед (его опознали по мундштуку с фамилией). Боец погиб, не выпустив из рук оружия: так и остался лежать с трофейной немецкой гранатой в руке, которую не успел метнуть. Погиб он от разрыва снаряда: тело было иссечено осколками так, что они застряли и в костях. Эти кусочки смертельного металла Андрей Чеканов лично передал его родным в Дагестане. Нижегородского поисковика с останками Газимагомеда Гадалаева встретили прямо у трапа. На встречу вместе с родственниками вышло все село.

А через некоторое время Андрей и школьники – участники поисковых отрядов - повезли останки другого найденного кургановцами солдата-кавказца в Осетию. У рядового 279-й стрелковой дивизии Михаила Харитоновича Дзуцева не осталось родных. Говорят, что мать погибшего поставила двум его родным сестрам условие: они не выйдут замуж, пока брат не вернется с войны. Видимо, им было на роду написано остаться старыми девами: солдата Дзуцева нашли лишь в 2013-м. Его останки встречали представители министерства Северной Осетии. При мемориальном захоронении героя в почетном карауле стояли дети в военной форме с красными пионерскими галстуками.

А в этом году отряды «Бельский рубеж» и отряд «Ратное поле» нашли останки двух солдат из Красноярска. В поисках родственников одного из них командиры нижегородского отряда «Курган» Федор Дроздов и Андрей Чеканов вышли на 82-летнюю сестру одного из бойцов. Бабушка сказала поисковикам, что она очень бы хотела, чтобы ее брат «вернулся» домой, но, к сожалению, она очень стара и больна, а поэтому у нее нет возможности ухаживать за его могилкой. Тогда обоих героев-красноярцев решили похоронить в Белом. Узнав об этом, губернатор Красноярского края в срочном порядке распорядился доставить останки своих погибших земляков на Родину. Одного из бойцов торжественно похоронили у Вечного огня в Красноярске, а второго погребли со всеми воинскими почестями в Красноярском крае.

«…не представляется возможным»

Если представители других областей и национальных республик бывшего СССР относятся к своим погибшим в годы войны землякам с огромным уважением и почетом, то в Нижегородской области с останками упомянутого в данной статье Руслана Ивановича Смирнова вышло совсем не так. На Ветлугу он «не вернулся». Почему? Как оказалось, деревни Чернышиха в Ветлужском районе уже давно нет, да и родственники бойца никак не находились. Тогда кургановцы подключили к работе Нижегородский областной совет ветеранов, руководство которого вывело поисковиков на главу администрации Ветлужского района и пообещало помощь в торжественном перезахоронении героя на Родине.

Однако, по словам Андрея Чеканова, в разговоре по телефону глава администрации Ветлужского района Сергей Лавренов дал понять, что «похоронить на территории Ветлуги или Ветлужского района солдата не представляется возможным», так как якобы там нет ни мемориала, ни места захоронения для павших в Великой Отечественной войне. В итоге 13 августа геройски погибшего в бою за Родину ветлужанина, вместе с его безымянными боевыми товарищами с воинскими почестями и отпеванием погребли в городе Белом в общей братской могиле.

На торжественное перезахоронение с родины пообещали прислать кого-нибудь из представителей ветлужской районной администрации или председателя совета ветеранов, но никто так и не приехал. Однако нижегородские поисковики уже привыкли к такому. За 21 год поисковой работы «Кургана» Вахту Памяти в городе Белом ни нижегородские чиновники, ни представители каких-либо других общественно-патриотических организаций нашего города не посетили ни разу. Правда, представители Нижегородского областного совета ветеранов поехать были готовы, но у них не нашлось средств.

Хорошо, что в других районах нашей области для перезахоронения бойцов, долгие годы считавшихся без вести пропавшими и найденными почти через 70 лет после окончания войны, места находят всегда и чтут погибших как героев. К примеру, в Богородске останки бойцов, найденных на Кавказе, хоронили возле могилы солдат, скончавшихся во время войны в госпиталях от полученных ран. А в Сергачском районе русского солдата, эксгумированного в Осетии, торжественно погребли на почетном месте рядом с входом на кладбище.

Наверное, мертвым все равно, где лежать. Может, им безразлично, покрашена ли оградка могилы, заросла ли она травой… Приходить на могилу, помнить и благодарить их нужно нам самим, живым. Нужно же?

P.S.: Экспедиция осуществлена при финансововой поддержке министва внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области

От автора:

Все найденное оружие и большое количество боеприпасов, обнаруженных в этом году экспедицией нижегородских и ханты-мансийских поисковых отрядов, было сдано в органы внутренних дел и саперам города Белого. Кстати спецгруппа МЧС по разминированию не раз оказывала поисковикам помощь по обезвреживанию уникальных боеприпасов, в которых нуждаются музеи Нижегородской области, и провоза их в качестве экспонатов. Так в этом году кургановцы пополнили экспозицию своего музея в ННГУ им. Лобачевского двумя ракетами от залповой установки «Катюша». В том числе привезли военные артефакты в музей города Богородска – минометные мины, винтовки Мосина и СВТ, курительную трубку, солдатский смертный медальон, тюбики от немецких пайков, остатки немецких агитационных листовок.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру