Проект гостиницы на месте кинотеатра "Октябрь" обсудили на градосовете

Более или менее удачные архитектурные проекты могут захватить общественное пространство

 Проекты, представленные на последнем градостроительном совете, неоднозначны в архитектурном смысле, но особого отторжения у большинства представителей общественности они вызвать не должны. Так, гостиница, которую хотят построить вместо кинотеатра «Октябрь», будет выдержана в эклектике, а торговый центр в Автозаводском районе напомнит прохожим о соцреализме. Проектанты, таким образом, показали, что могут – при желании заказчика – «работать с прошлым». Особых проблем с обликом нарисованных ими зданий не возникнет. Проблема, скорее, в другом: в «скрадывании» общественного, социально значимого пространства.

Более или менее удачные архитектурные проекты могут захватить общественное пространство
Проект пятиэтажного "здания по обслуживанию населения" на пересечении улицы Фучика и проспекта Ленина (Автозаводский район)

 Церковь – кинотеатр - гостиница

Кинотеатр «Октябрь», как выяснилось, не приносит владельцу (ООО «Сеть магазинов «Электроника») ожидаемой прибыли. Посему его решено снести - несмотря на то, что здание отнюдь не ветхое и не безликое, да и горожане к нему привыкли. На месте «Октября» хозяин решил отгрохать пятизвездочный отель в шесть этажей и передать новую постройку международному гостиничному оператору, работающему под брендом «Меркюр».

В принципе, такая смена «функционала» данного пространства специалистов не удивляет, особенно если учесть, что ранее здесь стояла лютеранская церковь. Это будет далеко не первый отель в центре города, построенный на месте культового сооружения (вспомним хотя бы «Москву» у драмтеатра и «Волжский откос» на Верхневолжской набережной).

Говоря о рокировке, глава региона Валерий Шанцев отметил, что в Нижнем Новгороде наблюдается дефицит гостиниц, и напомнил собравшимся о чемпионате мира 2018 года. Но чтобы все эти отели не пустовали после мундиаля, властям надо будет немало поработать над превращением города в туристическую Мекку.

Представляя проект, архитектор Евгений Пестов сообщил, что здание будет выполнено в традиции эклектики, «в каких-то таких исторических стилях». Судя по эскизу, будущая гостиница действительно напомнит горожанам богатую архитектуру конца XIX века и будет немного похожа на Блиновский пассаж на Рождественской. Это и послужило причиной нападок на проект со стороны некоторых членов градосовета: по их словам, Покровке такая пышность не присуща, здание будет слишком сильно выделяться на фоне других объектов исторической улицы.

- Я не вижу оснований, чтобы не делать фасады красивыми, богатыми, - защитил Валерий Шанцев работу мастерской Пестова и Попова. - Не обязательно копировать то, что до нас сделали. Мы все восхищаемся усадьбой Рукавишникова – давайте тоже что-то оставлять. Мы не должны подстраиваться под какие-то стили, образы… Надо, чтобы было красиво, современно, и использовать хорошие материалы.

Стоит отметить, что здание новой гостиницы, похожее на замок, действительно выглядит на эскизе красиво, но отнюдь не современно, и налицо как раз использование старых образов. Сможет ли оно в таком виде «вписаться» в ансамбль Большой Покровки, вопрос, как видим, спорный.

Более важный вопрос – сколько общественного пространства захватит новый отель. «Октябрь», как известно, несколько «вдавлен» вглубь, за счет чего создана площадка для отдыха со скамейками, полюбившаяся многим нижегородцам. Гостиница же, по словам Евгения Пестова, будет выдаваться вперед на семь метров в сторону Большой Покровской по сравнению с существующим кинотеатром. При этом архитектор уверяет, что и лавочки, и вообще «скверик» останутся. Если учитывать, что сегодня у «Октября» есть крыльцо, а у отеля этого элемента не будет, общественное пространство уменьшится на четыре-пять метров.

Транспортный вопрос на градсовете не обсуждался, но он, несомненно, встанет во весь рост. Дело в том, что высокий класс гостиницы подразумевает возможность подъезда «впритык»: пешком к ней вип-клиенты с чемоданами наперевес не пойдут. Чтобы обеспечить такую возможность, надо будет или пустить транспорт через Большую Покровскую, что опять-таки связано с ущемлением прав нижегородцев на общественную территорию, или разрезать стадион «Динамо» и делать его сквозным, или рыть внушительных размеров подземный тоннель – под той же Покровкой, под стадионом или под зданием ФСБ. Один вариант, как видим, фантастичнее другого.

Статуи как компенсация

Насколько пышным будет новый отель на Покровке, настолько же строгим и не претендующим на блеск хотят сделать пятиэтажное «здание по обслуживанию населения» на пересечении улицы Фучика и проспекта Ленина (Автозаводский район). Это будет постройка в стиле соцреализма, характерная для пространства с промышленным акцентом. Художник Владимир Величко (тоже член градостроительного совета) выразил по этому поводу недоумение: а зачем нам, дескать, «автозаводская» архитектура? может быть, и здесь эклектику в массы дать? Сказал же Валерий Павлинович: после себя надо что-то свое оставить… Архитектор Александр Дехтяр, один из авторов проекта, отметил, что он сам автозаводец и ему важно было показать именно районный колорит.

- Когда я говорил, что не надо делать похоже, я не имел в виду, что это всегда надо делать, - уточнил, в свою очередь, Валерий Шанцев. - В данном случае это не гостиница и не Большая Покровская. Мы торговые центры ставим и поближе к центру города из сэндвич-панелей, и при этом никто не возмущается. А здесь хорошее здание...

Постройка действительно удачно вписывается в окружающую среду, только вот назначение ее отнюдь не «соцреалистичное»: под привлекательным названием инвесторы скрывают банальный торговый центр с фитнесом и бассейном на двух верхних этажах. При этом встанет новый ТЦ почти впритык к 37-й поликлинике. И неслучайно застройщик – ООО «Новый строительные технологии» - обещает восстановить две статуи у входа в медицинское учреждение со стороны проспекта Ленина, существовавшие здесь в 1960-е годы: очевидно, это некая компенсация за доставленные неудобства. В частности, у торгового центра будет две парковки – одна под новым зданием, а другая, наземная, рядом. Так вот, эту вторую парковку планируется сделать на границе с территорией поликлиники. По словам директора городского градостроительного департамента Татьяны Шмаковой, в этом месте не может быть стоянки машин, и инвестор оформляет данный участок под цели благоустройства. Тем не менее, вопрос с участком для стоянки необходимо как-то решать: непосредственно под новым зданием будет меньше машиномест, чем требуется. Если инвестор не сможет «дотянуть» это количество до нормы законным путем, разрешение на строительство он не получит.

Еще один мост – к деловому центру

Еще один важный и масштабный проект, обсуждавшийся на градсовете, - застройка большой территории от площади Комсомольской до улицы Приокская с возведением нового моста через Оку. Освоить ее жаждет несколько инвесторов: кто-то из них выкупил участки, кто-то взял в долгосрочную аренду. Институт развития города попытался привести их пожелания к единому знаменателю. Территория предлагается как деловой центр с офисными и жилыми зданиями, призванный отчасти снять нагрузку с исторического центра города.

Предполагается снести ряд загибающихся промышленных предприятий и оснастить участки современными зданиями, максимальная высота которых 40 этажей.

К сожалению, авторы проекта планировки и межевания данной территории забыли о концепции «город-сад», существовавшей в советское время: зелени между «высотками» практически не будет. Для деревьев отводится небольшой участок вдоль Оки, но там предполагается засилье всевозможных площадок для игр и аттракционов.

Что касается нового моста, то он, само собой, появится нескоро, уже после освоения всех этих кусков, - если вообще появится. Глава региона, в частности, выразил сомнения по поводу целесообразности строительства еще одного мостового перехода. Директор ГражданНИИпроекта Юрий Карцев ответил, что этот переход позволит разгрузить Молитовский мост и метромост, движение по которым сегодня частенько затруднено.

Членов градсовета смутило также наличие на этом пространстве железной дороги и ЛЭП – эти элементы, как выяснилось, в ближайшие 20 лет убрать будет нельзя, и они несколько приуменьшат комфортабельность будущего микрорайона. Однако Татьяна Шмакова отметила, что данный проект не ущемляет права инвесторов и дает возможность развиваться городу. Что же касается «железки» и линии электропередач, то когда их все-таки уберут, данные участки можно будет благоустроить.

Один из инвесторов данной территории – ООО «НовМонолитСтрой» - уже снес заводские корпуса и выходит на стадию конкретного проектирования. Участок между улицами Июльских дней и Фабричной он планирует застроить жилым комплексом, высота зданий – от 20 до 24 этажей. В ходе обсуждения проект вызвал замечания: архитекторы могли бы и этажность некоторых объемов уменьшить, и о комфорте будущих жильцов подумать: в массиве будет огромное количество однокомнатных квартир и сравнительно небольшой дворик, расположенный не так далеко от железной дороги. Тем не менее, в целом проект был принят – с учетом того, что на архитектурном совете он будет еще раз рассмотрен и, возможно, скорректирован.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру