Миллиарды на климат

Правительство области определило, как привлекать инвесторов

В ближайшие шесть лет, 2015-2020 гг., правительство Нижегородской области намерено потратить свыше 2,3 млрд рублей на госпрограмму «Развитие инвестиционного климата области». Конечно, законные вопросы от обывателя - а что мы с этого будем иметь? Где эти деньги станут работать? Какой прок от инвестиций? Или все эти мероприятия чиновники для галочки пишут? 

Правительство области определило, как привлекать инвесторов

 Расчет на стабильность

Нижегородская область со времен первого губернатора Бориса Немцова всегда билась за инвесторов, правда, разными способами и с переменным успехом. Чтобы «раскачать» бизнес, тем более иностранный, на вложения порой нужны годы, десятилетия. Многие инвесторы «тянутся» в регион еще с начала 2000-х.

Сегодня этот процесс обрел системность благодаря инвестсовету, выстроенному законодательству, помощи в подборе площадок и сопровождению проектов со стороны правительства. Но привлекать новый бизнес в регион становится все сложнее из-за обострившейся между субъектами РФ конкуренции.

Однако каких-то новых, неординарных решений в программе «по развитию инвестклимата» не отмечается. Чиновники областного министерства инвестиционной политики заложили в программу некоторые уже проработанные направления, которые, по идее, должны дать результат. Но простой, линейной связи между только «хорошим климатом» и инвестициями, как известно, не бывает. К примеру, сколько ни кричали: «халва, халва», а «городом выходного дня» для столичных туристов Нижний Новгород стал только, когда сюда пустили скоростной «Сапсан».

Быть в «десятке»

Итак, как сказано в документе, к 2020-му году инвестиции в основной капитал в регионе должны увеличиться более чем в два раза - до 649 млрд рублей, это порядка 30% валового регионального продукта (ВРП), иностранные инвестиции - до 1,5 млрд долларов.

Объем вложений в проекты, реализуемые с применением механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), возрастут до 4,5 млрд рублей. При этом позиция Нижегородской области в национальном рейтинге состояния инвестклимата (формируется АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов») должна быть не ниже 10-го места. (Для сравнения, в 2013 году инвестиции в основной капитал составили 272 млрд рублей – около 28% в ВРП, иностранные инвестиции – 1,04 млрд долларов, объем вложений в проекты с применением механизма ГЧП – 858 млн рублей.)

Поставленные ориентиры весьма умеренные, без прорыва, стабилизирующие (за исключением, может быть, оптимистичного прогноза по «иностранцам»), поскольку прежняя база роста в регионе уже достаточно выбрана, нужно искать новые «точки роста». К примеру, с 2005-го по 2013 год объемы вложений в основной капитал в области увеличились в четыре раза, при росте иностранных инвестиций в 10 раз. Но регион по темпам роста инвестиций в капитал еще отстает от общероссийских показателей, хотя разница становится меньше.

В последнее время вообще наблюдается отрицательная динамика по «объему иностранных вложений», это общероссийский тренд (причиной называется вступление России в ВТО), и далее всплеска «денежных предпочтений» тоже не ожидается, сыграет свою роль большая политика.

Министр инвестиционной политики региона Юрий Грошев, представляя программу, убеждал членов комитета по промышленности и экономике регионального парламента, что она написана не для галочки. В ней - четыре подпрограммы. На «обеспечение реализации самой программы» выделено 531 млн рублей, они пойдут на организацию деятельности мининвеста.

Из общей суммы в 2,3 млрд рублей свыше 1 млрд рублей направят на «стимулирование инвестиционной деятельности». Это в основном оказание господдержки тем субъектам инвестиций, которые реализуют на территории области приоритетные проекты (объем льгот – налоговых и по субсидированию процентных ставок по кредитам - составит почти 1 млрд руб.).

Узнаешь Нижобласть?

В «формирование и поддержание положительного инвестиционного имиджа региона» вложат 676 млн бюджетных рублей. Мининвест рассматривает «имидж региона» ключевым инструментом позиционирования, на который ориентируется бизнес при принятии тех или иных решений. Сегодня здесь большие пробелы: нет развитой системы информации, нет скоординированных действий по улучшению репутации области за рубежом. (Понять бы еще, что надо или что будем рекламировать? - Авт.).

Целью подпрограммы должно стать «достижение соответствия имиджа области ее инвестклимату». Регион будет проводить и участвовать в выставках, конгрессах, ярмарках. Запланировано до 15 мероприятий ежегодно и международный бизнес-саммит в Нижнем, рассказал Грошев. Кроме того, область намерена тесно взаимодействовать с рейтинговыми агентствами по распространению материалов об инвестпривлекательности области.

Самыми многообещающими для региона заявлены ГЧП-проекты, эта подпрограмма «стоит» всего 101,6 млн рублей. В области такое «партнерство» уже реально работает. Когда бюджет самостоятельно и быстро решить проблему обеспеченности социальными объектами, инженерными коммуникациями не может, он зовет на помощь частного партнера, и на основе соглашения расплачивается с ним в течение определенного времени.

На принципах ГЧП воплощены три ФОКа в районах, два межмуниципальных полигона ТБО в Городецком и Балахнинском районах. Предлагается по тому же принципу развивать мусоросортировку в этих районах.

В регионе продолжится дальнейшее внедрение и знаменитого комплекса "Безопасный город" (соглашение с ОАО "Ростелеком", объем инвестиций 858 млн руб.).

При участии госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности – Внешэкономбанк" готовится крупнейший инфраструктурный объект, мостовой переход через Волгу в районе Подновья. Проект в прединвестиционной фазе. Его капитализация - около 70 млрд рублей.

На основе ГЧП прорабатывается также строительство детских садов, газовых котельных, реконструкция и оснащение действующих помещений хозкорпуса городской больницы № 13 под патологоанатомическое отделение; а также строительство и эксплуатация ФОКов в Арзамасском, Городецком, Починковском районах, ледовых дворцов в Навашинском и Сеченовском районах. Всего в плане около 50 объектов:10 - инженерной инфраструктуры; 26 -здравоохранения; 14 объектов в сфере спорта.

К 2020 году объем инвестиций по ГЧП-проектам должен составить не менее 18 млрд руб. Инвестиционным консультантом по проектам называется Внешэкономбанк, его услуги в основном и предстоит оплачивать за счет бюджета. Поспособствует развитию инструментов ГЧП принятие федерального закона о государственно-частном партнерстве.

Ищите «парки»

Потенциал для роста инвестиций заложен в развитии индустриальных и промышленных парков, говорят эксперты консалтинговых фирм. Инвесторам нужны готовые или быстро подготавливаемые площадки для бизнеса, с подведенными сетями и инфраструктурой. Сегодня на федеральном уровне принимаются акты, направленные на стимулирование строительства таких «парков», предусмотрена господдержка управляющим компаниям.

Вот и на уровне области готовится проект закона о промышленных парках. Он позволит создавать специальные инженерно-подготовленные территории, которые будут объединять предприятия общей инфраструктурой. У нас с помощью облправительства создаются два промпарка «Дзержинск-Восточный» и «Бор-Центральный».

Однако, как объяснил Юрий Грошев, «ранее по ряду инфраструктурных объектов, например, по промпарку «Дзержинск-Восточный» федеральные средства были срезаны, но мы надеемся, что деньги появятся».

Кроме того, нижегородский регион выбран для формирования индустриального инновационного кластера по автомобилестроению и нефтехимии. Кластерный механизм тоже позволяет усилить производственную кооперацию, дать толчок сразу нескольким отраслям экономики.

Много надежд на «импульс» региональные чиновники связывают и с созданием в регионе особой экономической зоны, про которую говорят уже несколько лет.

Наконец, в программу по «инвестклимату» включена докомплектация всяческими коммуникациями технопарка в сфере высоких технологий "ИТ-парк "Анкудиновка" в Н.Новгороде, который, в конце концов, должен дать налоговую отдачу от своей «высокотехнологичной резидентуры». А вот в поселке Сатис Дивеевского района пойдет строительство уже второй очереди технико-внедренческого парка «Саров». Объем инвестиций по данному проекту составит 670 млн рублей, среди его кураторов «Росатом», «Роснано».

Риски – в мощностях

Как отмечается в программе, существуют определенные риски ее срыва, например, изменение или недостаточность законодательства на федеральном уровне, неисполнение обязательств партнерами и подрядчиками, финансовые форс-мажоры.

Но, как верно указали бизнесмены - члены профильного комитета ЗСНО, в документе не заложены главные риски – риски энергодефицита, и шире – инфраструктурные. Не секрет, что тормозом для крупнейших инвестпроектов становятся ограничения по газу, энергомощностям (и решаются они в основном на федеральном уровне), и более «местечковые» – по водоснабжению (водоотведению), теплоэнергетике и связи.

- Можно было бы прописать в программе поддержку малой энергетики, развитие энергомощностей на предприятиях, частных энергопроектов, - советовали депутаты министру Грошеву.

Не обозначен в программе и основной бюджетный эффект от ее реализации, насколько увеличатся налоговые поступления, говорит председатель комитета по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Михаил Гапонов. А это, собственно говоря, и должно быть главной задачей, ради чего во все эти мероприятия вкладываются деньги налогоплательщиков (хотя, надо отметить, «инвестиционной активности» от регионов требует и федеральный центр). Министр обещал внести коррективы и указать бюджетный эффект.

- Вложения в капитал предприятий – это, конечно, здорово, - говорят депутаты, - и нужно не только для отчетности, но сегодня на многих крупных предприятиях падает налог на прибыль.

Пока же очевидным результатом от прихода инвесторов в область являются новые рабочие места, хорошая зарплата работников, повышение уровня и культуры производства, освоение новых технологий.

По мнению Гюнтера Надольны, гендиректора компании "РусВинил", которая дает большую долю инвестиций, в Нижегородской области созданы эффективные стандарты взаимодействия с инвесторами.

- Процедура открыта и прозрачна, что упрощает и ускоряет принятие решений. Инвестиционный совет, а также система "одного окна" оптимизируют работу и создают комфортные условия для ведения бизнеса с предоставлением разнообразных форм государственной поддержки, - говорит Надольны.

Улучшить и углубить

Недавно в Нижегородском кремле состоялось первое заседание Совета по улучшению инвестиционного климата в Нижегородской области. Как отметила и.о. заместителя губернатора области Наталия Казачкова, совет пройдет с участием инвесторов.

- Мы будем собирать предложения, рассматривать лучшие практики, которые принимаются на территории других субъектов и применять их в нашей области, - заверила Казачкова.

В повестке совета - корректировка инвестиционных стратегий, создание инвестиционной карты, анкетирование инвесторов. Казачкова отметила, что по поручению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в области создается особая экономическая зона. Сейчас для нее выбирают территорию. Инвесторы, работающие на ней, будут получать федеральные льготы.

А предприниматели, которые только знакомятся с Нижегородской областью, отмечают, что у нее нет полной, интерактивной карты по всем предложениям и возможностям, которые предоставляются инвесторам, с базой земельных участков, промплощадок и прочей полезной оперативной информацией. У некоторых регионов, говорят бизнесмены, сделаны очень хорошие, дружелюбные сайты, зайдя на которые сразу становится понятно, где и какие площадки свободны («коричневые», «зеленые»), какая есть инфраструктура, цена аренды и прочее, словом, над «интерфейсом» региону надо поработать.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру