Это дома, где никто не живет, здания, где давно никто не работает. Они стали приютом разного рода экстремалов и бомжей. Речь идет о заброшенных объектах в Нижнем Новгороде. Несмотря на то, что земля сегодня дорогая, многие здания у нас пустуют. Сколько таких заброшенных объектов в Нижнем Новгороде, выяснить мне не удалось. Похоже, военная тайна.
Виртуальная «лужайка»
Этот сайт в Интернете, вроде бы, не таит в себе ничего крамольного. Называется он – «Заброшенные объекты в Нижнем Новгороде». Беда в другом. В том, что таких объектов навалом. Начиная от самых крупных – мукомольного завода, напоминающего своими контурами средневековый замок, территорий, где были расквартированы воинские части, и кончая всякой мелочью, вроде разрушенных старостью, оползнями и карстовыми провалами построек, свидетельства о рождении которых затерялись в быстро текущем времени. И так быстро оно течет, так изобилует всяческими бурунами, мелями, перекатами и омутами, что нет ни сил, ни денег, дабы удалить с лица земли эти шрамы и незаживающие раны.
Я заглянул на сайт. Оказалось, что движение здесь довольно интенсивное во всех направлениях. На виртуальной «лужайке» «пасутся» в основном любители опасных приключений, тайн и мистики, испытывающие дефицит адреналина в крови, а также сборщики металлолома и черные копатели. И они общаются примерно так:
Antonio Acierto: «Привет всем! Кому не жалко, подскажите места для посещения, жутковатые какие-нибудь. Желательно, чтоб без охраны».
Максим Смолянов: «Кто знает, где находится заброшенная воинская часть №96531?».
Лидушка Иванова: «А как добраться до «Нефтегаза»?
Дмитрий Тимошенков: «Интересно, есть здесь взрослые (старше 18-19), увлекающиеся тематикой люди?».
Алексей Изотов: «На проспекте Гагарина есть заброшенная военная часть. Кто там был, чего интересного там есть?».
Илья Афиногенов: «Кто был в Красных казармах? Как с охраной?».
Лена Котачева: «Всем здравствуйте! Очень хотелось бы побывать в ДК им.Ленина и на «Нефтегазе». Кто-нибудь может составить компанию?»
Лев Лоскутов: «Прошу внимания всех желающих посетить заброшенный мукомольный завод! Он закрыт! Если кто-то туда пойдет, пусть возьмет либо лом, либо ключ на 6-8, так как входная дверь в главную башню закрыта на цепь, которая в свою очередь скручена болтом».
С помощью этого сайта я и познакомился с экстремалами.
Бомбари, хабарщики и другие
Они живут рядом и дружат с детства – Принцесса Му, Крючок и Полковник. Так любители компьютерных игр и прикольных общений называют себя в виртуальной паутине, на самом же деле у них обычные имена и фамилии. Но мы договорились, что я их упоминать не стану.
- У нас есть кое-что, - первым делом сказала Му. - Три хаты в одной кучке. Старые, как моя прабабушка. Их к сносу уже приготовили, охраны нет. Можем проводить.
Му, Полковник и Крючок – сталкеры со стажем. Урбантрипом, в переводе с их сленга, индустриальным туризмом, занимаются с девятого класса. Но экстремалы, которые этим увлекаются, разделяются на несколько групп. Это металлисты, занимающиеся поиском металлолома, хабарщики (от воровского жаргонизма «хабара», что значит «пожива», «барыш»), впрочем, их называют еще и бомбарями, кладоискатели, диггеры, черные копатели или археологи и, наконец, непосредственно паркуры или сталкеры – любители острых ощущений, охотники за привидениями. Ни одна из этих групп не поддерживает отношений с другими, и порой между ними даже возникают стычки. Все хотят быть первопроходцами.
Урбантрип как молодежное движение возникло после того, как огромную популярность приобрела компьютерная игра «Сталкер». Место ее действия – заброшенная территория рядом с чернобыльской АЭС. И сотни искателей опасных приключений ринулись сталкерить по всей России. Пространство ее огромно, заброшенных объектов – выше крыши. Есть и подземные, и строго засекреченные, но это мало кого смущает.
Разумеется, цели у поисковиков разные. Одни ищут в заброшках антиквариат, клады, старые книги. А вот паркуры или сталкеры стоят особняком: они выходят на охоту исключительно за впечатлениями. Чтобы окунуться в таинственный мир застывшего прошлого, а потом похвастаться своими находками и уникальными фотографиями перед друзьями и единомышленниками. Однако путешествия эти небезопасны. Зафиксировано уже немало случаев гибели молодых людей. В аварийных помещениях может случиться всякое...
Еще несколько лет назад городская водокачка начала прошлого века охранялась от непрошенных гостей. Теперь же доступ туда открыт, но крыша вот-вот рухнет.
Особую опасность представляют территории бывших военных городков. Всего их на территории Нижнего Новгорода 20. Общая площадь их, по разным оценкам составляет от 160 до 230 гектаров. Это примерно одна десятая часть Приокского района, довольно солидно. Как говорят экстремалы, здесь находили даже потерянные боеприпасы. Слухи же насчет того, что зашкаливает дозиметр, беспочвенны. Повышенный радиационный фон нигде не зафиксирован.
По словам главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина, в городскую собственность передана пока только половина земельных участков, принадлежавших военным. Но все находится в таком запущенном состоянии, что требует огромных вложений. Груды мусора, стаи бродячих собак, притоны, где находят приют бомжи - вот что досталось в наследство от советской армии.
Если завтра война
В сопровождении нижегородских сталкеров мне удалось побывать на нескольких заброшенных объектах. Убедился: ситуация хуже, чем думалось. Это, прежде всего, касается подземных сооружений. Не приведи, конечно, Господь, но если вдруг начнется бомбежка Нижнего Новгорода, все его население испытает шок. В Нижнем, похоже, нет ни одного оборудованного убежища, а подвалы домов заперты. Метро, к сожалению, не в счет: оно у нас мелкого залегания. Точечный бомбовый удар и взрыв большой мощности закончится обрушением.
Мы начали обход с бомбоубежища на улице Витебской. По всей вероятности, раньше здесь располагался какой-то офис. Пробраться туда невозможно – подземное сооружение затоплено. Запах такой, что без противогаза не обойтись, но требуется к тому же и водолазная амуниция.
Водонагревательная котельная в Нижнем Новгороде действовала с 1995-го по 2002 год, использовалась вода из озера. Отработанная сливалась, а чистая подкачивалась взамен сброшенной. Вход в котельную был заколочен большим железным листом, но бомжи разобрали часть кирпичной стены и обосновались здесь давным-давно. Никто их, кстати, отсюда не выгоняет.
Еще одно бомбоубежище – на улице Крупской. Вместимость - 70 человек, площадь 35 квадратных метров. Было сдано в эксплуатацию в 1956 году. И тоже в ужасающем состоянии. Такая же ситуация еще в двух бомбоубежищах, которые мне довелось посетить, оба в Автозаводском районе. К использованию они просто непригодны. Еще в двух выращивают грибы вешенки.
Что спрятано в шахтах?
Неизвестно, кстати, какие заброшенные объекты опаснее: наземные или подземные. По словам Полковника, на одном из заброшенных объектов он нашел советские деньги, выпущенные в 1989-1991 годах. Их было очень много, но часть кто-то все-таки до появления Полковника экспроприировал. Зачем они были нужны, кому понадобились, непонятно.
Между тем решение о захоронении вышедших из оборота купюр было действительно принято в 1993 году. Но заводы по уничтожению бумажных денег после распада СССР остались на Украине, поэтому только в Московской области в ракетных шахтах было спрятано 440 тонн никому не нужных ассигнаций. Подобные захоронения обнаружены не так давно в Костромской области недалеко от деревни Асаново, а также в Ивановской области. Там тоже речь идет о 440 тоннах. Не исключено, что был такой же завоз и в наш регион.
Список можно продолжить
Количество заброшенных объектов стремительно растет. Вот только некоторые из них. Канавинскаяя фильтровальная станция на улице Приокской. Год постройки 1924. Долгое время использовалось как офис. Сегодня – артефакт, который нужно сносить, но никто не сносит.
Здание детского сада № 346 «Забота». Сдано в строй в 1964 году. Рассчитано на 220 детей. Было закрыто в 90-х годах прошлого века. Там находились коммерческие организации, сейчас здание пустует. Но почему не отремонтировать его, когда в городе остро ощущается нехватка мест в детских садах?
Особую тревогу вызывает так называемая скотобойня. Это место привлекает экстремалов, здесь устраивают своего рода состязания по преодолению препятствий и ориентированию. Это очень опасно, но куда смотрит охрана, непонятно.
Танковый полигон воинской части № 54046 брошен в 2002 году. Здесь сохранились двухэтажное здание штаба, ангар, непонятно зачем вырытые котлованы. Там тоже экстремалы устраивают свои игрища. Об этом свидетельствуют «наскальная живопись» и разбитый автомобиль BMW на дне одного из котлованов.
Но больше всего болит голова, когда видишь здание Дома культуры УВД. Оно разорено, состояние у него плачевное. Раньше здесь были и библиотека, и спортзал, и театральный зал, и столовая, и даже комнаты для проживания. Увы, такой же развал и в других Домах культуры – имени Ленина, и Горького, в ДК школьника.
* * *
Не буду анализировать. Цель моя - привлечь внимание общественности и администрации к важной проблеме и что-то начать предпринимать. Иначе наш город превратится в кладбище ненужных домов.