Срезать госдолг
На заседании правительства Нижегородской области 24 июня и.о. вице-губернатора Владимир Иванов сообщил, что Минфином РФ подготовлены новые изменения в Бюджетный кодекс России, и «самые принципиальные и жесткие касаются соотношения госдолга к собственным доходам регионов».
- Сегодня регион может иметь предельный размер госдолга до 100% собственных доходов. Его предлагают ограничить 50-ю процентами,- уточнил Иванов. - Поправки вступят в силу с января 2016 года, хотя возможно изменение сроков. Но готовиться надо уже сейчас. Нашу область это затронет напрямую. Нужно резко сократить госдолг, вернуть кредиты на 10 млрд и не увеличивать дефицит бюджета. (По состоянию на 1 июня 2014 года госдолг области составил 51,2 млрд рублей, снизившись по сравнению с началом года на 5%. – Авт. Верхний предел государственного долга Нижегородской области был ранее установлен на 2014 год в сумме 67 млн рублей;
на 2015 год – 78 млн; на 2016 год - 89 млн рублей).
- Я прошу всех членов правительства отнестись с пониманием и быть готовым к более жестким ограничениям. При подаче заявок (на бюджетное финансирование) не брать новых расходных обязательств, не требуемых по законодательству и не подкрепленных доходами, - добавил Владимир Иванов.
Кроме того, по словам главы региона Валерия Шанцева, в ближайшее время начнется серьезная проверка Счетной палаты РФ и контрольно-ревизионного управления Администрации Президента на предмет оптимизации сети социальной сферы.
- Федеральные министерства докладывают, что регионы слабо занимаются этим направлением. Вы знаете, что предусматривалось осуществить повышение заработной платы на 30% в бюджетной сфере за счет оптимизации. Это касается образования, здравоохранения и культуры. Практически никто сегодня на эту цифру не вышел… И если мы отстаиваем какие-то предприятия, учреждения, то нам надо четко сформулировать аргументы, которые позволяют нам эту сферу содержать, - предупредил Шанцев. - Если это просто из области того, что как-то непозитивно повлияет на настроения кого-то - это не аргумент.
- Однако, - указал глава облправительства, - все мероприятия не должны ухудшать качество жизни населения, но одновременно надо снижать затраты.
- Мои наблюдения в поездках по районам говорят, что резервов у нас еще очень много, - конкретизировал Шанцев. - Недавно в Варнавине обсуждали строительство новой школы на 600 мест. Начинаешь разбираться, оказывается, есть три школы по 600 мест с заполняемостью от 20% до 70%, причем, основная школа располагается в хорошем кирпичном здании. Спрашиваю, зачем вам еще одна? Не получил ответа. А в некоторых районах есть дома культуры, куда даже если все население поселка, включая грудных детей, соберется, то заполнит только половину актового зала. Давайте, говорят, эти ДК ремонтировать, проводить реконструкцию… А дальше что? Большие затраты на содержание зала, который никогда не будет использоваться в полном объеме?
- Это не значит, что нужно отказаться от всего, -добавил глава региона, - но надо посмотреть, возможно, строительство малозатратных объектов по типовым проектам, как, например, по ФОКам… но чтобы это давало сокращение затрат на содержание, - закончил Шанцев, призвав еще и увеличивать налогооблагаемую базу.
В итоге правительство области утвердило основные направления бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, которые изложила и.о. министра финансов области Ольга Сулима.
Приоритет в расходах бюджета будет отдан исполнению майских указов Президента, обязательных социальных расходов, адресным мерам соцподдержки и внедрению системы эффективного контракта для руководителей учреждений области.
- Только на реализацию майских указов Президента мы должны будем в 2015 году дополнительно изыскать около 35 млрд рублей, в том числе 19 млрд — на повышение зарплаты бюджетникам, — уточнила министр. - Поэтому бюджетное планирование станет идти в «режиме жесткой экономии».
В качестве задач бюджетной и налоговой политики названы: развитие налогового потенциала, в том числе посредством стимулирования реального сектора экономики, формирования благоприятных условий для развития бизнеса; эффективное расходование средств; выявление резервов и реализация принципов открытости и прозрачности управления государственными финансам.
Где кроются резервы, тоже указано - повышение эффективности управления. Надо актуализировать базу данных для начисления имущественных налогов, продолжить работы по разграничению земель, повысить эффективность управления госсобственностью, усилить взаимовыгодное сотрудничество с крупными налогоплательщиками. Политика в сфере межбюджетных отношений в 2015-2017 годах будет ориентирована на повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов. Правда, каким образом это может быть достигнуто, не уточняется.
- Также будет вестись мониторинг финансовых и экономических показателей по широкому кругу организаций с целью определения причин колебаний их налогооблагаемой базы, выявления предпосылок выплат "серой" заработной платы, - подчеркнула и.о. министра.
Растем медленнее
Между тем, в этом году в регионе уже отмечается снижение темпов прироста доходов. За 5 месяцев 2014 года налоговые и неналоговые поступления в областной бюджет составили 38 млрд рублей. Это на 2,3 млрд рублей больше к аналогичному периоду 2013 года, однако в прошлом периоде прирост доходов был 2,6 млрд рублей. В консолидированный бюджет поступило на 1,7 млрд больше доходов, чем в 2013 году, но в прошлом году прирост за аналогичный период составил 3,7 млрд рублей.
Одна из причин – недопоступления по топливным акцизам из-за сокращения продаж дешевых марок бензинов. Дорожный фонд области может потерять за год до 700-800 млн рублей.
Кроме того, Нижегородская область продолжает терять деньги от федеральной новации (трехлетней давности) – по созданию консолидированных групп налогоплательщиков – КГН (компании получили право самим внутри группы распределять, где, в каком регионе и сколько платить по налогу на прибыль).
По некоторым предварительным данным, ожидаемые потери казны за 2014 год прогнозируются в объеме 6-6,5 млрд рублей. Только по перерасчетам за 2013 год было предъявлено к возмещению 1,5 млрд налога на прибыль именно участниками КГН. За три года от создания КГН нижегородская казна потеряла около 18 млрд рублей. В целом по стране от такого налогового маневра пострадали 18 субъектов, но Нижегородская область несет львиную долю потерь. Об этом говорил ранее губернатор области.
При этом возмещение убытков со стороны Федерации идет не в полном объеме. И пока на федеральном уровне не принято никаких решений о том, чтобы КГН отчитывались перед регионами и заранее давали информацию: сколько средств поступит, какая налоговая база формируется.
По словам налоговиков (эта тема звучала на одном из заседаний правительства области), для них КГН тоже остается «черным ящиком». До последнего момента никто не знает, сколько мы в итоге получим от налога на прибыль. «На наши письма они не отвечают, - говорят налоговики, - и могут предъявить к возмещению за прошлый год очень разные суммы».