Кругосветка отменяется
Аномально низкий приток воды в Рыбинское и Горьковское водохранилища сделал непроходным городецкие шлюзы на участке Городец-Балахна для самых комфортабельных круизных теплоходов с осадкой больше 2,6 метра, об этом было объявлено официально в конце апреля.
Планы на отпуск «полетели» у сотен, тысяч туристов, весь год мечтавших отправиться, к примеру, из Москвы в Астрахань. Речной портовый и туристический Нижний оказался отрезанным от Питера и Москвы.
Крупнейшая круизная компания «ВохододЪ» объявила об отмене - переносе ряда маршрутов, изменении графика. Сначала временно на май, а потом на всю навигацию 2014 года.
«О том, что в нынешнюю навигацию возможны ограничения по осадке судов при прохождении городецких шлюзов, нам стало известно только в апреле текущего года, - рассказал Андрей Смолин, коммерческий директор судоходной компании «ВодоходЪ». - Когда нам впервые сообщили о возможном введении ограничений по осадке, причем не временном, а на протяжении всей навигации, мы восприняли это, мягко говоря, как шутку. По сути, это означает разделение всей водной системы на две части.
И ситуация сложилась достаточно напряженная. Ограничение коснулось порядка трети всех круизов компании - самых продолжительных: из Москвы, Санкт-Петербурга вниз по Волге в Астрахань и обратно, либо из Нижнего в Москву и далее. Эти круизы, как правило, самые дорогие, но и самые востребованные среди наших постоянных клиентов, тех, кто приобретают туры заранее. На навигацию 2014-го они раскупались активно. Расписание круизов формируется более чем за год, и уже с прошлого августа мы начали реализацию туров на 2014 год.
Вначале ограничения по прохождению Городца были сделаны на срок до 10 июня, затем до 10 июля. Но мы уже не могли оставаться в ситуации неопределенности, пришлось срочно менять расписание на всю навигацию.
Мы предложили клиентам выбор: либо меняем маршрут, либо делаем стыковочные рейсы, тогда круиз проходит на двух теплоходах.
Там, где возможны были пересадки с одного теплохода на другой, переезд из Городца в Н.Новгород или наоборот на автобусах.
Подобная стыковка планируется, например, в сентябре между теплоходами «Семен Буденный» и «Виссарион Белинский», что позволит провести рейсы по маршруту Санкт-Петербург – Астрахань – Нижний Новгород и Самара – Санкт-Петербург – Самара.
Но процесс «стыковки» расписаний движений по сложности сродни настройке рояля, и полностью пересмотреть расписание нереально. Пришлось бы менять график многих судов на всю навигацию. Пострадали бы туристы с тех рейсов, которых никак проблема городецких шлюзов не затронула.
Мы делаем все, чтобы сохранить наших клиентов, расширяем экскурсионные программы, включаем в тур дополнительные опции. Но если человек год планировал, жил, можно сказать, такой мечтой - пройти из Москвы в Астрахань, то альтернатива тура - в Санкт-Петербург или в Пермь, его, боюсь, не прельстит.
В Астрахань все же можно отправиться из Нижнего, добравшись из Москвы на «Сапсане» и обратно таким же способом; аналогичным способом нижегородцы могут попасть на круиз Москва – Санкт-Петербург – Москва.
- Какой выход, если ситуация с мелководьем будет повторяться часто? Может быть, надо начинать строить суда с меньшей осадкой? Каковы перспективы переоснащения турфлота?
- Отечественное пассажирское судостроение в России отсутствует, с 1992 года ни одного круизного теплохода не было построено. Те трехпалубники, которые сегодня эксплуатируются, - с меньшей осадкой и преодолевают городецкие шлюзы, - уже морально устарели, их нужно переоборудовать, причем комплексно, а не только в части кают и общественных помещений.
Период же окупаемости строительства нового полноценного круизного теплохода огромный - порядка 20-25 лет. При этом имеет смысл строить как раз четырехпалубник, с большой пассажировместимостью.
Есть в России один проработанный проект – вместимостью до 500 человек, который возможно реализовать на условиях государственно-частного партнерства с передачей судоходным кампаниям в лизинг. По предварительным оценкам стоимость такого судна составляет 1,2 млрд рублей. Но это полновесный круизный теплоход.
А прогулочные теплоходы действительно строятся и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Нижнем.
Проблема Городца существует давно, но мы в построении наших дальнейших планов исходим из того, что должный уровень воды будет обеспечен. И соответствующие службы, федеральные структуры озаботятся этим вопросом заранее. А в случае повторения ситуации 2014 года хотя бы уведомят судоходные компании об этом за несколько месяцев, чтобы мы смогли поменять расписание, проинформировать клиентов.
В этом году ситуация с городецкими шлюзами получила большой резонанс. Разумеется, на Волге есть сложные для прохождения места, но таких «труднопроходимых», как городецкие шлюзы, нет. Все теплоходы «Водохода» зимой отстаиваются в Нижнем Новгороде, и в апреле они успели подняться наверх - весной был организован специальный пропуск воды.
Но если бы мы такую возможность упустили, то навигации в Москве и Санкт-Петербурге у нас не было бы в принципе.
Наличие на участке Городец-Балахна должного уровня воды является основой пассажирской навигации, да и не только пассажирской - проблема затронула и грузовые перевозки.
- Похоже, финансовый год тоже не самый удачный будет?
- В 2012 - 2013 годах круизная отрасль находилась в кризисе, почти все операторы отработали с убытком. Этот год обещал быть первым годом выхода из кризиса. Уровень продаж, предварительная загрузка были неплохими. На сверхприбыль мы не рассчитывали, надеялись хотя бы выйти на докризисные показатели объемов перевозки пассажиров. Сегодня ничего определенно сказать нельзя. Хотя понятно, что мы потеряем пассажиропоток: по очень предварительным оценкам, падение может составить 10% от плана.
- Сколько туристов не доедет до Нижнего?
- Мы отменяем примерно 16 круизов с заходом в Нижний Новгород из Москвы и Санкт-Петербурга. Средняя загрузка теплохода - 220 человек, то есть Нижний недосчитается минимум 3,5 тыс. туристов «Водохода», - заключает Андрей Смолин.
Они не купят нашу хохлому
Вот и посчитайте, сколько Нижний Новгород теряет, когда река закрыта для четырехпалубников. Эти туристы могли бы оставить здесь деньги, покупая сувениры, посещая экскурсии, рестораны, музеи и прочие достойные заведения. Водный туризм – не только вопрос имиджевый, но и денежный.
Для «ГАМЫ» – море по колено
Конечно, в такой ситуации провидцами становятся те компании, которые обзаводятся мелкосидящим флотом.
«Нас ситуация с ограничением прохождения городецких шлюзов не коснулась, - говорит гендиректор круизного туроператора «ГАМА» Дмитрий Галкин. - Мы строим и эксплуатируем суда с мелкой осадкой. Весь флот компании - 8 кораблей – с осадкой меньше 2,6 метра. Поэтому мы работаем спокойно, по графику, который согласовали еще в августе прошлого года с федеральным агентством Росморречфлот, никаких срывов, изменений нет.
То, что произошло в этом году с наполнением водохранилищ – случается не первый раз в истории судоходства. В 1996 году обстановка с прохождением городецких шлюзов складывалась еще более критичная. Мы тогда арендовали суда Волжского пароходства, и работали от Галанино, пристань около Городца. Тогда не было возможности даже спуститься из Москвы на трехпалубнике. Нынче ситуация все же мягче: трехпалубники ходят, и после 10 июля с учетом выпавших осадков навигация, видимо, будет продолжена.
Из Москвы мы везем туристов на трехпалубных теплоходах: «Афанасий Никитин», «Иван Кулибин», «Октябрьская революция». Каждые шесть дней от Северного речного вокзала столицы суда отправляются в Астрахань. Через 18 дней возвращаются в Москву, городецкий участок проходим планово.
Из Нижнего вверх, через городецкий шлюз, до Костромы, Углича, Ярославля, мы отправляем туристов на двухпалубных теплоходах «Алдан» и «Александр Свешников», осадка позволяет проходить шлюзы и днем и вечером. Загрузка нормальная, стремится к 90-100%. Туристы с удовольствием отдыхают на наших теплоходах. В этом году компанией «ГАМА» было завершено строительство нового современного, комфортабельного теплохода с осадкой всего 0,76 м «КолёсовЪ», вместимостью до 250 гостей. В середине лета будет сдан третий корпус мелкосидящего судна. Мы строим суда с мелкой осадкой начиная с 2011 года, по специальной запатентованной технологии».
Плотина все решит?
Ученые давно говорят, что если не принять меры, то дно Волги на самом проблемном участке в 50 км между Нижним и Городцом будет все больше размываться, это приведет к понижению уровня воды в навигацию до 1,4 метра. Тогда сквозное пароходство по Волге станет вообще невозможным, и единая глубоководная система распадется на части.
Сейчас, по словам специалистов, глубина 3,5 метра на перекатах на этом участке существует несколько часов в день, когда спускают воду из шлюзов. Большинство судов, грузовых, пассажирских, пройти по этому участку не могут, нужно обеспечить глубину не менее 4 метров.
Неслучайно, наверное, этой весной был, наконец, актуализирован (со времен 2000-х) вопрос строительства низконапорной плотины в районе поселка Большое Козино. В мае 2014-го ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» объявило конкурс по выбору проектировщика гидроузла. Финансируются работы за счет федерального бюджета, цена контракта определялась в 525 млн руб. Документация должна быть сдана заказчику к 1 апреля 2016 года с положительным заключением экологической экспертизы. Как указывают специалисты, «внутри контракта по гидроузлу будет закладываться и совмещенный с плотиной автомост».
Правительство области давно лоббировало этот универсальный проект и даже намеревалось участвовать в финансировании проекта. Строительство было включено в федпрограмму развития судоходства еще на 2010-2015 годы, и только сейчас государство нашло деньги.
В мае на форуме «Великие реки» Валерий Шанцев еще раз сказал, что считает гидроузел между Городцом и Нижним альтернативой поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки.
- Все российские судоходные, грузовые и пассажирские компании терпят огромные убытки из-за необеспеченности прохода на этом участке Волги, миллиарды рублей ежегодно, - отметил Шанцев. - И бюджеты, понятно, тоже.
Проблема сквозного судоходства на участке Городец - Нижний обсуждается регулярно, и в контексте «поднятия Чебоксар», и в локальном – с акцентом на низконапорную плотину. Если Правительство РФ решит вопрос в пользу гидроузла около Городца, означает ли это, что про 68-ю отметку все забудут навсегда?
Пока нет однозначного ответа. По словам и.о. министра природных ресурсов Николая Небова, Росморречфлот подтвердил, что 68-я отметка Чебоксарского водохранилища не только не решает проблему гарантированного судоходства, но и несет ряд дополнительных негативных факторов. И финансовые затраты на реализацию проекта строительства низконапорного гидроузла в районе Большого Козино в разы меньше, чем затраты на повышение уровня Чебоксарского водохранилища.
Если все сложится в пользу «нижегородского варианта», то строительство плотины через Волгу Нижегородской области может начаться в 2017 году, подтвердил недавно и.о. министра транспорта и автомобильных дорог области Александр Герасименко. «И реализовывать такие крупные инвестиционные проекты надо лет за пять, иначе нет никакого смысла», - отметил Александр Герасименко, - строительство возможно на основе государственно-частного партнерства. Средства правительства на реализацию такого крупномасштабного проекта должны быть минимизированы. При этом инвестор рассчитывает, что интенсивность движения по плотине будет высокой. Перед региональным минтрансом стоит задача резервирования земельного участка и подготовки проектной документации».
Но экологи считают, что нужно очень осторожно подходить и к проекту низконапорной плотины. Надо укреплять берега Волги, сохранять растительность. В балахнинской низменности, пронизанной многими речками, радикальное повышение уровня воды может нарушить экосистему, вызвать подтопление жилых и производственных зданий, дач.
Обсуждаются и такие варианты решения проблемы судоходства как строительство третьей нитки городецких шлюзов, дноуглубление. Однако и углубление дна с помощью земснаряда повлечет за собой обмеление других участков реки.