Философия дороги
Скажу сразу, в пути этот благообразный дядечка с копной седых волос, бородкой и лучистым взглядом не всегда такой уж и благостный, как кажется многим. В экспедиции должен быть порядок и армейская дисциплина – от этого зависит выживание всех участников. Но на привалах-ночевках Валентин – воплощение покоя и природной мудрости. И интереснейший рассказчик. В этом выпуске «МК в Нижнем» я приведу наиболее запомнившиеся мне истории, которых у Валентина более чем достаточно. Итак, представьте, звездная якутская ночь, желудок полон, а небольшая порция спиртного немного клонит в сон после долгих часов напряженного пути. Валентин закуривает трубку, а мы погружаемся в удивительный мир странствий и познания. В этих рассказах постепенно открывалась жизненная философия знаменитого нижегородца.
- Дорога для меня – смысл жизни и существования. Когда человек перемещается в пространстве, через него проходят энергетические потоки. Он на глазах молодеет, становится крепче душой и телом. А когда человек сидит на месте, энергетические каналы «засоряются» и он быстро чахнет. И становится в тягость таким же чахнущим родным и коллегам. От этого большинство современных неврозов и крупных международных конфликтов. В пути же человек познает не только окружающий мир, но и себя. Учится видеть в себе свои нехорошие черты и их самостоятельно исправлять. В быту это невозможно, так как заниматься этим подчас просто некогда. Поэтому я все-таки больше люблю странствовать в одиночку. Тогда человек становится цельным и единым с окружающим миром – рассчитывать ему больше не на кого...
Результат этой методики я наблюдал своими глазами. В свои 65 лет Ефремов может сутками сидеть за рулем, очень мало спать и мало есть. Да и в его жилистой и сухощавой фигуре нет намеков на какие-то немощи. Каждый вечер после ужина Валентин вел дневник. За долгие годы странствий это вошло в привычку.
- Я иногда читаю свой дневник и прихожу к выводу, что писал это не я. А какие-то высшие силы управляют моей рукой. Вроде, пишешь про себя, а выходит - про законы мироздания...
«Нравы и обычаи чукчей»
Иногда на трассе Валентин специально останавливался, чтобы несколько минут просто постоять, полюбоваться пейзажами и подышать воздухом, который не могут испортить даже дорожные выхлопы. На вопрос «зачем», на вечерних «посиделках» Ефремов ответил приблизительно так:
- Чувствуется запах весны. Природа пробуждается. Помню, когда я оказался на Севере после института, на Чукотке была весна. Начинают перегонять огромные стада оленей. Чтобы дети не забывали традиций и уклада быта, их на это время забирают из школ-интернатов, ведь в стойбищах школ нет. Они приезжают в «городской одежде», которая на фоне тундры выглядит как скафандры инопланетян. И вот я как-то сижу, вдыхаю запах тундры и вижу уж очень красивую школьницу в платье. Весна, природа просыпается, вокруг чистейший воздух, в котором можно различить всевозможные запахи: каждого дерева, куста, травинки, человека или зверя. С тех пор, когда я их вдыхаю, они для меня ассоциируются с красивой молодой женщиной, символом возрождения, любви, красоты и самой жизни.
Это возрождение жизни мы в полной красе почувствовали, когда достигли Забайкалья. На Севере еще лежали снега, а здесь окружающий пейзаж переливался всевозможными красками: ярко-зеленая хвоя тайги перекликалась с белизной берез, золотом сухой травы и голубизной неба.
Но конек Валентина - истории о нравах и обычаях чукчей, среди которых он долгое время жил. Две мне запомнились особо. Итак, первая посвящается сексуальным отношениям. Очень дорогому гостю чукча дает в пользование на ночь свою супругу. Но не надо соблазняться подобной халявой: когда он окажется в твоем доме, то вполне справедливо жаждет того же. И если твоя супруга не поймет крепкой мужской дружбы, то чукча заберет из твоего дома самую дорогую вещь. Например, любимый карабин. Но любителям мелкобуржуазных ценностей беспокоиться не стоит – ковры и хрусталь не являются ценностями для суровых северных жителей. Вторая история кулинарная. Как-то к Валентину в ярангу пришел друг оленевод и позвал полакомиться «вкусными конфетками». Теперь поподробнее: осенью в шкуру пасущегося оленя оводы откладывают личинки. Всю зиму они там растут, а весной пытаются вылезти наружу. Оленевод подошел к оленю, выдавил одну из них размером с карамельку и протянул Валентину. Пояснив, что «Школьные» и «Мишка косолапый» - дрянь по сравнению с тем, что в готовом виде дает природа. И гораздо полезнее: от личинок не вываливаются зубы и не развивается сахарный диабет. Да и состоят они из чистейшего и полезного для организма протеина.
- Цивилизация развивается в двух направлениях, - философски комментирует Валентин, - в техногенном и в природном. В последнем чукчи давно обогнали все «прогрессивное человечество».
О чем думают хвостатые братья?
На обратном пути в районе Читы мы остановились на ночлег в доме друга Валентина – охотника Александра. Там же и отметили светлый день Пасхи. Причем, у наших родных в Нижнем она была только на следующий день – разница в часовых поясах. Хотя прибыли мы поздно, Александр приготовил для нас сюрприз: кулич и по яичку на брата. После уже ставшей привычной оленины, жеребятины и строганины это был настоящий деликатес. (Для ретиво воцерковленных спешу сообщить, что на странствующих пост не распространяется. Да и нет в дебрях Якутии постной еды).
Мы расположились за столом на веранде, а вокруг нас бегал Чук, лайка. Хозяин все пытался выгнать его на улицу и не давал «кусочничать» со стола. А руководитель экспедиции угощал пса всем подряд. Наполовину волк, Чук на глазах становился добрее и любезнее. А Валентин ударился в воспоминания, как он работал в охотничьей артели и добывал пушнину:
- Сейчас я противник любого убийства, но тогда для меня это было жизненной необходимостью. В советские времена существовала уголовная статья за тунеядство. И промысел стал для меня единственной возможностью странствовать, познавать природу и свое место в ней, ведь у охотников-одиночек фиксированного рабочего дня нет: уходишь на месяцы в дальние уголки и потом сдаешь пушнину. Тогда я придумал свой оригинальный способ добычи соболя. Добывал больше местных охотников, но в передовики меня не записывали: как же так, приехал какой-то «бледнолицый» и больше всех добывает? Колдун, наверное!
Я соорудил зимовье и коротал там время вместе со своими собачками. На улице - 55 градусов, как же я красавиц на такой мороз выгоню? Как я могу кушать больше них? Это же мои братья, мы друг без друга здесь не выживем! Так, живя с хвостатыми братьями, я долго размышлял: есть ли разум у собак? Ученые говорят, что нет, только инстинкты. В моей ситуации в это не верилось: я разговаривал с собаками, и мы прекрасно понимали друг друга. Я говорю: принеси то - пес приносит. Я его поругаю – он стоит понурый, понимает, что виноват. Похвалю – он искренне радуется. На Севере собаки едят то же, что и человек – в основном мороженое мясо и рыбу. Вот и питался я с ними, можно сказать, «с одного стола».
Пока Валентин рассказывал, продолжал подбрасывать грозному псу лакомые кусочки. Чук вольготно пировал вместе с нами и окончательно превратился из грозы медведей и кабанов в милую зверушку. А Валентин продолжал рассказывать.
О покорении природы
- Уют моего зимовья привлекал и других животных. На зиму поселились бурундуки. В запасах у меня был большой деликатес – «плита» шербета с орехами. Из-за этих милых грызунов она сильно уменьшилась в размерах. Но я не расстраивался – они же тоже мои братья. А потом я весной на неделю покинул зимовье. А когда вернулся, мои припасы были разорены. Я увидел медвежий след и пошел по нему. След привел на живописную лужайку. Цвела зелень, ярко светило солнце, и среди этого великолепия развалился мишка. С одной стороны от него была моя «плита» шербета, с другой – мешок с банками сгущенки. Мишка брал банку, сдавливал ее лапами и вылизывал вытекающую сладость. И как глядя на такую идиллию можно стрелять? Тут надо «из фоторужья охотиться»! Поэтому когда я слышу фразы типа «покорить природу», я понимаю, что это глупость. Как мы можем ее покорить, если даже познать до конца не можем?
Кстати, с собой Валентин всегда таскает огромную видеокамеру. На нее он может снимать все что угодно: от участников экспедиции до первого увиденного в этом году подснежника.
Утром мы пили чай на той же веранде и готовились к очередному этапу нашего пути, который лежал в Бурятию. Припекало солнышко, и проснувшиеся от зимнего сна мухи вяло бились о стекло.
- Удивительное творение, - заметил Ефремов, - на зиму засыпает, засыхает как мумия, а весной вместе с природой возрождается. А люди так не могут... Хотя есть и исключения. Мы сейчас стартуем, в дороге не останавливаемся и к вечеру будем в Улан-Уде. В 40 километрах от него Иволгинский дацан, где находится тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, который достиг высшей стадии просветления. Он похоронен в 1927 году. В 2002-м его откопали. За 75 лет тело даже не тронул тлен. Он дышит, и его организм продолжает функционировать. Впрочем, сами все увидите....
(Продолжение читайте в следующих выпусках «МК в Нижнем»).