Мимо олимпиады
«Комета» - последний теплоход, спроектированный лично Ростиславом Алексеевым. Ряд экспертов считает его наиболее удачным судном на подводных крыльях, хотя у «Кометы» были свои недостатки – например, комфорт части пассажиров, сидевших возле двигателей, был омрачен шумом и вибрацией.
Это морской корабль с превосходной мореходностью (то есть устойчивостью к волнам) и со скоростью 60 км/ч, рассчитанный на 120 пассажиров. В 1970-х годах «Кометы» поставлялись в Грузию (где, говорят, две из них до сих пор эксплуатируются), Крым и в зарубежные страны. Было построено около 170 судов. Пассажиры, получившие возможность с комфортом и быстро перемещаться вдоль морского побережья, полюбили эти СПК. В ЦКБ Алексеева из разных точек земного шара начали поступать заказы на новую «Комету» - тем более что ресурс сделанных ранее теплоходов заканчивался.
В 1980 году выпуск «Комет» был приостановлен, в том же году умер Алексеев. Поскольку был большой спрос на морские скоростные теплоходы, в 1981 году была спроектирована «Колхида». Ее конструктор Вадим Максимов рассказывал нам, что в портах ждали судно лучше «Кометы», но, получив «Колхиду», многие были слегка разочарованы. По признанию самого Максимова, новое судно получилось, мягко говоря, не лучше: не был решен вопрос с вибрацией, которой были подвержены пассажиры, корпус же сделали менее обтекаемым. Однако морской теплоход «Циклон», спроектированный позже, оказался весьма удачным.
В начале 1990-х для ЦКБ наступили сложные времена, и создание судов на подводных крыльях – как морских, так и речных - на долгие годы было свернуто. Только в 2000-х годах появилась идея создать новую, модернизированную «Комету», получившую название «Комета 120М». В ЦКБ предлагали сделать это судно «под олимпиаду», поскольку в Сочи существовала проблема морских пассажирских перевозок. Это предложение активно поддержало правительство Нижегородской области… Но, увы, в 2010 году организация, занимавшаяся созданием олимпийской инфраструктуры, не поддержала отечественную разработку скоростного теплохода, заказав катамараны в Голландии. Объясняли это тем, что у катамаранов лучше мореходность, хотя в действительности суда на подводных крыльях более устойчивы при волнении на море.
Пассажиров убрали подальше от вибрации
Лишившись крупного потенциального заказчика, конструкторы, меж тем, не пали духом. В 2011 году ЦКБ Алексеева выиграло конкурс и по его результатам было включено в Федеральную целевую программу развития транспорта. По ней должно быть построено и испытано четыре пассажирских СПК нового поколения (морские «Комета 120М» и «Циклон 250М», речные «Альбатрос 120Р» и «Валдай 45Р») и два грузопассажирских судна с воздушной каверной на днище (суть данного принципа движения заключается в нагнетании под днище воздуха, в результате чего большая часть корабля не соприкасается с водой, и скорость увеличивается).
Вначале было принято решение делать «Валдай 45Р» - легкое речное СПК на 45 пассажиров. В 2012 году представители ЦКБ Алексеева заявляли, что «Валдай 45Р» уже спроектирован и что его строительство начнется в 2013 году. Однако впоследствии планы поменялись, и реанимацию скоростного судостроения было решено начать с создания СПК «Комета 120М». В ЦКБ Алексеева был выполнен проект нового теплохода, и в 2013 году началось его строительство на заводе «Вымпел» в Рыбинске.
Конструкторы попытались повысить комфорт пассажиров и экипажа за счет:
*Автоматической системы, позволяющей снизить качку и перегрузку;
*Системы кондиционирования воздуха;
*Размещения пассажиров в носовом и среднем салонах – таким образом, люди не подвержены шуму и вибрации, которые в основном создаются на корме;
*Двойного остекления в помещениях бара и ходовой рубки;
*Применения современного вибропоглащающего материала.
Дизайн судна сильно изменен, он стал более современным. Даже цвет конструкторы поменяли: Алексеевские теплоходы были белоснежными, «Комета 120М» будет ярко-желтого цвета. Собственно говоря, в Рыбинске сегодня строится не «Комета», а принципиально иное судно. Однако по некоторым параметрам (скорость, автономность плавания, число пассажиров и членов экипажа) оно совпадает с теплоходом-предшественником.
- Сегодня строительство «Кометы 120М» продолжается, и мы рассчитываем, что в следующем году спустим на воду первое судно, - сообщил главный инженер ЦКБ Алексеева Михаил Гаранов.
По словам Гаранова, есть планы по кругосветному путешествию на новом СПК. «Кругосветка» покажет, на что «Комета 120М» способна, и поднимет престиж скоростного флота, создаваемого в Нижнем Новгороде.
Замахнулись на скоростной рекорд
Превзойти новую «Комету 120М» по скорости и пассажировместимости должен «Циклон 250М» - это еще одно морское судно, спроектированное ЦКБ Алексеева на основе прежнего теплохода.
Прежний газотурбинный теплоход «Циклон», проект которого был готов в 1986 году, был построен в ответ на американское СПК «Джейтфойл». Он развивал скорость 77 км/ч, тогда как предыдущие морские СПК ходили, как правило, максимум со скоростью 65 км/ч. Кроме того, данный теплоход превосходил предшественников по объему: в нем умещалось 250 пассажиров, это тоже был своеобразный рекорд. По словам Михаила Гаранова, этот теплоход 12 лет эксплуатировался на линии Таллин-Хельсинки и 10 лет в Греции, где был признан лучшим пассажирским судном страны.
Сегодня у ЦКБ есть проект СПК нового поколения «Циклон 250М»: пассажиров будет столько же, сколько и ранее, а вот скорость увеличится до 101 км/ч – за счет газотурбинных двигателей.
- В настоящее время не существует пассажирских судов, обладающих такой скоростью, - отмечает Михаил Гаранов. - При волнении до 3 метров это судно сможет двигаться со скоростью 65 км/ч. Конструкторы смогли придать «Циклону 250М» столь высокую мореходность, применив решения, отработанные на военном СПК «Антарес», спроектированном в конце 1980-х годов для пограничных войск.
Мель нипочем и пристани не нужно
Еще один новый проект ЦКБ Алексеева – речное судно «Альбатрос 120Р», которое продолжает тенденции, заложенные в СПК «Буревестник». У «Альбатроса 120Р» также будет высокая скорость – 100 км/ч. Кстати, «Буревестник» в свое время уже доводили до «сотни», поэтому современные конструкторы уверены, что смогут создать такое судно. А вот пассажирских мест у «Альбатроса 120Р» будет меньше, чем у предшественника: 120 вместо 150-ти. По словам Михаила Гаранова, это связано с изменениями в речных регламентах.
Все перечисленные нами суда будут создаваться для отдаленных регионов, а вот «Валдай 45Р», вполне возможно, будет курсировать по нижегородскому участку Волги. Отличительная особенность этого теплохода – малая осадка: он будет погружаться в воду всего на метр, легко преодолевая участки, на которых обычное пассажирское судно застрянет. При этом «Валдай 45Р» сможет подходить к необорудованному берегу и высаживать пассажиров.
Создание судов на подводных крыльях, которые любили называть «кораблями будущего», был заморожено в течение 20 лет. В этот период велось строительство более тихоходных судов, и казалось, что скоростной пассажирский флот, от которого осталось всего 5-6 исчерпавших ресурс теплоходов, никогда не возродится. Однако проекты ОАО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» все же попали в государственную программу – стало быть, регионы действительно нуждаются в таких кораблях, и работа великого конструктора была не напрасной.
| Комета | Комета 120М |
Период производства | 1961 – 1992 г | 2013 - ? |
Завод-изготовитель | Судостроительный завод «Море» (Крым) и Потийская судоверфь (Поти, Грузия) | Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск) |
Водоизмещение | 59 тонн | 70 тонн |
Осадка на плаву | 3,6 м | 3,5 м |
Скорость | 60 км/ч | 65 км/ч |
Дальность хода | 230 миль | 200 миль |
Экипаж | 4 чел. | 5 чел. |
Количество пассажиров | 120 человек | 120 человек |