Ресурсные центры
По словам чиновника, сегодня уровень безработицы в Нижегородской области составляет всего 0,6%. При этом ощущается большая нехватка кадров технических специальностей (в службе занятости населения существует более 30 тысяч вакансий). Тем не менее, значительная часть нижегородских выпускников по-прежнему выбирает гуманитарные специальности, которые в промышленности не очень требуются. Подобный выбор, в частности, связан с тем, что многие нынешние выпускники - дети тех родителей, которые заканчивали вузы в начале 1990-х годов, в пик популярности специальностей юриста и экономиста. И многие такие родители совершенно не знают о возможностях и потребностях наших основных предприятий.
Исправить ситуацию в значительной мере помогают ресурсные центры на базе учреждений профессионального образования, которые создаются в Нижегородской области с 2007 года. Но они появляются только в том случае, если в них заинтересован конкретный работодатель. Схема создания подобного центра такова, что порядка 11 млн рублей на него выделяет областной бюджет и практически столько же выкладывает работодатель. И за свои деньги он хочет иметь работника, «заточенного» под потребности именно своего предприятия.
- Сказать, что ресурсные центры кардинально решают кадровую проблему пока нельзя, - считает Игорь Захаров. – У нас нет такого количества детей, которых мы бы могли обучить, чтобы закрыть потребности предприятий. Тем не менее, ресурсные центры в значительной мере способствуют повышению привлекательности технических специальностей. Конечно, на ребят положительно действует, если они видят современное образовательное учреждение, с хорошим оборудованием, с хорошими условиями для учебы.
В последний год мы наблюдаем очень заметный поворот работодателей в сторону образовательных учреждений. Крупные предприятия уже ведут конкурентную борьбу за ресурсные центры – в год их можно вводить не более трех, а желающих уже в два раза больше. Вплотную озаботилась проблемами профессиональной ориентации Нижегородская Ассоциация промышленников и предпринимателей.
Лицей-вуз-предприятие
Проблему профориентации детей помогают решать специализированные нижегородские лицеи и гимназии с углубленным изучением отдельных предметов.
- Мы начали работать над программой лицей-вуз-предприятие с 2003 года, - рассказала журналистам заместитель директора лицея №38 Ольга Лапшова. - Плотно и эффективно сотрудничаем с НГТУ, ННГУ, с архитектурно-строительным университетом. И при каждом вузе у нас ведется своя элективная форма обучения. В строительном, например, изучаются основы строительного дела, архитектуры, инженерной графики. В итоге большинство выпускников становятся студентами наших базовых вузов.
Система работы лицея с предприятиями предусматривает, чтобы ребята увидели производство изнутри - прежде всего, через экскурсии. Базовых предприятий у нас достаточно много – Гидромаш, Полет, ННИИРТ, НИТЕЛ… Но каждый день на экскурсии не находишься – учиться тоже надо. Поэтому мы выбрали ряд стратегических направлений. Осенью традиционно проводим декаду энергетики совместно с ТГК-6 и “Нижновэнерго“. А в этом году у нас появились предприятия атомной отрасли, такие как ОКБМ.
Больше внимания профориентации стали уделять и нижегородские вузы.
Но в науке остается, максимум, 20% детей. Остальные хотят получить специальность и идти на рабочее место, где им бы сразу платили хорошую зарплату.
Крупные предприятия вкладывают большие средства в профориентацию на уровне базовых кафедр. В частности, корпорация “Интел" успешно взаимодействует с факультетом ВМК ННГУ. С 3-4 курсов студенты начинают выполнять небольшую работу в “Интеле“. В итоге корпорация и студенты приходят к пониманию, насколько они подходят друг к другу, и по окончании вуза принимается совместное решение о трудоустройстве. Такая же программа выстраивается с ядерным центром в Сарове на базе радиофизического факультета.
Золотой фонд выпускников
Тем не менее, значительное число успешно сдавших ЕГЭ выпускников ведущих школ рады видеть лучшие вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Это убедительно говорит о качестве подготовки в лучших нижегородских школах. Как удержать этот золотой фонд нижегородских выпускников дома?
- Надо ясно понимать, что большинство этих ребят в Нижний Новгород никогда не вернется, - считает проректор ННГУ Никита Авралев. – Поэтому мы видим только один рецепт, как можно их мотивировать. Можно мотивировать «стенами», можно – человеком. Если школьника «привязать» с детства стенами вуза, «привязать» к духу университета, к профессору и доценту, с которыми он будет работать в лаборатории, тогда он не захочет никуда уезжать.
Так с какого же возраста нужно начинать подобную профессиональную ориентацию?
- Чем раньше, тем лучше, - убежден Игорь Захаров. – Лучше с детского сада. И это дает наибольший эффект.