Нижегородцы на Полюсе Холода

Наш корреспондент продолжает рассказывать об экспедиции путешественника Валентина Ефремова в Оймякон

В Оймякон мы прибыли в четыре часа утра – ночная якутская дорога - это отдельная песня с наледью, пропостями на перевалах через сопки, и полной темнотой в которой единственной ориентир – огоньки впереди идущей машины. Мы остановились в доме местного краеведа Тамары Васильевой. Кухня, гостиная и пристрой для гостей завешаны фотографиями родного края и статьями о нем. На полках – книги об Оймяконе. Во дворе – в якутском балагане – импровизированный музей местного быта.

Наш корреспондент продолжает рассказывать об экспедиции путешественника Валентина Ефремова в Оймякон
Фото автора

Якутские морозы чуть не сгубили потомков самураев

Сама Тамара - автор книг «Полюс холода – Оймякон», «Предки жителей Оймякона» и «Полюс холода Оймякон и его неразгаданные тайны». Она долгие годы боролась за то, что бы запротоколировать во всевозможных инстанциях рекордную температуру Оймякона - минус 71 градус. Но и после этого она осталась пламенным патриотом своего края – все экспедиции останавливаются в ее доме. Гостиниц в Оймяконе нет. Поэтому краеведа останавливаются путешественники со всего мира. Например, съемочная группа канала «Дискавери», снимавшая фильм «Самая холодная дорога на земле», в котором снимались голливудский актер Том Харди, актер Гонсало Родригес и чемпион мира «Формулы-1»Микко Сало, группу с аргентинского канала «СКС», группу с канала ВВС с проектом «Невероятные дороги», японцев из телепередачи «Иттеку» (вышедшую пять лет назад передачу «Японцы на полюсе холода» посмотрели 17 миллионов телезрителей!). Про этих японцев в Оймяконе осталась такая история: их везли на вахтенном «Камазе». По дороге печка в кунге, где они сидели, сломалась. Граждане страны восходящего солнца долгое время наивно искали кнопку связи с водителем. Тем временем водитель успел заехать к знакомому, несколько раз остановиться по малой нужде и только в конце пути задумался заглянуть в кунг. Там лежащие на полу японцы с ужасом смотрели на свои карманные датчики, которые уже показывали «несовместимо с жизнью». Водитель побросал их к себе в кабину – благо японцы маленькие. А следующим рейсам те покинули поселок. Вот вам и экспедиция...

 Над «Чашей Мира»

В доме гостеприимного краеведа мы впервые позволили себе отоспаться под крышей, а не в кабинах наших «Соболей». А на следующей день отправились в местную школу: по негласным северным законам членов экспедиции первыми должно увидеть подрастающее поколение, а не представители власти, как принято в европейской России. Удивительно, но дети из якутской глубинки гораздо любознательнее и вежливее российских ровесников. Даже самый маленький карапуз обязательно почтительно поздоровается с каждым проходящим мимо взрослым.

Позже у стелы с рекордной температурой состоялась малоинтересная официальная часть, где местное начальство наперебой распиналось в любви к нам, президенту и стране в целом. А в толпе местные жители в свою очередь обвиняли это начальство во всевозможных грехах. К слову, наше пребывание прошло для местных не без пользы. Прямо при нас стали строить мост через реку, которого они так ждали. У нас моментально родился проект с такой же помпой объехать глухие поселения родной Нижегородской области. И используя психологию местячковых князьков, хоть чем-то помочь землякам. Увы, на всю российскую глубинку даже великого путешественника Ефремова не хватит. Кстати, для Валентина Оймякон – место Силы. Место, где через человека проходят энергетические потоки, позволяющие почувствовать дыхание Вечности. Из-за этого Оймякон еще называют «Чашей Мира». Для Валентина северные районы Якутии – напоминание об ушедшей в вечность древней цивилизации Гипербореев. Останки которой он лично наблюдал в «Стране Каменных Великанов» которую он же и нашел на северо – востоке Якутии.

У стелы состоялся и самый важный момент экспедиции – подъем легендарного воздушного шара «Святая Русь», на котором Ефремов долетел до Северного полюса и пересек аномальную зону Байкала. Два дня подряд мы катали на нем всех желающих, в основном многочисленных детей. Тем более, что в этих краях воздушный шар видят впервые. Не меньшей популярностью у детей пользовались и наши полноприводные «Соболя». Можно с уверенностью констатировать, что мы установили своеобразный рекорд – упихнули в кабину более трех десятков счастливых детишек. Ведь видеть вокруг десятки счастливых детских лиц – высшая награда для сурового полярника. Кстати, тут же у стелы были представлены и все местные транспортные средства: джипы, «буханки», допотопные снегоходы, нарты, низкорослые якутские лошадки, мотоциклы и велосипеды. Кстати, на последних здесь катаются круглый год.

Мастерство нижегородских водителей

Еще один технический нюанс – как в полярных условиях помыть покрытые пылью и грязью автомобили? Ведь о мойке, шиномантаже и сервисе здесь не знают, все приходиться делать самому. Помывку «Соболей» мы так же превратили в шоу – подогнали авто к прорубе на Индигирки и в бешенном темпе принялись обливать их из всех имеющихся ведер. Медленно этого делать нельзя – машина махом покроется ледяной коркой.

Через пару дней мы так же в ночь мы тронулись в обратный путь. Ехали без остановок – уже отработавшие водители отсыпались на задних сиденьях «Соболей». А утром нас ждал сюрприз – двигаясь в гору на перевале через очередную сопку, дорогу перегородил застрявший груженый бензовоз. Дорога – голый лед. Даже просто ходить по нему тяжело – ноги разъезжаются. Сдавать назад – машина улетит в пропасть. Единственная возможность вытянуть его в гору полноприводным Уралом или Камазом. Но когда на них подъедут дорожники – неизвестно. Может через несколько часов, а может и дней. Практичные якуты, так же застрявшие в «пробке» тут же схватились за ломы и выдолбили часть скалы, что бы был хоть какой-то проход. Одна их «буханка» проскочила, а другая, до верху загруженная, снесло бензовозу боковое зеркало. Наши «Соболя» пошире «буханок», поэтому поневоле пришлось продемонстрировать мастерство нижегородских водителей. Все три экипажа прошли буквально в миллиметрах от скалы и бензовоза – ни одного повреждения!

Рунические будни летописца

Поскольку я в экспедиции совмещал должности журналиста и водителя, о нюансах моей работы стоит сказать особо – они могут пригодиться коллегам и тем, кто захочет досконально фиксировать события своих автопутешествий. Руководитель экспедиции Валентин Ефремов этим занимался перед сном, вечерами на ночных стоянках. Мне с непривычки это было делать сложно – слишком хотелось спать, после долгих часов борьбы с якутскими дорогами. (Мой личный рекорд нахождение за рулем составил с 3 утра до 10 вечера в сутки). Поэтому я вел записи на ходу, прыгая на ухабах, на участках, когда ехал «пассажиром». Ручка пляшет по блокноту и в результате получается нечто подобное рунам. Через неделю тренировки записи становятся ровнее, но такими же «руническими». С ноутбуком еще сложнее – набиваешь одну букву, а на экране появляются сразу три, но абсолютно другие. Мало того, ноутбук, постоянно грозит подпрыгнуть и ударить по лицу. Прицеплять его к ногам не вариант – тогда работать вообще будет невозможно. Посему мой совет – пользоваться в таких ситуациях блокнотом. Писать следует крупным шрифтом и по возможности печатными буквами максимально сокращая текст. Зато потом этот блокнот с «руническими» записями претендует стать семейной реликвией.

За время пути выработались свои экспедиционные традиции. Например, позывные экипажей «Соболей». Капитанская машина за яркий цвет кузова стала «морковкой», машина с целым складом запасных колес «запаской», а с небольшим запасом спиртного, иногда крайне необходимого на севере – «шинком». Слыша наши разговоры в эфире, проезжающие мимо дольнобойщики искренне веселились. Особенно над «питейным заведением». Так и мчались назад по федеральной трассе «Колыма» и «Лена» о «прелестях» которых мы рассказывали в прошлом выпуске «МК в Нижнем». Вновь миновав с каждым днем становящуюся все более опасной ледяную переправу через Лену, мы прибыли в Якутск.

(Продолжение следует)

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру