«Пургасова Русь» в нижегородской глубинке

Что стоит за возрождением культуры малых народов?

На него съезжаются люди со всей страны и из-за рубежа. Место выбрано неслучайно: родник «Кельмелисьмалеень лисьмапря» означает «родник холодного оврага». Здесь установлен тотемный столб «Память предков», деревянные обелиски персонажам эрзянского фольклора и мемориальная доска героям этого народа. Все это происходит благодаря стараниям энтузиаста Николая Аношина, заведующего отделом эрзянской культуры Лукояновского краеведческого музея.

Что стоит за возрождением культуры малых народов?

Музей вместо стриптиза

Два года назад фестиваль обрел статус межрегионального, и проводится он в последнюю субботу июля у «Кельмелисьмалеень лисьмапря». В официальных бумагах место позиционируется как этнопарк – некое последнее прибежище культуры. И неспроста. Если в 1970 году в Горьковской области проживало 52600 ярзян и мокшан, то в 2010-м таковыми себя назвали только 15200 нижегородцев. Получается, ежегодно численность мордвы сокращается на 812 человек. И через какое-то время их не станет... Николая Аношина это никак не устраивало. В лихие 90-е, когда культура воспринималась как нечто инородное, он начал создавать в Лукоянове музей.

По его словам, местный ДК был показателем тогдашней культуры: помещение сдавалось под низкосортные действа: слабые артисты, шоу уродов, стриптиз. А из другого конца «очага культуры» раздавалось церковное пение. При этом власть ликвидировала народную киностудию «Поиск», получившую известность своими остросоциальными фильмами. Руководитель киностудии не мог с этим согласиться и жаловался во все инстанции. Сочувствующий чиновник посоветовал вместо киностудии создать объединение, направленное на возрождение малых народов, и на это были выделены реальные деньги. Пришлось согласиться.

Примечательно, но тогдашний завотделом культуры, бывший баянист, не знал, на что эти деньги тратить. Аношин тогда руководил художественно – оформительской мастерской и взялся на 20 квадратных метрах за организацию музея.

- Оформление начальник культуры поручил залетному гастролеру. Мы впали в уныние. После трех месяцев горе-художник бросил работу, оставил кучу испорченного материала. Начальника не интересовало то, чем я занимался. Я с трудом выбивал материалы, скудные деньги. Как стало мне потом известно, на развитие национальной культуры деньги шли из областного центра, а куда они уходили... Но я рад был и тому, что не мешали.

Нужная литература в библиотеках отсутствовала. Большую помощь оказали лукояновские краеведы и нижегородский этнограф Николай Морохин. Они и были первыми посетителями еще не открывшегося музея - экспонаты собирались по сусекам: один подарил жестяной кувшин ручной работы и кочедык с костяной ручкой, другой - несколько каменных орудий труда. В результате 20 ноября 1992 года музей торжественно открылся. Через год он получил первую премию, а в 1994 году – статус «музея эрзянской культуры». При нем функционировала общественная организация «Ассоциация по спасению эрзянского языка им. Д.Т.Надькина», и энтузиастам удалось добиться внесения изучения эрзянского языка в программу четырех школ. Постепенно продолжала пополняться экспозиция. Директор сам ездил по эрзянским селам, и люди бесплатно делились останками старины. Что-то вошло в музейный фонд и из дома самого директора: лапти, керамика и книги его деда.

С тех пор уже более 20 лет музей является неофициальным центром эрзянской культуры. В него приезжают со всех уголков страны. Кстати, музейный талант у Аношина возник неслучайно. Его учитель в сельской школе Александр Павлович Юрченков еще в 60-х годах прошлого века создал школьный историко–краеведческий музей. В 90-е годы он начал работать над созданием новой экспозиции, но паралич приковал его к постели. А собранные им экспонаты стали растаскиваться «любителями старины».

Занимательная история

Увы, жизненную активность сельских энтузиастов используют силы, далекие от изучения родной культуры. Помимо музея, очагом эрзянской культуры можно назвать несколько специализированных сайтов и примыкающих к ним интернет- форумов. На одном из них Аношина назвали «экзальтированным и малограмотным националистом». Действительно, некоторые его тезисы не укладываются в сознании обывателя. Например, в области зороастризма. Дескать, эта религия имеет типично мордовские корни. Древние жители Поволжья ушли на восток и там распространили это учение. А на исторической родине ее забыли.

Вообще, если проанализировать подобные сайты, то главенствующей нацией на Нижегородчине должна быть мордва: ее земли населяли племена эрзя и мокша. А по «некоторым данным» на месте Нижнего Новгорода стоял эрзянский город Обран Ош. Арзамас - не что иное как Эрзямас, а Рязань - Эрзянь. Разбирать справедливость подобных тезисов – занятие для специалистов и соответствующих органов.

Тем временем на фоне тотальной борьбы с экстремизмом и прочим инакомыслием в Нижегородской области спокойно распространяется газета «Эрзянь Мастор». Мне ее подарили на том же празднике мордовской культуры, после того как я в пятый раз отказался купить русско–мордовский словарь. Бородатый продавец уверял, что скоро все будут говорить на эрзя – самом благозвучном языке в мире. Но больше всего удивляет все та же вольная трактовка истории. Например, про роль мордвы в ополчении Минина и Пожарского и эрзянина В.И. Ленина, который боролся за свободу мордовского народа от проклятого царизма. Также эрзянами, якобы, были Степан Разин, Емельян Пугачев и прочие борцы за народное счастье. И вообще раньше на территории России была Пургасовская Русь, (по имени героя мордовского эпоса. – Авт.) с мордвой в качестве главенствующего этноса.

Попадаются и настоящие социально-политические фантасмагории. Например, рассказ про то, как правоверный эрзя видел сон, как в столице Мордовии Саранске перед библиотекой имени Пушкина установили памятник Пургасу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру