Озеро с двойным дном

Ученые и представители религиозных течений пытаются осмыслить светлоярскую легенду

Светлояр – это символ непокоренной русской нации, воплощение не убитой никем и ничем надежды на светлую жизнь. Озеро, с которым связана самая, пожалуй, заветная для нас легенда. Оно хранит много тайн и вызывает у ученых гораздо больше вопросов, чем они находят ответов. В этом репортаже мы постараемся показать читателям многоликую мозаику «светлоярских» праздников, которые прошли 6 и 7 июля. В эти дни легендарный водоем, расположенный рядом с селом Владимирским Воскресенского района, «атаковали» буквально все: отдыхающие, паломники, представители самых разных религиозных течений и даже дайверы с археологами.

Ученые и представители религиозных течений пытаются осмыслить светлоярскую легенду
Впервые в истории ночной обход озера со свечами, от которого церковь до этого открещивалась, возглавил православный батюшка

Стяжатели китежской благодати

Два основных действа, которые совершались у Светлояра в эти дни, были разделены по смыслу и времени: 6 июля – день Владимирской Божией Матери с крестным ходом при свете дня, ночь с 6-го на 7 июля – языческий праздник Ивана Купалы и шествие со свечами вокруг озера. На самом деле все смешалось у берегов легендарного озера – и эти события, и различные религиозные течения, представители которых совершенно безобидно друг для друга слились, можно сказать, в едином порыве.

Еще Короленко писал об обилии адептов самых разных православных течений, которые только здесь и только в это время вкладывают мечи в ножны и молятся на одни и те же деревянные кресты с иконами. Но сейчас мы наблюдаем на берегу Светлояра и язычников, и кришнаитов, и рериховцев, и "космических" сектантов, которые входят в транс и общаются с цивилизациями других планет, и старообрядцев и, конечно же, представителей русской православной церкви.

Почитатели Кришны в этом году устроили особо яркое шествие по березовой аллее, ведущей к озеру: девушки в индийских нарядах изящно танцевали, а мужики (вернее, братья) играли на разнообразных инструментах, неизменно улыбаясь прохожим. Некоторые светлоярские паломницы пускались в пляс, особо обхаживая колоритного гармониста... Но, увы, кроме "хари", он им так ничего и не сказал.

"Космисты" облюбовали площадочку прямо у православной часовни на берегу Светлояра. Дело в том, что на этой площадке есть два сакральных (причем, судя по всему, для всех) камня. Считается, что эти немые свидетельства ледниковых смещений дарят людям исцелительную силу - достаточно к ним приложиться. На одном из валунов имеется выщерблена, которую называют "следом Богородицы". Так вот, на моих глазах "астральщики" встали вокруг этого камня, и их предводительница пообещала:

- Итак, мы сейчас устроим медитацию, переключим каналы, и вы увидите сначала салатовое (!!!) излучение, а потом фиолетовое!

И все как один затянули традиционное индуистское "Омммм"...

Старообрядцы не особо себя показывали. Они тихонько молились ночью с зажженными свечами у «коньковых» крестов.

А вот представители официального православия решили в этом году взять процесс в свои руки - ну прямо как первые архиереи Руси, подгонявшие языческие праздники под христианские. 6 июля на праздник прибыл митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Он возглавил службу у часовни на берегу озера, с явным удовольствием выслушал, как диаконы и певчие спели отнюдь не канонические песни духовного содержания на блатной мотивчик и, наконец, возглавил крестный ход. Кстати, впервые в истории ночной обход озера со свечами, от которого церковь до этого открещивалась, возглавил православный батюшка. Сразу за отцом Владимиром из Вледимирской церкви села Владимирского выстроилась цепочка полуобнаженных дев в венках.

Что касается особо заядлых почитателей водоема, готовых в буквальном смысле ползать вокруг него, то они, казалось бы, канули в Лету. Еще во времена Мельникова-Печерского этот ритуал был весьма распространен: считалось, что после его совершения откроется особая благодать, а если сильно повезет - то и град Китеж проявится и распахнет свои двери... В постсоветское время подобных картин уже не наблюдалось. И вот 7 июля этого года я увидел парочку, которая, встав на четвереньки, ползла вдоль светлоярского берега. Правда, современные стяжатели китежской благодати обернули свои руки в специальную материю - до этого вряд ли додумывались старушки в начале ХХ века.

Еще во времена Мельникова-Печерского считалось, что после совершения такого ритуала откроется особая благодать, а если сильно повезет - то и град Китеж проявится и распахнет свои двери

Русская шамбала

Чем больше погружаешься в светлоярские легенды, тем яснее становится тяга людей к данному озеру. Ведь по сути это русская шамбала - место, где нет повсеместного беспредела, где царит любовь и справедливость. Только надо очистить свою душу, чтобы обетованный град открыл для тебя ворота...

Согласно народному преданию, в Китеже жили праведники - что и позволило им спастись в ходе разорения земли Русской. Как только добралось сюда войско Батыя, китежане обратились с молитвой к Богородице, и та сделала город, стоявший на берегу Светлояра, невидимым. Позже старообрядцы подстроили это предание под свой лад: согласно "Китежскому летописцу", в городе этом был убит великий князь Георгий Всеволодович, сама же цитадель превратилась в озеро.

Оба эти варианта "кричат" о том, что вертится в голове любого русского человека: было на нашей земле и в наших людях что-то такое самое заветное, что не подверглось поруганию и стало невидимым. Но душа России не исчезла совсем - она живет и сегодня, только не каждый может ее постичь...

Что скрыто под водой

Учитывая столь знаковые для России легенды, связанные с этими местами, ученые обращают на Светлояр пристальное внимание и пытаются ответить на вопросы: а как это озеро появилось? Что на его дне? Жили ли тут люди?

По поводу происхождения водоема есть две основные версии. Геологи склоняются к тому, что это ледник, смещаясь и вскрывая породу, изменил так рельеф. Не случайно здесь встречаются валуны и более мелкие камешки того периода...

Вторая версия - метеоритная. Как ранее рассказывал “МК в Нижнем“, преподаватель кафедры астрономии Нижегородского педуниверситета Алексей Киселев уже который год изучает берега Светлояра: собирает данные о рельефе, присматривается к породе и камням, которые, некоторые из которых, по его словам, оплавлены. Он считает, что сюда упало внушительных размеров космическое тело, которое взорвалось и образовало кратер, "выплеснув" на поверхность глубинные породы.

Дно озера изучалось еще в советское время - в частности, была организована экспедиция "Литературной газеты": аквалангисты ныряли, но ни Китежа, ни следов человеческой деятельности там не нашли. Буквально несколько дней назад, 7 июля, дно Светлояра обследовали дайверы из Казани - на этот раз экспедиция была организована Русским географическим обществом. Глубины - от 20 до 30 м. Впервые дно было снято на подводную видеокамеру, впервые для исследования достали обломки деревянных коряг, которые торчат из глубины в середине (возможно, это верхушки древних деревьев).

Дно Светлояра обследовали дайверы из Казани
Дайверы сообщают, что под водой – «облако» органических отложений, очень мягкое. По их словам, озеро Светлояр как бы с двойным дном: сначала - вот это самое облако и потом - настоящее твердое дно, до которого участникам экспедиции добраться не удалось. Кстати, достаточно ровный слой органики похож на поверхность Луны, если смотреть на нее в телескоп: он испещрен дырками диаметром с палец. Это не могут быть выходы газа - иначе неизбежно видны бы были пузырьки. Возможно, дырки проделали струйки воды, которая просачивается из второго дна...

И, наконец, археологические раскопки: долгое время они ничего не давали. Это вроде как подтверждало легенду о том, что во все времена люди якобы считали это озеро сакральным и не смели здесь селиться... Но три года назад Ветлужская археологическая экспедиция обнаружила на берегу Светлояра, прямо за часовней, средневековое селище. Подробный репортаж о том, как проходили раскопки и что удалось извлечь из-под земли, читайте в следующем номере.

Место меняет отношение к себе

Обычные отдыхающие - что не может не радовать - меняют свое отношение к легендарному озеру. С тех пор, как на берегу поставили контейнеры, мусор люди где попало не выбрасывают. С тех пор, как организовали стоянку для машин, на авто прямо к берегу никто не подъезжает. С тех пор, как туристам объяснили (в том числе и с помощью указателей), где можно разбивать лагерь, палатки у воды никто не ставит. Даже сильно выпившие по берегам не шарахаются, да и не потребляет никто спиртное прямо уж у воды.

Таблички "Купание запрещено" на берегах Светлояра появились за день до праздника
Проблема, правда, остается с купанием: нагрузка отдыхающих на один квадрат воды здесь больше чем в Сочи. Администрациям села и центра "Китеж" это не нравится: люди загрязняют озеро, да и сами что-нибудь подхватить рискуют. Мельников-Печерский писал в свое время о том, что купаться в этом особо почитаемом водоеме нельзя, иначе беда может случиться. Директор центра "Китеж" Алексей Гроза пугает своей историей о том, как его знакомый постирал в Светлояре носки и потом серьезно поранил ногу. Но народ купается, причем, вместе с собаками - вопреки страшилкам, советам и даже табличкам "Купание запрещено". В общем-то, понять этих людей можно: жара, дышать тяжело, хочется окунуться... Выходом послужили бы оборудованные пляжи на той же реке Люнде, которая течет рядом: это снизило бы число купающихся в Светлояре, но не свело бы его, конечно, к нулю. А отдыхающие явно мешают еще и тем гражданам, которые приехали сюда помолиться и увидеть город праведников: вместо этого они видят тела в купальниках.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру