Университет рядом с домом

Один из факультетов НГТУ имени Р.Е.Алексеева готовит инженерные кадры в заречной части

Уникальность этого подразделения Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) – в его месторасположении. Автозаводская высшая школа (АВШ) является единственным учебным заведением в заречной части Нижнего Новгорода, где можно получить качественное высшее техническое образование. Оно и создавалось с той целью, чтобы студентам, живущим в заречной части города, особенно в Автозаводском районе, не нужно было тратить лишнее время на дорогу до университета. А вот будущее место работы как раз недалеко от дома. Как попасть учиться в Автозаводскую высшую школу и что нового ожидает абитуриентов в этом году, корреспонденты «МК в Нижнем» поинтересовались у директора АВШ, доктора технических наук, профессора Владимира Сивкова.

Один из факультетов НГТУ имени Р.Е.Алексеева готовит инженерные кадры в заречной части

«Наши специалисты нужны всегда и везде»

- Владимир Лаврентьевич, что представляет собой Автозаводская высшая школа, и какую профессию можно приобрести в ее стенах?

- Наша главная цель – подготовка высококвалифицированных специалистов для промышленных предприятий города, в частности, для ОАО «ГАЗ». Наша школа была преобразована в 1995 году на базе Автозаводского вечернего факультета НГТУ. Вы помните, какое это сложное было время для промышленности. Тогда резко сократилась потребность в специалистах, но зато возросли требования к качеству их подготовки. И вот в это время руководство ОАО «ГАЗ» обратилось к НГТУ с просьбой создать на базе существовавшего еще с 1930-х годов филиала Политеха - Автозаводскую высшую школу с дневной, вечерней и заочной формами обучения.

По многим причинам в существующих вузах добиться повышения качества подготовки специалистов невозможно. Для этого необходимо создавать специальные подразделения с участием работодателя. По этому пути сейчас идут некоторые зарубежные фирмы: FORD, FIAT, NISSAN и другие, так как из мировой практики известно, что инвестиции в образование самые выгодные.

НГТУ и ОАО «ГАЗ» были одними из первых в этом направлении.

В Автозаводской высшей школе мы готовим специалистов широкого профиля: технологи изучают все основные виды машиностроительных технологий, автомобилистам читаются курсы не только по конструированию, но и по эксплуатации, техническому обслуживанию и технологиям изготовления автомобиля; в этапы подготовки экономистов–менеджеров включены разделы общеинженерных и технологических дисциплин. Я часто говорю: «Мы готовим специалистов, которые будут востребованы всегда и везде».

 

За годы своего существования Автозаводская высшая школа дала городу свыше 7000 специалистов, большинство из которых добились значительных успехов на производстве и в разные годы возглавляли структурные подразделения ОАО «ГАЗ». Многие выпускники стали руководителями российского и областного масштаба, генеральными директорами предприятий, докторами наук, профессорами.

Выпускники НГТУ – частые гости АВШ, они делятся достижениями и опытом со своими младшими товарищами. Чаще всего на встречи со студентами приходит выпускник Автозаводской высшей школы, глава администрации Автозаводского района Владимир Солдатенков.

 

- Насколько я понимаю, обучение у вас происходит на бюджетной основе. Существует ли платное обучение?

- Конечно. Мы готовим специалистов как на бюджетной, так и на коммерческой основе, как по дневной, так и по вечерней и заочной формам обучения. Я сразу хочу отметить, что мы являемся таким же структурным подразделением НГТУ имени Р.Е. Алексеева, как и другие институты и факультеты, а значит, занятия у нас проводит тот же профессорско-преподавательский состав. Разница в том, что преподаватели 30 кафедр сами приезжают на Автозавод, а не студенты едут в верхнюю часть города.

В настоящее время АВШ является самым авторитетным учебным заведением для руководителей предприятий по подготовке специалистов с высшим образованием по техническим специальностям в заречной части города. В стенах АВШ обучаются студенты из Автозаводского, Ленинского, Московского, Канавинского и Сормовского районов, а также близлежащих городов области – Дзержинска, Балахны, Бора. К уровню подготовки наших специалистов нареканий со стороны работодателей нет. Первый выпуск дневного отделения АВШ был сделан в 2000 году, и сейчас эти специалисты занимают высокие должности в компаниях “Группы ГАЗ“.

- А бурная студенческая жизнь. Насколько она возможна в стенах Автозаводской школы?

- У нас очень хорошая спортивная инфраструктура, так как спорт занимает особое место в жизни наших студентов. Ребята с удовольствием ходят на тренировки в спортивный и тренажерный залы, проводят там большую часть свободного времени. У нас собственный физкультурно-оздоровительный комплекс и даже свой стадион. Есть команды по баскетболу, футболу, волейболу и другим видам спорта. Наши спортсмены постоянно участвуют в соревнованиях различного уровня и занимают первые и призовые места. Мы уже завоевали за это время 40 кубков и около 100 грамот.

В АВШ все продумано для комфортного получения знаний: здание школы - это 30 аудиторий, 27 лабораторий и учебных кабинетов, современный вычислительный центр, расположенный в трех компьютерных классах, прекрасная библиотека с большим читальным залом на 100 человек, зал курсового и дипломного проектирования. Происходит непрерывное улучшение материальной и лабораторной базы, обновление компьютерного оснащения и программного обеспечения вычислительного центра, развитие мультимедийных аудиторий.

Могу отметить, что из 500 выпускников АВШ 140 получили дипломы с отличием. Студенты АВШ принимали участие в международных, всероссийских и региональных студенческих олимпиадах, в которых побеждали или становились призерами. Студенты АВШ участвовали в международных программах, многие из них получили почетные грамоты ЮНЕСКО и российско-американские сертификаты. В 150 олимпиадах завоевано 85 первых, 84 вторых и 88 третьих мест.

Лучшее время для карьеры

- Планируется ли у вас открытие новых специальностей?

- Наше новое направление «Электротехнологические установки и системы». Специалисты данного профиля занимаются разработкой, созданием и эксплуатацией перспективных систем современного производства с применением электронных лазерных и плазменных устройств, сварочных роботов и автоматов, индукционных, электротермических, электролизных и других установок. Сотрудники, обладающие такими навыками, остро востребованы на промышленных предприятиях города и области.

Очень часто нам звонят из техникумов с просьбой открыть какое-то направление. Дело в том, что ребята получают среднее техническое образование и хотят по этой же специальности получить высшее. Так было, например, со сварщиками, когда мы открыли новую специализацию «Оборудование и технология сварочного производства».

- Мне всегда казалось, что сварщик – это просто рабочая специальность, я даже не представляла, что для этого надо заканчивать вуз…

- Не забывайте: с каждым днем оборудование становится все более сложным, компьютеризированным. Обращаться с ним может только специалист, владеющий информационными технологиями. Да и сами процессы сварки изменились. Наши студенты овладевают большим количеством видов сварки: дуговой, плазменной, электронно-лучевой, лазерной, контактной, ультразвуковой, термокомпрессионной, высокочастотной, индукционной и диффузионной. И только высококвалифицированный инженер сможет правильно рассчитать, какой вид сварки или пайки необходим для космического корабля или для подводного судна.

- На какую зарплату может рассчитывать такой специалист?

- Наши выпускники, едва покинув студенческую скамью, уже получают 30-40 тысяч рублей в месяц. И это только в начале своей карьеры. Я со всей уверенностью могу заявить, что сегодня сложилась уникальная ситуация для молодых людей, желающих сделать карьеру на промышленном предприятии.

Вчерашние студенты очень быстро становятся мастерами, старшими мастерами, старшими технологами, главными специалистами, главными металлургами и директорами крупнейших предприятий. Я понимаю, что современная молодежь стремится работать в офисах, но будущее - за техническими предприятиями.

И еще одна тенденция наметилась – к нам сейчас ребята поступают вместе с родителями. На одном факультете учатся вчерашний школьник и 40-летние папы и мамы, а супружеских пар, образующихся в процессе учебы, очень много. Современные люди сегодня прекрасно понимают, что нужно постоянно учиться и совершенствовать свои знания.

- А если молодой человек планирует связать свою жизнь с наукой. По окончании вашей школы он может это сделать?

– Конечно, наши выпускники поступают в аспирантуру НГТУ. В 2011 году Программа стратегического развития Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева на 2012-2016 годы стала победителем конкурса, проводимого Минобрнауки России. Дополнительные субсидии в размере 300 миллионов рублей направлены на развитие кадрового потенциала, учебной и исследовательской инфраструктуры университета, повышение эффективности образовательной, научной и инновационной деятельности. Тогда же Нижегородский технический университет был определен как опорный вуз Госкорпорации "Росатом" в подготовке кадров для предприятий отрасли. НГТУ принимает активное участие в реализации программы инновационного развития Госкорпорации. Кроме этого Нижегородский технический университет решением Министерства образования и науки РФ определен головным ВУЗом по Приволжскому федеральному округу в части организации информационного взаимодействия высших учебных заведений и Минобороны России при выполнении государственного оборонного заказа.

Свое развитие вуз неразрывно связывает с молодыми кадрами. Сегодня молодые ученые принимают активное участие во всех инновационных образовательных и научных проектах, реализуемых вузом. Молодежная политика направлена на создание условий развития личности будущих специалистов. Девиз воспитательной работы в НГТУ: история, успех, молодежь. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру