Пришедший с воли

Олег Кондрашов рассказал о первых впечатлениях от работы чиновником

Интервью глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов назначил нам на вечер пятницы, после окончания рабочего дня. Пока мы с фотографом ждали, когда он освободится, помощники Кондрашова раскладывали по пакетам папки с документами. Если эти папки сложить друг на друга, то получилась бы стопка высотой, наверное, до полуметра. “Домашнее задание”, – улыбнулась в ответ на наше удивление помощница Олега Александровича. Сам глава администрации встретил нас уставшим взглядом. И первый вопрос: “Когда вы соглашались на должность главы администрации Нижнего Новгорода, представляли то, с чем придется столкнуться?” – казалось, можно было и не задавать.

Олег Кондрашов рассказал о первых впечатлениях от работы чиновником

“Красиво” в контракт не записано

– Я не ожидал такого вала вопросов, на которые нужно принимать серьезные оперативные решения. Ведь что хотелось? Хотелось смоделировать жизнь города будущего, хотелось начать развивать город… Я не говорю, что сейчас этого не хочется. На это пока совсем нет времени.

Я четко осознал – мои возможности очень сильно ограничены бюджетом и регламентацией всей деятельности. Я не могу просто – если вспоминать декабрьскую историю со снегом – срочно выделить деньги и купить технику или поменять подрядчика. Я не имею права просто взять и купить. И чрезвычайную ситуацию мы объявили в городе только для того, чтобы получить возможность, минуя конкурсы, расплачиваться с компаниями, у которых арендовали дополнительную технику. А в обычных условиях мы должны провести конкурс, опубликовать уведомление за 30 дней, а компании еще должны захотеть в нем участвовать... Как раз к весне мы бы получили необходимые “КамАЗы” и погрузчики.

– А вы не боитесь, что в этой рутине погрязнете?

– Боюсь. И это происходит. Мне трудно сейчас. Сколько угодно можно говорить про светлое будущее, но у тебя не чищены дороги. Я же многих вещей как непрофессиональный чиновник, человек, пришедший с воли, пока не до конца понимаю. Я, например, не понимаю, почему нужно много раз говорить о том, что снег нужно чистить. Мы даже спорим с руководителями подрядных организаций и департаментов, которые занимаются уборкой города. Они говорят: “Проехать можно? Можно. Какие тогда вопросы к нам?” Я им отвечаю: “Но ведь сугробы везде. Это некрасиво”.

– Поясните причину споров. Город является заказчиком услуги, бюджет платит деньги за нее. Так почему администрация не может потребовать от подрядчиков ее качественного исполнения?

– Если разговаривать жестко, то дела наши будут еще хуже. Подрядчики достанут наш контракт, заключенный ранее, а в нем четко прописано, что они должны такое-то количество прометов сделать, такое-то количество техники в час должно работать, столько-то смеси они должны посыпать, столько-то снега вывезти… Всё! Меня многие спрашивают, что администрация пытается делать. Администрация, по большому счету, уже все сделала. Она договоры заключила, конкурсы провела – и по идее все должно быть чисто. Я должен выглядывать в окно и возмущаться, почему не чищено. Но в муниципальных договорах, в отличие от бизнес-контрактов, не прописано, что должно быть чисто. А написано: должно быть вывезено столько-то снега, песка…

У меня желание – чтобы, например, на улице Минина была почищена от снега не только проезжая часть, а все – и тротуар, и дорога. Обратите внимание, что сейчас на улице Минина деревья стоят в маленьких прямоугольничках из снега, а раньше между тротуаром и дорогой была сплошная стена. Подрядчик говорит: “Какая проблема? Дорогу почистили, тротуар почистили, а бугор с человеческий рост не мешает”. Я говорю: “Чистите”. Но ведь это дополнительные деньги. Пока мы расходимся в понимании, что такое хорошо. Я говорю, что должно быть красиво. Сделать нужно не погонные метры, а чтобы был виден результат – чистые, красивые, безопасные улицы.

“Мимо нас уже все проехали”

– Какие моменты в работе прежней администрации не устраивали бизнесмена и депутата Олега Кондрашова? – Я не говорю о банальных вещах – бюрократия, затрудненность прохождения документов. Не это меня волновало, потому что я всегда как бизнесмен был в силах решить практически все свои вопросы в администрации города. Основные претензии были к результатам работы администрации. На мой взгляд, прежняя администрация за восемь лет правления добилась только одного – у нас не было никаких колоссальных проблем в городе, была стабильность. Но у нас не было и прорыва. Вот в чем главная претензия. Мы все время ехали по дороге с одной скоростью: не сваливались с дороги, не катились назад. Но, очевидно, что мимо нас проехали многие другие города: та же Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Самара…

– Что, на ваш взгляд, мешало сделать этот рывок?

– В таких случаях эта претензия непосредственно к руководителю городской администрации. Я считаю, что неправильно все время апеллировать к ошибкам прошлого, но раз вы спросили об этом, то я отвечаю на ваш вопрос. У Вадима Евгеньевича были свои условия, свое понимание, и его избрал народ. Он делал то, что мог, и то, что умел. Давайте посмотрим, что в городе было построено за последние восемь лет… Вот нас с гендиректором ГК “Столица Нижний, а сейчас главой города, Олегом Сорокиным критиковали, а вы посмотрите, что останется, если убрать то, что сделали Кондрашов и Сорокин. Сейчас ресторанов больше стало, а вот два года назад ты убери все “кондрашовские” рестораны, убери все торговые центры, которые построил Сорокин. Что у нас в городе будет? Всего два красивых больших торговых центра и очень слабая транспортная и жилая инфраструктура... Вот главная проблема. Вот что я хочу сейчас исправить. Новая команда, новая администрация должна дать рывок, дать ускорение в развитии города.

– Вы были одним из депутатов, которые категорически выступали против передачи ДУКов (домоуправляющих компаний) в частные руки. Вы по-прежнему придерживаетесь этой точки зрения?

– Я и сейчас считаю, что ДУКи более эффективны, когда управляются городской администрацией.

– Вы будете предпринимать какие-то меры по возращению домоуправляющих компаний в муниципальную собственность?

– Я критиковал решение прежней администрации о приватизации ДУКов. Я искренне считал, что это неправильно. А во-вторых, я был против метода, как все было сделано. Ведь практически за копейки они были розданы депутатам, приближенным к той администрации. Как недавно я узнал, ДУКи отдавали просто в надежные руки.

Но настаивать на возвращении ДУКов не имеет смысла, поскольку закон не изменился. Федеральный закон не позволяет муниципалитету иметь в компании, обслуживающей жилой фонд, более 25%. Я лишь могу настаивать на смене руководителя ДУКа, на приходе более эффективного менеджера.

А вот по Центральному рынку мы, например, заняли позицию. Мы считаем неправильным то, что он был продан по заниженной цене, а город недополучил минимум 400 млн рублей. Если рынок вернется в муниципальную собственность – это будет справедливо.

– А что его ждет после возврата в муниципальную собственность? Он будет заново выставлен на продажу?

– Конечно. Но уже по другой цене.

“Я не бедный, и это важно”

– Каковы принципиальные отличия работы топ-менеджера в бизнесе и топ-менеджера в чиновничьей среде и политике?

–В моей должности больше хозяйственной работы, нежели политики. Бизнес чем отличается от административной работы? У бизнеса есть цель – заработать как можно больше денег, другого критерия успешности бизнеса пока нет. Плюс есть конкуренция: если ты не будешь делать, это сделает кто-то другой.

Складывается впечатление, что многие сотрудники администрации, многие службы в администрации делают работу, потому что они ее просто делают. Далеко не везде в администрации критерием эффективности являются деньги. Но такой результат как качественные услуги для населения, как достойное медицинское обслуживание, образование, эффективность использования бюджетных средств – он есть. И его нужно добиваться. Поэтому я переношу из бизнеса в среду чиновников целеустремленность и энергичность. А еще приходится менять подход. Уверенность многих сотрудников, что ничего никуда не денется, что решение любой проблемы подождет… Вот с этим надо бороться, конечно же.

– Считается, что для высоких чиновничьих должностей требуется пройти “этапы большого пути” административной работы. Вы не считаете, что перескочили несколько ступенек?

– Конечно, хорошо было бы пойти в супермаркет и купить хозяйственника первого уровня – на главу администрации, хозяйственника второго уровня – на главу департамента… принести, развернуть – и они бы начали работать. Но ведь такого быть не может. Эти люди откуда-то берутся. У нас сейчас растет смена, много выпускников вузов целенаправленно приходит работать в администрацию.

Мне кажется, это хорошо, что представители бизнеса идут во власть. По нескольким причинам. Например, взять меня. Вот я чего-то в своей жизни добился. К 43 годам уже есть немалый опыт в различных сферах деятельности. Ко всему прочему, я небедный человек. Это важно. Это, правда, важно. Меня не смутить большими деньгами. Уж не говорю о таких банальных вещах, как взятка… Когда ты состоятелен, никто даже не рискнет тебе ее предложить. А, значит, все решения будут приниматься исключительно в общих интересах.

– Иногда можно слышать, что бизнес идет во власть, чтобы разграбить недоразграбленное…

– Да нет! Скорее, наоборот все происходит. Вот думаем, не построить ли нашей компании физкультурно-оздоровительный комплекс или церковь в Приокском районе, например. Пока с кем-то договоришься, проще самому инвестировать.

Вторая очень важная причина – я видел много хорошего. Ездил по миру, мне приходилось и жить за границей. И как живут люди хорошо, знаю не понаслышке. Я иногда объясняю своим подчиненным – должно быть не просто добротно, должно быть красиво. Но чтоб сделать красиво – надо это хотя бы увидеть, а лучше почувствовать, ощутить. Зачем Петр Первый посылал всех за границу? Чтобы все, что есть положительного, можно было, буквально, впитать в себя, а потом уже привить на родной земле.

А главное, у бизнесмена есть амбиции. Мои амбиции – оставить хороший след в истории города. Посмотрите на дореволюционную историю – все наши городские головы были состоятельные люди, купцы, промышленники. Или обратиться к мировому опыту: мэр Нью-Йорка – господин Блумберг. Куда уж серьезнее? (Состояние Майкла Блумберга, основателя ведущего мирового поставщика финансовой информации Bloomberg LP, оценивается в 18 млрд долларов. – Авт.).

– А не будут ли предприниматели, пришедшие к власти, лоббировать интересы своего бизнеса?

– Я не думаю, что надо говорить, что я теперь даже трубку не беру, когда мне звонят из “Энергосбыта”, или сделаю вид, что не знаю ГК “ПИР”. Это все подспудно происходит. И этого не надо бояться. Но помочь своему бизнесу – это не цель прихода во власть. И когда наступает принципиальный момент – то ты будешь делать все в интересах города, так как это главное для тебя сейчас направление.

“У нас есть арбитр – губернатор”

– Объясните, как вы сами понимаете функционал главы администрации и функционал главы города? По каким вопросам жителю города обращаться к вам, а по каким – к главе города?

– Глава города – это человек, который отвечает за представление города. Он смотрит на все происходящее как бы сверху, собирается с уважаемыми людьми – депутатами городской думы, встречается с общественными организациями, общается с прочей властью, населением и понимает, где же главные городские проблемы и как обратить внимание на их решение, что изменить в организации жизни города, законах и правилах. А для этого нужно думать. У Олега Валентиновича больше времени от текучки. Ему не надо проводить совещания с коммунальщиками, финансистами и прочими толпами представителей разных сфер, с которыми надо ругаться, объясняться и считать деньги. Ему с ними можно будет встретиться, чтобы узнать, что поменять в стратегии. Глава города – это человек, который должен думать о развитии города. Вот это его работа. А все, что связано с городским хозяйством – это мое.

Например, вам надо получить земельный участок – это ко мне. Хотите пожаловаться на директора школы или заведующего поликлиникой – вам тоже ко мне. А если у вас предложение, как упростить систему выделения земельных участков или реформировать и внести изменения в систему образования или здравоохранения – то к Олегу Валентиновичу. Вот какая разница между главой города и главой администрации. Зачем это нужно было делать? Чтобы была возможность думать о развитии, чтобы освободить главу администрации от многих представительских функций.

– В такой ситуации в Нижнем Новгороде возможно двоевластие со всеми вытекающими последствиями?

– Двоевластия не может быть. Я обязан отчитываться перед городской думой за свои действия. Все главные решения: назначать своих заместителей и глав районов, утверждать бюджет, вносить изменения в него – я не могу принимать без согласования с депутатами. Я подчиняюсь городской думе, я отчитываюсь по своей работе. Меня снять с работы может, в конце концов, городская дума. С другой стороны, дума и ее председатель, глава города, не ставит своей подписи ни под какими хозяйственными документами. Все эти документы по трате любой копейки – это уже ответственность главы администрации.

Тут может быть вопрос только личностного характера. Действительно, в разных городах можно встретить, что глава города подмял под себя главу администрации, или наоборот. Но мы с Олегом Валентиновичем – самостоятельные, серьезные люди, это позволяет соблюдать баланс. Ни я Олегу Валентиновичу лишнего не отдам, ни он мне, конечно же, лишнего не позволит. Так и будем жить. Это как раз и даст сформироваться новой системе по-настоящему. Мы с Олегом это обсуждали.

У нас с Олегом Валентиновичем нечасто пересекаются ежедневные дороги. Я по одному направлению бегу, он – по другому. Главное – в одну сторону. До определенного момента, пока не начнется перетягивание в разные стороны. Но для этого у нас есть арбитр – губернатор Нижегородской области.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру