“Черный ящик“ для автомобиля

Кто и для чего должен устанавливать на машинах тахографы

Львиная доля ДТП с участием фур и автобусов происходит из-за элементарной усталости водителей. Частенько последние нарушают режим труда и отдыха, стремясь успеть в пункт назначения без остановки и заработать как можно больше. Изменить эту ситуацию должны тахографы – устройства, которые фиксируют, сколько километров водитель проехал, когда и где он останавливался, какая была скорость на разных участках дороги. С помощью таких «черных ящиков» автопредприятиям и автодорожным инспекторам легче будет контролировать тех, кто садится за руль. В этом году для дальнобойщиков и водителей междугородних пассажирских автобусов тахографы станут обязательными, а за их отсутствие будут штрафовать.

Кто и для чего должен устанавливать на машинах тахографы

Почему нарушаем?

В том, что дальнобойщики элементарно не высыпаются, создавая угрозу себе и другим участникам дорожного движения, есть причины субъективные и объективные. Наиболее злободневная объективная причина – отсутствие на трассах мест для отдыха.

- Был я недавно в Беларусии, - рассказывает президент нижегородской ассоциации автотранспортников Георгий Корчажкин, - не такие там уж широкополосные трассы - витебская, например, как наша арзамасская. Но через каждые 50 км там – карманчик, туалет, лавочка. Есть возможность водителю притормозить. А у нас на федеральных трассах М7 и М10 где они? Режим труда и отдыха соблюдать, конечно, необходимо, но и дорожную инфраструктуру надо доработать так, чтобы у водителей была возможность это сделать…

Между тем, причины не всегда уважительные. Частенько погоня за дополнительной выручкой толкает сотрудников автопредприятий на опасный недосып, а их начальников – на чрезмерную эксплуатацию водительского труда.

- Да, скорость доставки грузов падает при соблюдении режимов труда и отдыха. Да, там, где есть возможность отправить в рейс одного водителя, по правилам надо отправлять двух, - рассуждает заместитель начальника Приволжского Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) Валерий Плотников. - Но нужно понимать, что нет экономического эффекта, который оправдал бы хоть одну загубленную жизнь. Хорошо, если машина с потерявшим бдительность или уснувшим водителем просто вылетит в кювет и все закончится испорченным грузом. К сожалению, многие аварии заканчиваются жертвами.

Перевозчики сопротивляются

Европейский опыт показывает, что оборудование транспортных средств (ТС) тахографами снижает аварийность на 20-30%. Водители знают, что как бы они ни ухитрялись, топливо им просто так не списать, заявив о большем километраже, а если они не остановятся в установленное время для отдыха, их накажут за нарушение режима. Руководство автопредприятия, парк которого оснащен «черными ящиками», также будет соблюдать все правила, поскольку автодорожные инспекторы периодически проверяют перевозчиков, считывая данные с тахографов. В общем, за рубежом данная система давно и успешно работает, и российским фирмам, которые осуществляют международные перевозки, давно уже пришлось (правда, не всем) оснастить машины «черными ящиками», которые соответствуют европейским стандартам.

В России тахографы вводятся со скрипом, многие перевозчики им сопротивляются. И это объяснимо: если при том скудном количестве водителей, которое есть в штате, начать следовать режиму труда и отдыха, выручка у многих резко упадет.

У законодателей были попытки реформы еще в 1990-х годах, но тогда дело ограничилось тем, что ставить «черные ящики» обязали производителей. Не все этому вняли, и далеко не все автопредприятия стали использовать эти устройства.

- Многие компании не спешат с установкой этих приборов на свою технику, - отмечает Валерий Плотников. - Почему-то никто не сомневается в пользе того же “черного ящика“ на самолете, но когда речь заходит о тахографах, картина меняется.

В прошлом году два нормативных акта (постановление Правительства РФ и приказ Минтранса) вроде как обязали владельцев фур и междугородных автобусов оснастить машины «черными ящиками»… Но сопротивление было настолько сильным, что решили отложить на год. В результате для разных категорий транспорта установили разные сроки.

На каких видах ТС и когда должны быть установлены тахографы (согласно приказу Минтранса РФ №273 от 21 августа 2013 года)

* До 1 апреля 2014 года:

- на ТС с максимальной массой выше 3,5 т, используемых для перевозки опасных грузов

* До 1 июля 2014 года:

- на ТС, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо места водителя, более восьми мест для сидения (исключение – ТС, осуществляющие городские и пригородные регулярные пассажирские перевозки);

- на ТС, имеющих полную массу более 15 т, предназначенных для междугородных перевозок

* До 1 сентября 2014 года:

- на ТС с максимальной массой выше 12 т

* До 1 января 2018 года:

- на ТС всех вышеперечисленных категорий, осуществляющих международные перевозки и оснащенных тахографами по международным стандартам до 1 апреля 2012 года

- на ТС всех вышеперечисленных категорий, оснащенных мастерскими тахографами до 21 августа 2013 года.

Нижегородские инспекторы ГИБДД пока что ограничиваются предписаниями и отмечают, что уже за первые две недели таких предписаний набралось более 30-ти.

Особенности монтажа

Мастерских, предлагающих установить тахограф, в Нижегородской области все больше и больше. Правда, только десять из них имеют сегодня лицензию. Перевозчики уже жалуются на то, что им поставили аппарат не по правилам, и их, перевозчиков, за это наказывают. Частенько недобросовестные слесари просто протягивают вместо кабелей тонкую проволоку от проводки к тахографу, приматывают проволоку изолентой, тахограф к щитку приборов также изолентой приделывают – и сдают в таком виде работу. И, что самое интересное, перевозчики подписывают акт приемки, после чего режим труда и отдыха контролировать невозможно, а отвечать в случае чего приходится автопредприятию.

В случае ДТП страховые компании, заплатив пострадавшим, могут не только обделить перевозчика, но и потребовать от него компенсацию, если обнаружится, что тахограф был установлен неправильно или фирмой без лицензии.

- Во Владимирской области в июле прошлого года была авария, - рассказывает заместитель руководителя Российской ассоциации предприятий автотранспорта Виктор Иванченко. - Девять человек попали в больницу, страховая компания им все выплатила, а перевозчику ничего не выплатила. Причина – тахограф неправильно регистрировал данные.

В копилке Ассоциации предприятий автотранспорта уже немало случаев, связанных с недобросовестностью мастерских. Чтобы водители и перевозчики не переплачивали потом за повторную установку тахографов, ассоциация разработала ряд рекомендаций.

1. Мастерская должна иметь свидетельство о допуске к работе по установке тахографов и быть в реестре ФБУ «Росавтотранс» (реестр можно посмотреть на сайте). Перед тем как заказать работу, надо проверить наличие этого свидетельства.

2. На руках у мастера должна быть карта мастерской. Все работы может делать только лицо, имеющее такую карту. Название мастерской на ней должно соответствовать названию, обозначенному в реестре. Само собой, в наличии этой карты также надо убедиться.

3. Устанавливаемый тахограф тоже должен быть внесен в реестр Росавтотранса.

4. У мастерской должно быть разрешение ФСБ на работу с криптосредствами, формы разрешений есть на сайте Росавтотранса.

5. При принятии работ по установке тахографа и калибровке проверьте места подключения устройства к бортовой сети и к датчику движения. Ничего не должно быть прикручено изолентой. Проводка должна соответствовать требованиям по эксплуатации на подвижном составе.

Проверьте пломбы на тахографе, калибровочную табличку. Если пломб нет, а вы подпишете акт приемки, мастерская снимает с себя ответственность.

6. При приобретении карт водителей, которые вставляются в тахографы, убедитесь, что организация по распространению карт имеет лицензию ФСБ на данный вид деятельности. Если карта приобретается для международных перевозок, лицензия не нужна.

7. Обращаясь в организацию, которая продает оборудование для скачивания, анализа и хранения данных тахографа, надо изучить имеющееся у нее программное обеспечение. Есть программы с лицензией на один год, и для ограниченного количества ТС, а есть без ограничения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру