Сносят там, где не падает

В историческом центре ломают крепкие дома, в заречье люди продолжают жить в развалюхах

Два события, произошедшие практически одно за другим, - яркий пример сегодняшнего градостроительного абсурда. В историческом центре города снесли фабричный комплекс, который был до 2011 года вновь выявленным объектом культурного наследия (ОКН) и состоял из отнюдь не ветхих сооружений. Неделю спустя в Ленинском районе обрушилась часть здания, которое долго не могли признать аварийным, чтобы снести. Оба эти инцидента показательны: крепкие дома, интересные с историко-архитектурной точки зрения, у нас ломают без проблем, а развалюхи в заречной части годами (если не десятилетиями) ждут расселения.

В историческом центре ломают крепкие дома, в заречье люди продолжают жить в развалюхах
Фабрика на ул.Воровского

Антикультурный круговорот

Уничтожение исторического комплекса фабрики Кочетова (ул. Воровского, д.6/4) обусловлено памятным постановлением областного правительства №76, согласно которому десятки зданий и сооружений лишились статуса вновь выявленного ОКН. Ранее жертвой данного нормативного акта стал дом Чеботарева (улица Горького, 107), обладавший, как и фабричные здания, запасом прочности. Уместно вспомнить также о домах №126 и 114 на улице Ильинской: экспертизы по ним были сделаны позже 76-го постановления, но какое-то время они также существовали в статусе вновь выявленного объекта культурного наследия – до тех пор, пока их не лишили иммунитета и не снесли. В большинстве случаев речь идет не только о ценных, но и о крепких зданиях, способных простоять еще лет 50-100. Увы, приходится констатировать, что при принятии решений по этим объектам приоритет отдавался не их износу и не культурной ценности, а градостроительным планам: освоению застройщиком участка, строительству и расширению дорог и так далее.

Однако вернемся к снесенному комплексу. Он был построен по заказу нижегородского купца Кочетова как кондитерская фабрика и включал в себя здание заводоуправления, манеж, лавку, производственные корпуса. После революции здесь располагался приют для беспризорников, впоследствии - швейно-такелажная фабрика, существовавшая, судя по данным Интернета, еще в 2012 году.

В 2001 году комплекс был признан вновь выявленным объектом культурного наследия, но в 2011-м лишен этого статуса. Отрицательную экспертизу по нему выполнил небезызвестный историк Кирилл Кудряшов, заключения которого позволили снести дом Чеботарева и уменьшить охранную зону Нижегородского острога. В 2013 году Минкульт РФ под напором градозащитников отказался аттестовывать Кирилла Юрьевича в качестве государственного эксперта.

Без согласований

Между тем, 78-е постановление 2011 года развязало собственнику руки. Буквально две недели назад комплекс обнесли забором и снесли. При этом на заборе не было никакой информационной таблички. Общественность до сих пор в неведении, кто же сегодня является собственником снесенного объекта и что там планируется построить.

Насколько мы знаем, проект застройки данного места не рассматривался ни на инвестиционном, ни на градостроительном советах. Более того, загадочный владелец не удосужился согласовать снос и проект нового здания с Управлением охраны объектов культурного наследия. Как нам объяснила активист движения «Спасград» Анна Давыдова, он обязан был это сделать, поскольку комплекс находился в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород». Однако в Управлении корреспонденту “МК в Нижнем Новгороде“ сообщили, что попыток согласовать какие-либо работы по адресу Воровского, 4/6 предпринято не было.

По данным нашего источника в городской администрации, комплексом владела московская коммерческая структура – она, по всей видимости, и будет застраивать освобожденную от культурного наследия территорию. Но чем, непонятно.

В перечне не значатся

Заметим, почти все перечисленные проекты не связаны с расселением жильцов из аварийного фонда. Здания в историческом центре сносят, как правило, исключительно ради коммерческой выгоды, и выгода эта настолько большая, что она заставляет закрывать глаза на культурную ценность уничтожаемых объектов.

Совсем другая обстановка в заречной части города: там в разы больше рухляди, которая буквально сыпется на глазах, и – что немаловажно – рухлядь эта не имеет культурной ценности. В общем, сноси – не хочу! Но что-то не хотят нижегородские застройщики, пресыщенные лакомыми кусками, осваивать просторы удаленных от метро трущоб Канавинского, Ленинского, Московского и прочих заречных районов. Жителям этих трущоб остается уповать на программы по сносу и реконструкции ветхого и аварийного фонда – областную и городскую. Однако и на них рассчитывать не особо приходится: если ранее они более-менее активно «работали» за счет средств фонда содействию реформированию ЖКХ, то сегодня федеральное финансирование сократилось в разы. Собственно, этим обусловлен закон о капремонте, перекладывающий латание крыш и подъездов на плечи собственников. Этим же объясняется и тот факт, что процесс расселения жильцов из аварийного и тем более из ветхого фонда протекает не так активно, как хотелось бы властям. Согласно муниципальной программе сноса и реконструкции, в 2015 году все нижегородцы, томящиеся в непригодных условиях, должны получить нормальное жилье. Остался всего год; очевидно, что за столь короткий период всех расселить не получится, и программу придется продлить еще на несколько лет.

Рухнувшая часть дома на ул.Самочкина

Скорее всего, именно по причине урезания федерального финансирования власти не спешат включать в программу «новые» (по возрасту, конечно, весьма старые) аварийные дома. Пример тому – общежитие на улице Самочкина, 32 (Ленинский район), часть которого обрушилась на прошлой неделе. В муниципальном адресном перечне это здание не значится до сих пор. Жители (как собственники квартир, так и наниматели помещений по договору соцнайма) уверяют, что еще в 2012 году требовали их расселить и даже написали тогда заявление в прокуратуру.

- В том же 2012 году городская жилинспекция обследовала наш дом, - рассказывает представительница жильцов, пожелавшая остаться неизвестной. – Были выявлены трещины по потолкам и стенам в подвале и нежилых помещениях. Но на этом все и закончилось, нарушения устранены не были.

Глава городской администрации Олег Кондрашов признает, что дом не был включен в муниципальную программу. По его словам, сейчас проводится расследование, почему этого не произошло.

Жильцы, между тем, возмущены тем, что с них сейчас пытаются собрать заявления о признании дома аварийным: на их взгляд, чиновникам надо было действовать раньше.

- Дом уже рухнул, администрация Нижнего Новгорода желает делать вид, что ей не было известно об аварийном состоянии, - пишут жильцы в своем обращении на имя Президента РФ, где просят расселить их подобающим образом.

К сожалению, в Нижнем Новгороде немало домов, готовых вот-вот развалиться и не попавших в адресный перечень. Если их все туда включить, планы по расселению покажутся не столь радужными, как сегодня. К тому же сам по себе перечень не является панацеей.

Обрушился угол общежития

Обрушился угол общежития

Смотрите фотогалерею по теме

Ждем расселения

Недалеко от обрушившегося дома стоят несколько жилых зданий по улице Дружбы, построенных в 1930-х годах из дерева с керамзитной засыпкой между стенами. Все они числятся в муниципальной программе как ветхие, а расселяют в первую очередь аварийные.

- Я прописан в доме №7 по улице Дружбы, - говорит Евгений Смирнов, - но у меня семья, ребенок, и мы просто не рискуем там жить: в потолке огромные трещины, и в любой момент сверху может упасть огромный кусок штукатурки – мало не покажется! Кроме того, дом кривится все больше и больше, и не исключено, что он рухнет в один прекрасный момент. Вроде как имея жилплощадь, мы вынуждены снимать жилье. А в этом доме… Мало того, что просто находиться страшно, так еще и в зимнее время на не утепленных стенах образовывается наледь.

По словам Евгения, летом 2013 года администрация Ленинского района сама предложила жильцам написать заявления, чтобы признать дом №7 по улице Дружбы аварийным.

- Но в сентябре ситуация поменялась, - рассказывает Евгений. – Нам сказали, что заявления потеряны, и тогда мама написала новое – чтобы признали нашу квартиру непригодной для проживания. Долго не было никакой реакции, и вот буквально на днях нам сообщили, что по нашей квартире создана межведомственная комиссия, которая должна принять решение.

улица Дружбы. Здесь несколько таких аварийных домов

Будем надеяться, что жилплощадь, в которой проживают Смирновы, все же признают непригодной для проживания – в таком случае жильцов должны расселить в считанные часы. Но если даже это произойдет, общая проблема решена не будет: сотни семей в заречной части города проживают в таких же условиях, с риском для жизни. Хватит ли федеральных денег, чтобы своевременно купить всем квартиры, - большой вопрос. Чтобы активизировать процесс расселения, на данные территории необходимо привлекать застройщиков. Это можно сделать, усмирив их аппетиты в историческом центре. Тогда крепкие и ценные дома останутся на своих местах, а строительный бизнес волей-неволей потянется на новые территории – не такие лакомые, но требующие срочного расселения и сноса аварийных зданий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру