«Больше искусства, меньше креатива»

Скандальная постановка с Гитлером и криками «Зиг Хайль!» в афише ТЮЗа

Темы фашизма и экстремизма в связи с событиями на Украине вторглись в самые разные сферы жизнедеятельности. Даже театральную, которая считается хранительницей вечных ценностей. Увы, иногда творческие эксперименты выходят за рамки сцены. 

Скандальная постановка с Гитлером и криками «Зиг Хайль!» в афише ТЮЗа

 “Визит“ Третьего рейха

Ровно год назад на сцене нижегородского ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Визит» режиссера Виктора Шраймана по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Постановка и интерпретация пьесы вызвали своеобразную «бурю в стакане» не только в театральных кругах. До сих пор “Визит“ остается одной из самых скандальных нижегородских премьер.

Поводом для скандала стали сцены, напоминающие быт Третьего рейха - эдакий шабаш штурмовиков во главе с не совсем вменяемым фюрером. В финале под бравурный фашистский марш несколько молодчиков чеканят на сцене шаг и орут «Зиг Хайль!». Сейчас в связи с событиями на Украине и характеристиками типа «фашисты» и «бандеровцы» споры вокруг скандального спектакля вспыхнули вновь.

Действие спектакля происходит в небольшом европейском городке, куда возвращается миллиардерша Клара Вешер, которой когда-то давно уехать при весьма драматических обстоятельствах. Нищие жители надеются, что она сможет возродить их захолустное бытие и обогатить их самих. Дама, в принципе, согласна на это, но требует взамен убить ее бывшего возлюбленного Альфреда, из-за которого она и покинула городок. Горожане поначалу отвергают предложение… но в итоге бюргеры убивают Альфреда. Ну а в финале появляется фюрер со штурмовиками.

Год назад после премьеры,режиссер Виктор Шрайман рассказал корреспонденту «МК в Нижнем» об “истории вопроса“. По его словам, в “Визите“ он заостряет внимание на общественно-политической жизни Германии начала XX века, которая актуальна и для современной России. Что касается пропаганды экстремизма, то режиссер заметил, вечерние спектакли, к которым относится «Визит», рассчитаны на возрастную группу “после 16 лет“. А фашисты на сцене – те самые «духовные скрепы», которые заставляют подростка задуматься над опасностью того, что он видит на сцене.

- Подросткам не мешало бы задуматься, как люди из простых обывателей превращаются в управляемую толпу, способную на убийство. Мы хотим, чтобы зрители могли поразмышлять над опасностью возникновения агрессии, экстремизма, нетерпимости в обществе, - заметил Шрайман.

Увы, нижегородский театральный мир не понял подобного новаторства. Мало того, в самом ТЮЗе возникла своеобразная культурная оппозиция. После премьеры актриса театра, режиссер и заслуженная артистка РФ Елена Фирстова заявила, что никакого разоблачения фашизма не получилось:

- Режиссер нагрузил произведение темой фашизма. То, что вызывает отторжение на генетическом уровне у старшего поколения, может быть привлекательно для молодых. С такими темами нужно работать крайне аккуратно. Мы уже столкнулись со свастикой на заборах и храмах. ТЮЗ должен работать для юных зрителей, образовывать, а не действовать по принципу «всё можно». Так мы совсем потеряем молодежь. Скажу честно: я испытываю тревогу и за театр, и за зрителей!

Редакции нижегородских газет атаковали возмущенные театралы. Самых узколобых эстетов возмущало, что в первоисточнике (в пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы») никакого фашизма не было, и фашистский шабаш на сцене – исключительно инициатива режиссера Шраймана.

«Духовные скрепы» и «шабаш мракобесия»

А дальше началась банальная склока, которая не прекращается до сих пор. На заявление актрисы Шрайман написал открытое письмо, где заявил, что в городе появилась «провокатор и интриганка», которая «срежиссировала интригу под названием пропаганда фашизма", а последующие после премьеры многочисленные публикации в СМИ, большинство которых были критическими – плоды ее происков. Действительно, резонанс был огромен. Нижегородские деятели культуры писали протесты в прессу, в Министерство культуры, губернатору и Президенту.

В ответ на многочисленные жалобы в региональном министерстве культуры ответили, что спектакль соответствует современным «духовным скрепам». Работники министерства сходили на спектакль и ничего предосудительного не обнаружили. Видеозапись спектакля даже разместили на портале культурного наследия России «Культура» - это портал, где хранятся записи шедевров российской сцены. Таким образом, «Визит» стал достоянием уже российского зрителя. Некоторые назвали его «шабашем мракобесия» и поневоле задались вопросом: что будет, если спектакль увидят участники Великой Отечественной войны?

Тем временем, к ярым критикам «Визита» присоединился и ряд депутатов городской думы, к которым нижегородцы также обратились с жалобами на «Зиг Хайль!».

- Я хотел бы напомнить, что театр юного зрителя создавался с целью воспитания детей и юношества. Получается, что мы воспитываем нашу молодежь, говоря, что фашизм - это нормально, - заявил депутат Александр Бочкарев. - Я считаю, что нужно разобраться с режиссером театра.

На территории искусства можно все?

Новый виток скандала случился в феврале этого года, когда в Пскове Президент Владимир Путин собрал расширенное заседание президиума по культуре и искусству, на котором обсуждалось развитие провинциальных театров. Главе государства жаловались на засилие авангардистов и что по стране подобных вольных интерпретаций более чем достаточно. Государственных идеологов от культуры больше всего обидело, что далекий от общепринятых «духовных скреп» эпатаж выходит на сцену за государственный счет (театральные коллективы живут на бюджетные деньги)! Их оппоненты в лице режиссера Кирилла Серебренникова ответили, что «на территории искусства можно все!».

За год существования спектакля никакие силы не смогли вытеснить его из репертуара ТЮЗа. 13 марта состоялся очередной показ, а на 11 апреля намечен еще один. Получается, что «Визит» за год прочно укоренился в репертуаре театра. А на сайте ТЮЗа, в обзоре статей о «Визите», опубликованы только те, где тема фашизма или сведена к минимуму, или не поднимается вовсе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 26 марта 2014

Заголовок в газете: «Больше искусства, меньше креатива»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру