Чистая импровизация
- Здесь, в кукольном театре, подходящего рояля не нашлось, - развел руками Пташка, садясь за синтезатор, - поэтому придется играть на таком вот кукольном инструменте. Но я обещаю, что постараюсь выжать из него все возможное.
И он выжал. Мало того, что звуки извлекались с невероятной быстротой – сам способ их извлечения был необыкновенным: джазмен молотил по клавишам кулаками, бил одной рукой по другой, которая, в свою очередь, улетала вниз, к инструменту, а к концу каждой композиции экспрессия настолько переполняла музыканта, что тот подпрыгивал как ужаленный. За инструмент реально становилось страшно: ну, положим, в данном случае угроза разрушения нависла над банальным синтезатором, а как быть с дорогущими роялями, за которые Пташка и садится чаще всего?
Удивила также слаженность квартета, который, по признанию пианиста, провел всего одну совместную репетицию. Контрабас – Сергей Жураков, который и познакомил Пташку с остальными. Саксофон – его брат Михаил Жураков, специально приехавший из другого города. Отдельно стоит сказать об ударнике Никите Знаменском: он так лихо стучал, что Леонид Пташка в какой-то момент не выдержал, бросил синтезатор и принялся барабанить вместе с ним.
От классического джазового репертуара (который, впрочем, подвергался сильной переделке в ходе импровизации) Пташка перешел к этномелодиям, которые он подслушал в разных концах света. В частности, звучала бразильская и, конечно же, израильская музыка. Сыграл джазмен и «Перченый блюз» - тему, написанную им в Мексике после поглощения колоритной острой пищи.
- Джаза бояться не нужно, - заверил зал пианист. - Эта музыка поднимает настроение. Что же касается импровизации, мы разговариваем на этом языке. Мы выражаем так свои мысли, идеи, душу.
Далее, совершенно не глядя на клавиши, Пташка сымпровизировал обработку пьесы Моцарта в стиле буги-вуги, в стиле китайской народной музыки… И даже в стиле Шопена.
- Это чистая импровизация, - уточнил джазмен, - ничего заготовленного здесь нет, точно так же, как я не готовил заранее слова, которые сейчас произношу.
Ближе к финалу 50-летний музыкант познакомил публику со своей девушкой – Стелой Рупасовой (сценический псевдоним Стела Рупос), которая пела в нижегородских рок-коллективах и какое-то время была арт-директором одного из наших джазовых клубов. Два с половиной года назад Пташка приехал на гастроли в Нижний Новгород, познакомился здесь со Стелой и увез ее в Израиль.
- На концертах я часто композиции девушкам посвящаю, - улыбнулся джазмен, - и вот допосвящался…
Стела спела под аккомпанемент квартета песенку – правда, не в том стиле, в котором пела раньше, и удалилась. А музыканты продолжили заряжать зал эмоциями.
Уехал, не дождавшись развала
После концерта корреспонденту “МК в Нижнем“ удалось пообщаться с известным джазменом.
- Леонид, у вас инструмент живой-то остается после концерта?
- Нормальные инструменты остаются живыми. Это просто такое ощущение. Это называется стиль, меня все узнают.
- Это чисто ради зрелища?
- В нашей жизни получается, что все зрелище. Или, наоборот, ничего не зрелище. Это эмоции, которые идут за тобой, несут тебя куда-то. Ты это делаешь. Моя музыкальная концепция такова, что я стараюсь подарить людям радость. Джаз – такое непростое направление в искусстве, которое может заставить людей очень сильно думать… А я не хочу, чтобы думали. Я хочу, чтобы люди пришли на концерт и в этом шоу получили заряд позитивной энергии. Я хочу, чтобы у людей от джазовой импровизации со всеми сложностями, которые и так в ней есть, оставалось приятное ощущение. Вот сейчас люди встали в зале: я думаю, это главный показатель, что у них хорошее настроение.
- Вы выступали в самых престижных залах мира, таких как Карнеги-холл… А каково вам в зале нашего кукольного театра?
- Не сцена делает артиста, а артист делает сцену. Если в этом кукольном театре была та энергетика, которую я дарил, значит, этот зал очень хороший. Какая разница, кукольный-не кукольный? Да хоть театр марионеток!
- На сколько процентов из того, что сыграно - импровизация?
- Не считая начала и конца композиций, сто процентов. Поэтому у вас было ощущение, что мы с музыкантами друг друга знаем давно. Джаз – это командное выступление, и это очень важно.