Из инноваций – только финский трактор
Очень смешной отзыв появился на архангельских информресурсах после недавнего визита делегации из Новодвинска на наш новый, знаменитый полигон складирования ТБО в Городецком районе, построенный на основе государственно-частного партнерства за счет средств инвестора. Не знаю, что хотели увидеть гости-депутаты из города Новодвинска (делегации со всей страны едут на модерновый объект за опытом), где тоже планируется построить подобный объект, но высказались они критически и сатирически. Вот некоторые выдержки, которые, конечно, надо рассматривать в разрезе кипящих там страстей и сомнений.
«Начали мы свое знакомство с мусороперегрузочной станции, которая представляла из себя будку, пару контейнеров-прессов, большую эстакаду и трактор, - пишет депутат городского совета Новодвинска В.В. Галашев. - Сторож, мужик с лопатой и тракторист обеспечивали функционирование всей станции. У домов больше скапливается мусора за пару дней, в сравнение с той кучкой, которую, видимо, привезли специально для нас, показывая необходимость данного объекта. Далее нас повезли на мусоросортировочный комплекс. Мы были в ожидании новых технологий, дорогих инноваций, за которые правительство Архангельской области готово заплатить больше миллиарда. Сказать, что испытали недоумение от уведенного, это ничего не сказать. Пред нами оказалось небольшое административное здание, крошечная котельная, гараж, полигон с 27-тонным финским трактором, утрамбовывающим мусор, и большой металлический ангар с уставленной в нем линией сортировки, на которой люди ковыряются в дерьме, перебирая мусор. По всей стране такие технологии давно успешно применяют бомжи...
Стоимость нижегородского проекта 540 миллионов рублей, -продолжает Галашев.- Из-за низкой цены вторсырья его производство экономически не выгодно. Сортировка мусора тоже больших денег не приносит, поэтому в выходные и праздничные дни мусор никто не сортирует. Мусор на полигон везется любой, без ограничения и без лицензирования на данный вид деятельности. Например, разбитая люминесцентная лампа и поврежденная резиновая покрышка превращаются из экологически опасных предметов в твердые бытовые отходы (ТБО). Сам полигон представляет из себя ямы, накрытые мягким пластиком, именуемым картами. Именно этот пластик и должен защитить почву и подземные воды от негативного воздействия мусора на сотни лет вперед. Но даже немцы не дают гарантии на продукцию такого рода более 3-х лет. Рекультивировать полигон предполагается через 25 лет. Тоже используя «современные технологии». Накроют мусор пленкой, засыплют грунтом, воткнут трубы для газоотвода!
За состоянием почвы и подземных вод должны следить множество надзорных органов, вплоть до природоохранной прокуратуры. Но на деле оказалось по-другому, контора сама делает заборы проб раз в месяц.
Тариф в Нижнем Новгороде на ТБО вырос в разы, мотивированный внедрением инноваций, за которые нужно платить. Для Архангельской области независимо от расположения полигона ТБО тариф планируют увеличить в 5 раз! Инвестору сортировка и переработка ТБО не выгодна, его устраивает только захоронение мусора», - заключает новодвинский депутат.
«Валят» за бесплатно
Если бы рядовой нижегородец ознакомился с областной программой по обращению с отходами, то восхитился бы, как умно все описано: почти 200 листов, с примерами из заграничного опыта, с выкладками, схемами, технологиями, бизнес-цепочками…
А стоит оторвать глаза от бумаги – все не так. Нет, сделано, конечно, много. Налажен вывоз бытового мусора из жилого фонда, где стоят евроконтейнеры. Также открыты два новых полигона, несколько модернизированы (сделаны дополнительные карты для складирования). Закрыта знаменитая игумновская свалка, в других районах также начали рекультивировать «мусорные горы». По словам министра Небова, в большинстве муниципалитетов приняты схемы очистки территорий, создан кадастр отходов, реестр природопользователей, с большинством бизнеса заключены договоры на вывоз отходов…
А все равно сбрасывают мусор на несанкционированных свалках или где попало. И, по мнению некоторых надзорных ведомств, стихийных свалок возникает все больше. Они ликвидируются, но появляются снова.
- Потому что, - как объяснил губернатор Валерий Шанцев, - отвезти туда, куда указывают муниципалитеты, стоит маленьких денег, а отвезти на цивилизованную площадку, куда мы говорим,– стоит бОльших денег, а сбросить, куда хотят – ничего не стоит. В погоне за копейками люди зачастую убивают нашу природу, заваливают мусором леса, луга, обочины дорог.
ЦИФРА В ТЕМУ
1709 несанкционированных свалок
выявлено за 2011-2013 годы. Ликвидировано 1494 свалки.
Где деньги зарыты?
В нижегородской программе обращения с отходами ключевой задачей является привлечение частных инвестиций. За счет этого и должны быть построены и модернизированы девять крупнейших межрайонных полигонов ТБО.
Губернатор Валерий Шанцев заявил, что, по его данным, инвесторы, вкладывающие в эту сферу серьезные деньги, крайне не довольны формированием потоков ТБО (очень много мусора уходит на неорганизованные свалки), а они надеются вернуть вложения. Хотя проект был рассчитан на определенный объем отходов, на тариф и на окупаемость. Поэтому нужно направить мусорно-денежный поток на новые комплексы утилизации. Приоритет - закрытие всех свалок в зоне обслуживания новых комплексов.
Но не везде возможно закрыть все выработавшие свой ресурс свалки, поскольку большинство запланированных новых комплексов ТБО еще не созданы. Как ранее говорил начальник департамента Росприроднадзора Анатолий Шаталов, проблема несанкционированных свалок связана в первую очередь с отсутствием легальных мест для складирования отходов. Отходы на легальные места складирования необходимо везти за 200-300 км, что не может не влиять на экономику и тарифную политику сервисных компаний. Сегодня на севере области, например, свободной емкости нынешних свалок хватит меньше чем на два года. На юго-западе области, где на 17 районов всего два легальных полигона ТБО, свободной емкости осталось на срок менее года.
Валерий Шанцев также призывал продумать вместе с законодателями, как можно упреждать стихийные свалки. Штрафными санкциями, например, хотя уже сейчас они есть, и солидные. Только мало нарушителей ловят за руку.
- Не понимают по уму - будем бить по карману! - сказал Шанцев. – Надо, чтобы всякий, кто имеет и производит отходы, имел бы договор на вывоз, утилизацию или переработку. Встроить в эту систему и промышленный мусор, строительные, медицинские отходы, - предлагает глава региона. - Давайте будем пионерами! Есть серьезные технологии по переработке всех видов отходов. А то получается наша система – в одну сторону, а мусор – в другую.
Но, к сожалению, не все пожелания губернатора мигом сбываются.
Специалисты согласны, в регионе не выстроено нормальной экономики всей системы раздельного сбора, переработки, утилизации отходов, которая работала бы как единый механизм. Государство в первую очередь должно стимулировать такие бизнесы, «подложив» под это финансовую заинтересованность. А сейчас этого нет. Кто должен платить за утилизацию? Потребитель, производитель? Чиновники кивают на отсутствие федеративной нормативной базы. Проект закона по обращению с отходами завис в Госдуме.
Хотя и на местном уровне многое можно сделать.
Но пока, как верно говорят гости из Новодвинска, выгоднее не сортировать и перерабатывать отходы, а направлять мусорные эшелоны на полигон – к инвестору. На Новоигумновском полигоне отходов, например, только разрабатывается документация по строительству линии по механической сортировке ТБО.
Чиновники разгонят птиц
Минэкологии придется разделить «неудачи» программы, поскольку именно они выбирали участки, и выбор некоторых площадок был оспорен. Если строительство цивилизованной свалки вблизи с.Морозовка Арзамасского района было перенесено в Вадский район (благодаря пожеланиям влиятельного арзамасского предприятия), то все прочие площадки, даже несмотря на протесты и суды, остались по прежним адресам.
На двух спорных участках в Богородском и Выксунском районах комплексы ТБО должны появиться до конца 2014 года. Но «зуб» за это министр экологии не дал.
Выксунская площадка около Туртапки (инвестор есть) находится в красной зоне военного аэродрома Саваслейка.
- После доработки и согласования технических условий с военными проект будет заново отправлен на госэкспертизу, - заявил Небов.
Напомним, первоначальный вариант «не пошел» из-за риска «привлечения птиц в воздушное пространство этой военной базы".
- Почему обязательно надо размещать объект там, где нельзя? – задавался тогда вопросом губернатор Валерий Шанцев, обращаясь к министру. - Вы прекрасно знаете, с какими опасениями относится к таким объектам и население, и муниципалитеты. Зачем надо было сажать объект в спорную зону?
- Нет больше в этой зоне подходящих для полигонов ТБО участков. Мы рассмотрели десятки вариантов, - уверяли и глава администрации Выксы Игорь Раев, и министр экологии.
- Когда мы начинали программу, мы подбирали участки по двум параметрам 500 метров или 1 км - до населенного пункта, и грунтовые воды - ниже двух метров, - объяснял Николай Небов. - Сейчас из-за изменившихся требований участки должны соответствовать 19 параметрам. При этом рядом с Саваслейкой, в этой запретительной зоне, уже существует более 30 объектов, в том числе - фермы, птицефабрики, здесь два ОПТ - водоемы с колониями, где обитают чайки. Но мы изучили все правила, в том числе и воздушные. Сейчас в техническую документацию внесен целый раздел, исключающий привлечение птиц на этот объект.
Как это будет сделано, министр Небов не пояснил.
Замгубернатора Евгений Люлин считает, что поиск нового участка отбросит строительство полигона ТБО еще на год назад.
- Подобные претензии есть и по богородскому объекту, около деревни Лазарево (в 500 метров до ближайшего дома и в непосредственной близости от парка - памятника природы местного значения. - Авт.). Там вообще ситуация постоянно будоражится, - заметил Люлин.
- По трем оставшимся проектам (из указанных девяти) ведутся проектно-изыскательские работы, - говорит министр экологии. - Уже в этом году планируется проведение конкурсов для реализации этих проектов.
- По оставшимся участкам смотрите, чтобы не получилось, как всегда, - пожелал в заключение губернатор.