От убийства – к философии
Спектакль «Третья правда, или История одного преступления» поставили по пьесе московского драматурга Ольги Михайловой. Пьеса свежая, написана всего с год назад, однако уже поставлена в двух театрах: в «Театре DOC.» в Москве и на малой сцене в Пензе. В Нижнем Новгороде – третья постановка.
- Это настолько разные спектакли, что даже не верится, что их ставили по одной пьесе. Я очень рада, что в Нижнем Новгороде она зазвучала на большой академической сцене – я замышляла ее именно так, текст рассчитан на большое пространство, - заметила Ольга Михайлова, специально прибывшая к нам на премьеру. – Ваш спектакль превосходит все прочие по масштабу.
Детективная завязка – лишь начало спектакля. Отчаявшийся адвокат обращается с просьбой разобраться в деле к двум самым влиятельным людям в стране, «к власти и к совести России» - премьер-министру Петру Столыпину и писателю Льву Толстому. Далее расследование убийства продолжается на фоне столкновения их взглядов, как мы должны жить и что нас делает счастливыми в этой жизни. Толстой яростно отстаивает идею сохранения русской общины, Столыпин – ее уничтожения и развития частной собственности. На основе этого конфликта и строится основной сюжет философской притчи.
Кстати, в спектакле Толстой и Столыпин регулярно встречаются и спорят о судьбе России. В реальности же между ними существовала лишь переписка. Известно, что было три письма Толстого, на которые Столыпин ответил одним письмом: мысли Льва Николаевича настолько сильно противоречили его представлениям, что он просто не мог найти подходящих слов.
По вечному кругу
К созданию исторических образов в театре драмы отнеслись серьезно. Воплощать образы двух высших умов того времени доверили заслуженным артистам России Сергею Блохину и Александру Мюрисепу. По мнению Ольги Михайловой, это «блестящий актерский состав». Мюрисеп в роли Толстого - поразителен.
- Хрестоматийное представление о Толстом – что он принял философию непротивления злу насилием, был мягким, уступчивым, идущим всем навстречу человеком, - говорит драматург. - На самом деле он был очень жестким, твердым, волевым человеком. Он воевал под Севастополем, был крепким хозяйственником, писателем, написавшим большое количество томов – представьте себе, насколько большое это умственное напряжение, сколько физических сил для этого надо! Вот у вас на сцене именно такой Толстой. Палка в его руках, которая служит опорой, часто кажется оружием, позволяющим отстаивать свою правоту. Фантастическое актерское решение.
Отдельного внимания заслуживает сценография спектакля. Она несет символический смысл.
- Когда мы только затевали этот спектакль, со сценографом и художником по костюмам Борисом Шляминым (главным художником театра. – Авт.) говорили о взаимоотношениях власти и народа, - рассказывает режиссер спектакля Вадим Данцигер. - Представили себе рельсы: одна символизирует народ, другая – власть. Мы точно знаем, что они никогда не пересекутся. Хотя если посмотреть вдаль, то такая иллюзия создается. Поэтому сценография у нас, с одной стороны, проста - это «столыпинский вагон», с другой стороны - символична. Вагон трансформируется и в кабинет, где спорят Толстой со Столыпиным, и в квартиру адвоката… И на этом вагоне, в конце концов, спорщики едут в Пензу.
В спектакле использовано много реквизита. Многое приобрели в антикварных магазинах. Костюмы шили максимально близкие к одежде, которую в реальности носили герои пьесы.
Несмотря на то, что действие разворачивается в прошлом, спектакль звучит свежо и актуально. В нем есть и ирония, и юмор, и драма, и трагедия…
- Я заметила на премьере: нижегородский зритель ждет высказываний по существу и очень горячо их принимает. Очень приятно смотреть, на что отзывается зал, чему он аплодирует, - отмечает О. Михайлова. - У вас публика умная, интеллигентная, политизированная, все слышит и понимает. Значит, у спектакля хорошее будущее.