Первые упоминания об этом человеке в прессе были связаны с машинами. Будучи студентом Горьковского индустриального техникума, Аркадий Николаев испытывал первую в СССР гоночную машину – ГЛ-1, участвовал на ней в гонках и дважды устанавливал Всесоюзный рекорд скорости. Однако вместо спортивной карьеры Николаев выбрал научную и конструкторскую стезю. Причем по иронии судьбы создавал он машины, которые двигаются медленно, но, так сказать, верно.
В начале 1940-х наш герой основал в Горьком конструкторское бюро «РАЛСНЕМГ» – разработка льда, снега и мерзлого грунта. Первое его серьезное детище – буровая установка на колесах (впоследствии на гусеницах), способная вгрызаться в вечную мерзлоту. Ранее данную работу выполняли вручную, кирками. Следующая успешная работа – передвижная гигантская фреза ДФМ-ГПИ, которая могла делать в мерзлом грунте глубокие прорези. Ее взяли на вооружение не только связисты, но и полярные строители: они вырезали в мерзлоте куб, который потом можно было убрать экскаватором. Работа ДФМ ГПИ оказалась в 20 раз экономичнее ручного труда.
Одна из самых интересных и секретных работ Николаева – комплекс для создания аэродромов на льдинах. Они нужны были для дозаправки стратегических бомбардировщиков с ядерным оружием на борту: в 1950-х годах еще не было межконтинентальных ракет, и это был единственный способ «достать» США. Позже необходимость в дрейфующих аэродромах отпала, но полярники использовали эти комплексы в более мирных целях.
В 1958 году Аркадий Николаев прославился на весь мир: научная экспедиция под его руководством покорила антарктический полюс недоступности, наиболее удаленный от обитаемых материков. До этого места советские ученые добрались на технике, созданной Аркадием Федоровичем.
В 1960-е годы КБ РАЛСНЕМГ создал машину для строительства дорог на снегу, превосходящую зарубежные аналоги. Снег оплавлялся, укладывался и замораживался таким способом, что оказывался прочным как асфальт.
Самое, пожалуй, экзотическое изобретение Николаева – вездеход на винтах вместо колес ЛФМ-РФД-ГПИ: он мог плавать, самостоятельно выбираться из воды на землю и снег, передвигаться по тонкому льду и по болотам. Эта машина хорошо показала себя во время испытаний, которые проводились прямо на Стрелке и в горьковских болотных топях.
- Идей у него была масса, - вспоминает профессор НГТУ Лев Барахтанов, работавший в КБ Николаева, - причем он не прятал их в себе, а раздавал ученикам и коллегам, чтобы они продолжали начинания. К нам, молодым конструкторам, он относился требовательно и по-отечески заботливо. Когда на вопрос «что ты делаешь» я ответил «думаю», он сказал: «Ночью думать надо, а здесь надо чертить».
Николаев был гениальным конструктором. Однажды он зачеркнул на моем чертеже цифру 82 – это был один из параметров вала – сказал «65» и ушел. Я спрашиваю у коллег: “Что делать?" Вот расчеты, по ним получается 82… Мне говорят: «Николаев сказал 65 – пиши 65». И только через несколько лет, когда появились более тонкие методы расчета, оказалось, что Аркадий Федорович был прав на 100%.
Лев Барахтанов добавляет, что все решения Николаева были нестандартными. Например, чтобы корабли в приполярном затоне не раздавило, лед вокруг них постоянно скалывали. Так вот, Аркадий Федорович придумал машину, которая объезжает вокруг кораблей и режет надвигающиеся льдины.
В 1972 году Николаев основал в нашем политехе кафедру «Строительные и дорожные машины», которую возглавлял до 1984 года. Она работает и сегодня, за время ее существования там созданы десятки образцов принципиально новой техники.
- Кафедра не изменила своего названия, на ней успешно защищаются диссертации, - отмечает ректор НГТУ Сергей Дмитриев. – Кроме этого, в нашем вузе создан целый институт транспортных систем, в котором поддерживаются заложенные Аркадием Федоровичем традиции и научные принципы.
На прошлой неделе, 6 февраля, исполнилось 100 лет со дня рождения Аркадия Николаева. У главного входа в НГТУ, где создатель уникальной спецтехники учился и работал, была открыта мемориальная доска, после чего состоялась конференция. Доклады последователей Николаева красноречиво показали, что дело его живет.