Александр МЮРИСЕП: «Я – рабочая лошадка»

Ведущий актёр театра драмы отмечает 70-летие

Егор Карташов в «Нахлебнике», Полишинель в «Мнимом больном», Аким Акимыч в «Доходном месте», Антиох Елпидифорович Ох в «Смерти Тарелкина»…. – актер Александр Мюрисеп для всех разный, как и галерея сыгранных им на сцене ролей. Заслуженный артист России, лауреат различных премий, человек, посвятивший Нижегородскому театру драмы более 20 лет жизни, и сейчас все время занят. Он то на репетициях, то на занятиях со студентами, то на литературных выступлениях… А ведь 29 декабря артисту исполняется 70 лет.

Ведущий актёр театра драмы отмечает 70-летие

Сцена ждет Толстого

Александра Васильевича нам удалось поймать после очередной репетиции.

- Что вы сейчас репетируете?

- Это современная пресса, хотя и из прошлого века. Действие разворачивается в 1910 году. Главные действующие лица – Лев Толстой и Петр Столыпин. Я играю Льва Николаевича.

- Пьеса основана на реальных исторических событиях?

- Это фантазии: факты встреч Толстого и Столыпина на бумаге не зафиксированы. Однако между ними действительно была переписка, причем очень оживленная. Мысли, которые звучат в их письмах, невероятно современны.

Например, они обсуждали столыпинские реформы. Толстой писал: «Для успокоения народа нужны не те меры, которые бы увеличили количество земли у тех или иных людей; нужно уничтожить вековую, древнюю несправедливость - право земельной собственности. Сознание этой несправедливости и породило русскую революцию. Земля не может быть собственностью отдельных людей. Это сродни рабству: несмотря на всю древность этого установления, каждый знал, что этого не должно быть».

- Вы согласны с Толстым?

- Во многом. Например, он считал, что насаждение частной собственности в России отлучает от Христа. А у нас либо ты с Христом, и для тебя человечность превыше всего, либо без Христа - тогда уж можно «и обобрать, и обмануть, да и зарезать при случае».

Знак нашего времени – цинизм. У людей смысл жизни – деньги. Но разве этого достаточно?..

Толстой, конечно, идеалист, да и Столыпин тоже. У каждого из них своя правда, а где правда народа? Где-то посередине? Пьеса увлекла меня этим поиском. Таких спектаклей еще не было в репертуаре нашего театра, и по звучанию, и по современности, и по остроте.

- А говорят, что зрителю нужны только комедии…

- Острая политическая полемика всегда вызывает отклик, тем более когда попадает точно в цель. К тому же в спектакле не только размышления, там захватывающий детективный сюжет. Неслучайно и название – «История одного преступления».

Я надеюсь, что спектакль вызовет интерес к личности Толстого. У нас представления о нем идеалистические, хрестоматийные - из школьной программы по литературе, а ведь это был мыслитель, его волновали социальные, общественные проблемы.

«Моя задача – заразить актерством»

- Что вам сегодня интереснее: играть в спектаклях или самому ставить пьесы?

- Все едино и неотделимо. Различные занятия дают мне необходимую степень внутренней свободы. Это не значит, что я разбрасываюсь. Напротив, каждому делу я уделяю очень много внимания.

Режиссурой занимаюсь с большим удовольствием. Вот недавно поставили мы в театральном училище пьесу Жан-Поля Сартра. К французским экзистенциалистам я подбирался долго, мне давно хотелось за них взяться. В этом году, наконец-то, появились и время, и возможность. Я нашел пьесу «За закрытыми дверями». С одной стороны, она хрестоматийная. С другой, мне было невероятно интересно в ней разобраться, распутать, докопаться до сути. Сартр создал модель ситуации, когда люди обречены вечно быть вместе; он поместил своих персонажей в Ад, где уже нет смысла скрывать свои грехи, и они раскрываются друг перед другом.

- Студенты чувствуют вашу отдачу?

- Они видят, что я этим живу. Конечно, все ребята разные, но мне хочется верить, что в ком-то из них что-то остается после наших занятий. Заразить их актерством – это моя задача. Во время постановки спектакля с каждым приходится знакомиться близко. Чтобы на сцене что-то получилось, надо сродниться, полностью раскрыть человека.

Есть у нас ребята очень талантливые. Среди моих бывших учеников – актеры пермских, московских, питерских театров. Жаль, что они не остались в родном городе, однако я очень рад их успехам.

- А почему вы не остались в Москве?

- Есть такая штука, как уровень притязаний. Если спортсмен не чувствует себя чемпионом мира, он никогда им не станет. Вот и я никогда не считал себя чемпионом. Я – рабочая лошадка.

- Планов громадье?

- На следующий год – да, немало. В 2014-м году исполняется 20 лет с тех пор, как нас покинул Ефим Табачников, режиссер нашего, да и не только нашего театра. У меня с ним очень многое связано… Будет вечер его памяти в Доме актера.

Готовится моя книга к выпуску. Она будет называться «Степень свободы». Там различные новеллы, воспоминания, документы.

Литературные программы тоже обязательно будут, а еще – новые постановки в театральном училище, в консерватории… Там все непросто. Ставишь спектакль, его можно показывать снова и снова, а ребята выпускаются, разъезжаются работать, заменять их некем. Такова специфика, но усилия стоят того.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру