Советский китч

Нелегальные новогодние открытки изготавливали евреи, а продавали спекулянты

Вот уже более 150 лет жители земли посылают по почте новогодние и рождественские поздравительные открытки. Но с конца 1930-х годов в Советском Союзе стали появляться фотооткрытки, которые отправлять в открытом виде было невозможно. Особенно много таких нелегальных открыток, изготавливаемых фотографами-кустарями, распространялось в послевоенные годы, в том числе в Горьком. 

Нелегальные новогодние открытки изготавливали евреи, а продавали спекулянты
Фотографии открыток из коллекции автора

 Незаконная коммерческая деятельность

Почему в СССР стали выпускать нелегальные фотооткрытки? Да потому что в стране настал самый настоящий открыточный голод. Причиной тому стало то, что официальная открыточная индустрия, особенно сразу после Великой Отечественной войны, была маломощной. Небольшой ассортимент официальных отечественных открыток (хотя по качеству они мало уступали зарубежным аналогам) отличался явным перебором на них коммунистических призывов и лозунгов, которые являлись неотъемлемой частью советской пропаганды и агитации. Эти и некоторые другие причины породили в стране советов всплеск коммерческого фотосамиздата: открытки разделилась на официальные и кустарные (нелегальные). Конечно «нелегалки» отличались от государственных открыток очень низким качеством. Но в то же время они были более доступными и продавались на порядок дешевле, чем открытки, выпускавшиеся официальными тиражами.

Так кто изготавливал нелегальные открытки и что они собой представляли? Это были черно-белые фотооткрытки, которые делали в разных городах СССР с конца 1930-х по 1960 годы. Фотографическим путем (а не типографским, как официальные) эти карточки частным образом подпольно печатали советские фотографы-кустари в домашних условиях или в небольших студиях. На оборотной стороне этих поздравительных открыток не было адресной сетки, сведений об изготовителе, цензурных знаков (шифров), года выпуска и тиража.

Согласно рассказу нижегородского коллекционера-исследователя Леонида Леонидовича Крайнова-Рытова, которому по праву принадлежит первенство изучения нелегальной фотооткрытки, ее производство и продажа было запрещено цензурой и считалось незаконной коммерческой деятельностью. А это означало, что в советское время такое частное предпринимательство, которое кустари-фотоумельцы осуществляли без регистрации, без патента, без пошлин и налогов, считалось спекуляцией. То есть в те годы этот открыточный теневой бизнес мог ежечасно оказаться под пристальным вниманием органов милиции и ОБХСС. А в этом случае любой открыточный умелец мог оказаться в местах не столь отдаленных - согласно Уголовному кодексу РСФСР, на срок до шести лет.

Неприятности подобным горе-бизнесменам сулили и в том случае, если они попадались, например, на изготовлении и сбыте фотографий с изображением Иосифа Сталина. Подтверждение этому можно найти в книге «Еврейские тетради» нашего земляка Липы Грузмана, эмигрировавшего в Израиль: «Он одно время работал фотографом. Как полагается… за левые работы просидел полтора года в местах не столь отдаленных. А выявил его «левак» особый комсомольский отряд по выявлению фотографов-калымщиков».

Спрос диктовал производство

Некоторые сюжеты на открытках советского нелегального фотоиздата, по мнению чиновников госкультуры, были чужды идеологии и восприятию советских граждан. А все потому, что по большей части эти сюжеты были пересняты фотографами с иноземных открыток, в том числе и «буржуазных» государств - Австрии, Германии, Англии, Франции, Финляндии, США и Польши. Тем не менее, эти нелегалки были просты и совсем не содержали пламенных советских лозунгов, которыми пестрили официальные открытые письма. Они были достаточно любимы народом, пользовались большой популярностью и хорошим спросом.

Производство партий фотосамиздата диктовалось спросом на него со стороны потребителей. Изготавливали эту «левую» продукцию по большей части фотографы-евреи, а сбывали глухонемые мужчины-инвалиды (поэтому эти фотокарточки иногда называли «инвалидками») в поездах, на вокзалах, на базарах и барахолках или ребятишки – около кинотеатров. Интересно воспоминание Л.Л. Крайнова-Рытова, когда в 1957 году 11-летним мальчиком он со своим дядей поехал по грибы: «Мы поехали в окрестные леса на пригородном поезде. В вагон, где мы сидели, вошел «глухонемой» и молча стал раскладывать на столики пачки фотографий с яркими пятнами красок – на просмотр. Потом он вторично обходил ряды столиков и знаками объяснял «что почем», продавая их».

Нечто подобное вспомнила и моя мама. По ее словам, в годы ее юности (в 1950-е), десятки таких ярких открыток, развернув веером, продавали глухонемые мужчины в поезде Арзамас-Горький. Кстати, этот товар у торговцев-офеней пользовался завидным спросом. Покупателями «инвалидок», в основном, были граждане рабочих профессий. Некоторые пожилые люди и сегодня бережно хранят эти раритеты, среди своих «ценных бумаг» или в семейных альбомах.

Кому же рассылались в конвертах или дарились эти открытки на память? Да буквально всем. Об этом можно проследить по простым подписям на оборотной стороне фотооткрыток из моей коллекции: «На память Людмиле от тети Нюры. 27.06.48 год», «На память Рудольфу от Марианеллы. 22.05.52.», «На память дорогому братику Славику от Нади. 3.02.57.» или «Дорогой маме», «Дорогой учительнице!». Кстати, Л.Л. Крайнов-Рытов рассказал мне, что 50% самоиздатовских открыток не содержат на обороте надписей. А это свидетельствует о том, что покупали их вовсе не для посланий или дарения – их собирали для коллекции и для украшения жилища.

Простые граждане достаточно часто украшали модными для того времени фотооткрытками стены, зеркала и даже ванные комнаты рабочих бараков, общежитий и нищенских интерьеров советских коммуналок. Вспомните всеми любимый фильм «Москва слезам не верит», в котором точно воспроизведен советский быт конца пятидесятых годов. Стена над кроватью в общежитии его героини – самоуверенной модницы Людмилы (ее играла Ирина Муравьева) - была украшена добрым десятком фотографий актеров советского кино.

Несколько лет назад недалеко от бывшего магазина «Новость» на проспекте Ленина кто-то выбросил старинный комод. Кроме всевозможных документов, квитанций, почетных грамот и прочих советских раритетов, в одном из его ящиков лежало около 20 нелегальных фотооткрыток.

Трофеи из Рейха

Чтобы сделать фотографии похожими на цветные, авторы разукрашивали их анилиновыми красителями. На таких открытках фотографы выделяли букеты цветов, сердечки, бокалы с вином или шампанским, женские и детские платья, звездочки и проч.

Самыми ходовыми были открытки с любовной тематикой – так называемые романтические или невинно-любовные. Много экземпляров распространяли с портретами артистов кино, с изображениями детей, а также поздравительные открытки. Очень много выпускали и новогодних карточек. А среди мужчин особым спросом пользовались открытки с изображением обнаженного женского тела в стиле Ню, что, впрочем, во все времена считалось коммерчески привлекательным.

Чтобы улучшить свою продукцию и сделать ее более разнообразной, чем у конкурентов, самиздатовскиие фотографы переснимали сюжеты с русских и европейских почтовых карточек, сделанных еще до 1917 года. Особенно они любили «приворовывать» сюжетики с европейских открытых писем 1940-х годов, привезённых после окончания Великой Отечественной войны солдатами Красной Армии из побежденной Германии и других освобождённых стран. Именно с таких «трофеек» послевоенные советские фотографы копировали буржуазные изображения. Так, с конца 1940-х годов очень популярной китчевой продукцией на курортах Крыма и Северного Кавказа были копии немецких очаровательных детских открыток, с которых отечественные «умельцы» переснимали сюжеты и дорабатывали их оригинальным фотомонтажем.

Например, на открытке «С Новым Годом 1954-м» фото девушки и мужчины, играющего на мандолине, переснято с европейской открытки начала XX века. А посмотрите, как на этой «инвалидке» выполнен фотомонтаж, который кустари уже вовсю использовали в те годы. Добавляя рисованные падающие снежинки, цветы, сердечки, звездочки, подковы, конфеты и другие композицие, мастера делали открыточные сюжеты наиболее необычными и привлекательными. Некоторые подобные открытки были дополнены самодеятельными текстами, что делало их своеобразным, самобытным, уникальным явлением культуры. Пусть даже сами эти открытки являются так называемым совковым (советским) китчем и прямым копированием зарубежных образцов - «прямым плагиатом», как пишет Л.Л.Крайнов-Рытов.

Советские освободители везли из поверженного Рейха миллионы разнообразных открытых писем. Вернувшись с войны, солдаты десятками раздаривали их своим родным, близким и знакомым. Многие из открыток были подписаны немецким рукописным готическим почерком. Зачастую оборотную сторону открытки с письмом некоего Ганса его ненаглядной Грете советские граждане просто заклеивали листом бумаги или картона и поверх писали поздравления своим родным и близким.

Пожалуй, только несколько новогодних «нелегалок» из моей коллекции не пересняты с открытых писем, попавших в Советский Союз из-за железного занавеса. Среди них замечательные открытки - девочка в белом полушубке, открывающая календарь 1 января, и карточка с Дедом Морозом, летящим на самолете и везущим детям подарки. Были и тысячи других открыток с самыми разнообразными сюжетами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру