«Не хватает инвалидов»
По мнению Болнова, осенняя стабилизация на рынке труда связана с погодными условиями: закончились пляжное лето, сезон отпусков, и люди от временных калымов ринулись официально трудоустраиваться. Это явление называется сезонным фактором. А вот остальные факторы более чем противоречивы.
Самое интересное новшество в нынешнем трудовом законодательстве – федеральный закон №162, направленный на недопущение дискриминации на рынке труда. Теперь в объявлениях о приеме на работу нельзя указывать желаемый возраст и пол кандидата! Как теперь работодателю набирать крепких парней в охранное агентство, выносливых лесорубов и нефтяников на Крайний Север или симпатичных девиц в стрип-клуб - непонятно. Получается большая путаница - все требования работодатель должен выкладывать только при собеседовании. В результате и работодатель, и кандидаты на трудоустройство потратят лишнее время. И поневоле первые будут вводить в заблуждение вторых.
Кстати, за нарушение этой нормы закона – за публикацию объявления с указанием возраста и пола - юрлицам придется раскошелиться на 15 тысяч рублей, а «частникам» - до 1000 рублей.
Отвечая на вопрос, как же вести себя в такой ситуации работодателю, Лев Больнов туманно отослал к классификатору профессий.
Колясочников зовут в электромонтеры и уборщицы
В этом году государство готово выделить для трудоустройства инвалидов в Нижегородской области более 300 субсидируемых рабочих мест. Но пока оказались востребованы только 100 вакансий.
Отсюда чиновники делают странный вывод, что люди с ограниченными возможностями идти работать не хотят. Хотя, если внимательно ознакомиться со списком предлагаемых профессий, то все вопросы отпадают. Как, например, инвалид-колясочник сможет работать продавцом, электромонтером, слесарем механосборочных работ, санитаркой, кондуктором и уборщицей?
Служба занятости проводит различные мероприятия по трудоустройству инвалидов. Новация - «Единый день новых возможностей для желающих трудоустроиться инвалидов». Но, увы, это не дает видимых результатов.
По закону, оборудование рабочего места для человека на коляске должно производиться в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. И какое предприятие пойдет на такие расходы? Тем не менее, нижегородские охранные агентства выделили с десяток мест для инвалидов, которые будут заниматься пультовой охраной.
По переработанному федеральному закону «О социальной защите инвалидов» регионам предоставлена возможность расширять список профессий. Только непонятно, по каким критериям будут подбираться профессии. Также не понять и многие другие нюансы государственной политики трудоустройства инвалидов.
Виртуальные мигранты
Центр занятости почти еженедельно проводит различные мониторинги на рынке труда. Налицо дефицит квалифицированных кадров в ведущих отраслях области.
- Мы отмечаем дефицит кадров в основных отраслях: строительстве, торговле и промышленности, - говорит Лев Болнов. - Самый яркий пример – “Группа «ГАЗ». За неделю на автозаводе принимают на работу около 200 человек. В месяц получается 600-800 человек. Мало того, ГАЗ готов брать и переучивать работников других предприятий.
Исходя из мониторинга трудовой миграции, предстает еще более удивительная картина. Оказывается, в Нижегородской области мигрантов трудится менее 2%. В абсолютных цифрах - около 30 тысяч человек. На фоне 1,8 млн человек трудоспособного населения области это, конечно, капля в море. А что такое «нелегальная трудовая миграция», в службе занятости не знают. Дескать, не их компетенция.
- Их кто-то умеет считать? - удивился г-н Болнов.
По закону, каждый регион должен грамотно обосновать на федеральной комиссии требуемое ему количество привлекаемой на стороне рабочей силы. А на практике оказывается, что этого не требуется – нелегальные мигранты легко обходят и федеральные, и местные барьеры.