Что такое ВСМ?
Высокоскоростной наземный транспорт — железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение поездов со скоростью свыше 300 км/ч. Движение таких поездов, как правило, осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям — высокоскоростной магистрали (ВСМ).
Строительство высокоскоростных магистралей во всем мире в последние годы стало «визитной карточкой» высокоразвитых стран. Высокоскоростными магистралями гордятся так же, как раньше гордились успехами в космосе или в ядерной энергетике. С их помощью возрождают научно-технический потенциал страны и развивают экономику и туризм. Одна станция ВСМ способна на века изменить судьбу целой области. Начав развиваться в Европе и Японии, высокоскоростные магистрали пришли в Америку, Азию, и даже в Африку. В Европе первыми стали итальянцы, в 1984 году получившие благодаря новой магистрали возможность проехать 254 км от Рима до Флоренции за полтора часа. В 2010 году общая протяженность линий ВСМ в Европе приблизилась к 6000 км.
В нашей стране вся история развития железных дорог связана с активным наращиванием скоростей движения поездов. В это трудно поверить, но в начале прошлого века на линии Санкт-Петербург — Москва курьерские экспрессы достигали скорости 110 км/ч. В 1960-е годы между столицами ходил самый быстрый советский поезд "Аврора", развивавший скорость до 160 км/час. и покрывавший расстояние в 650 км за 4 часа 59 минут.
В конце 1960-х — первой половине 1970-х годов по заданию Министерства путей сообщения ученые провели ряд исследований и пришли к выводу о необходимости строительства отдельных высокоскоростных пассажирских линий со скоростью движения поездов 250 км/час. – в первую очередь на полигоне Центр-Юг или Москва - Кавказ, Крым. В 1975 году Научно-технический совет МПС признал целесообразным разработать технико-экономическое обоснование данного проекта. Однако обстановка в стране в то время не позволила заняться строительством новой магистрали, и к этим планам вернулись уже в ходе горбачевской перестройки. Была начата работа по подготовке технико-экономического обоснования проекта ВСМ Ленинград — Москва под скорость 300-350 км/час.
В 1990-е годы проект ВСМ активно развивался по целому ряду направлений, рассказывается в книге Андрея Гурьева "И какие же русские не любили быстрой езды?". В частности, принимались необходимые оперативные правительственные решения, был разработан и осуществлен основной инвестиционный механизм строительства, начато возведение ряда объектов. Параллельно под руководством академика Игоря Спасского шло проектирование и строительство, а также производилась обкатка отечественного высокоскоростного поезда "Сокол".
Однако дефолт 1998 года нарушил финансирование проекта, и темпы его реализации резко замедлились, а целый ряд работ был свернут. Лишь спустя шесть лет к теме строительства высокоскоростных магистралей вновь обратились. Предполагается, что в обозримом будущем в России появится целая сеть высокоскоростных железных дорог, включая такие направления как Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород – Казань - Самара, Казань - Екатеринбург и др.
ВСМ Москва - Казань будет способствовать повышению связности территорий России и мобильности населения, а среднее время в пути между столицами регионов составит 1 час.
Отсчет пошёл
Компания «Скоростные магистрали» — «дочка» РЖД — уже приступила к начальной стадии проектирования линии Москва -Казань. Ожидается, что в ноябре станет известен и окончательный маршрут ВСМ-2, после чего можно будет приступать к выбору генерального подрядчика на строительство. Познакомиться с проектом ВСМ нижегородцы могли в ходе общественных слушаний, которые в конце августа - начале сентября прошли в Нижнем Новгороде и крупных городах области, рядом с которыми пройдет высокоскоростная дорога.
И.о. директора департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов рассказал о сути проекта и перспективах для города в результате его реализации. Высокоскоростная магистраль Москва - Екатеринбург должна связать ряд крупных центров. Первым этапом организации движения станет строительство участка Москва - Нижний Новгород - Казань, который пройдет по территории шести субъектов РФ: Москва и Московская область, Владимирская и Нижегородская области, Татарстан и Удмуртия. В дальнейшем линия может быть продлена до Екатеринбурга.
Всего рассматривалось два варианта маршрута ВСМ по Нижегородской области. По первому варианту трасса проходит по территории Дзержинска и заходит в Нижний Новгород. По второму - южному варианту - трасса идет около Богородска, соответственно, южнее Нижнего Новгорода, и соединяется с ним отдельной железнодорожной веткой (тогда жителям Нижнего пришлось бы ездить в Богородск). Протяженность ВСМ на территории Нижегородской области составит 226,1 км (вариант 1, рекомендованный) или 208,4 км (вариант 2).
По основному варианту планируется организация трех станций: одна в Дзержинске и две в Нижнем Новгороде – в районе аэропорта и на Московском вокзале. Началом магистрали в Москве станет Курский вокзал.
После ввода ВСМ в эксплуатацию из Нижнего Новгорода в Москву реально будет доехать примерно за два часа и без пробок (!), а до Казани – за полтора часа.
Начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун рассказал, что до декабря 2014 года планируется окончить работы по проектированию трассы и подготовке территории строительства, а с 2015-го по 2018 год — осуществить строительство.
- 2014 год станет годом проектных работ и согласования действий. Завершить строительство ВСМ-2 планируется в 2018 году, к началу чемпионата мира, - отметил начальник ГЖД.
Вместе с тем движение на одном из участков высокоскоростной магистрали Москва - Казань может быть запущено в конце 2016 года.
- У нас четыре больших перегона: Москва - Владимир, Владимир - Нижний Новгород, Нижний Новгород - Чебоксары и Чебоксары - Казань, - рассказал первый вице-президент компании "Российские железные дороги", гендиректор ОАО "Скоростные магистрали" Александр Мишарин в ходе железнодорожного салона EXPO-1520. - Сегодня есть решение, что они будут вводиться в строй одновременно, за исключением одного выбранного участка, который станет эксплуатироваться в тестовом режиме и должен быть введен в эксплуатацию в конце 2016 года. Нам нужно ввести 100 км минимум, чтобы на них организовать тестовое движение за год до ввода в эксплуатацию всей магистрали.
В обосновании инвестиций проекта в качестве пилотного участка обозначен перегон Нижний Новгород — Чебоксары.
- Строительство ВСМ позволит повысить уровень жизни населения, - подчеркнул первый вице-президент ОАО «РЖД». - Реализация проекта «Москва — Екатеринбург» позволит объединить города, в которых в общей сложности проживает более 20 млн человек, а с учетом пригородов — около 35 млн человек, что создаст для них новые возможности и улучшит качество жизни.
Четыре класса обслуживания пассажиров
В поездах, курсирующих по высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, будет четыре класса обслуживания пассажиров, в том числе и "лоукост-вагоны".
- Мы сегодня планируем четыре класса — это "первый", "бизнес", "эконом" и так называемый "лоукост", — сказал Александр Мишарин.
По его словам, количество перевозимых пассажиров в "лоукост-вагонах" будет увеличено за счет оптимизации внутреннего пространства, особой конструкции кресел и использования для их изготовления более тонкого пластика. Эти параметры будут обозначены в конкурсной документации по выбору поставщиков подвижного состава для высокоскоростного движения.
Стоимость проезда на высокоскоростных поездах варьирует от 1 до 10 рублей за километр, что сделает поездку доступной для большинства пассажиров. Окончательная цена билета станет зависеть от класса обслуживания и может варьироваться в пять раз. Железнодорожники обещают, что минимальная цена билета на поезд ВСМ сопоставима со стоимостью проезда в плацкартном вагоне по этому маршруту. Сегодня минимальная цена билета на маршруте Москва - Казань составляет 1375 рублей, а от Москвы до Нижнего Новгорода – около 850 рублей.
Не исключено, что в составе высокоскоростных поездов появятся и вагоны (а если будет на данную услугу, то и целые составы) для перевозки автомобилей. В таком случае автомобилисты смогут не расставаться со своими железными конями в путешествии, а преодолевать расстояние между городами значительно быстрее.
Нижегородцы и казанцы предпочитают поезда
Решение о создании в России сети ВСМ вызвало повышенный интерес у жителей страны. Так, согласно результатам опроса, проведенного фондом "Общественное мнение" (ФОМ), 82% россиян считают, что в стране нужно создавать сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Среди основных причин такой большой поддержки проекта респонденты назвали экономию времени, комфорт, улучшение коммуникации между городами и желание не отставать от развитых стран.
- Россияне понимают высокое значение инфраструктурных проектов для единства и целостности страны, - отметил глава Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) Александр Ослон, - железнодорожная магистраль являются той нитью, которая связывает удаленные друг от друга регионы в одно целое и соединяет "медвежьи углы" с центрами цивилизации.
Как показали исследования, жители обеих столиц, Нижнего Новгорода и Казани, вопреки ожиданиям, довольно много передвигаются по стране: около 50% опрошенных хотя бы раз в год совершают дальние поездки (от 200 до 2000 км), при этом командировки составили лишь 10-15% от общего количества дальних выездов, в 30-40% случаев респонденты отправляются в путь по личным мотивам, еще в 30% - с туристическими целями.
- То есть наше население достаточно подвижно, — резюмировал президент ФОМ.
Что касается предпочтительных видов транспорта, то москвичи и питерцы больше летают самолетами, а нижегородцы и казанцы - ездят поездами. Свой выбор в пользу поезда респонденты объясняли следующими факторами: требование времени, удобство, безопасность, стоимость. Многие респонденты заявили, что будь у них возможность выбора между самолетом и высокоскоростным поездом, они бы выбрали второй вариант как более комфортный и безопасный.
- Интересный вопрос: как люди описывают пассажира ВСМ — обеспеченный деловой, командированный, молодой, — привел данные Александр Ослон.
Президент ФОМ резюмировал, что результаты опроса свидетельствуют о том, что проект строительства высокоскоростных магистралей в целом соответствует существующему в обществе запросу на совершенствование транспортной инфраструктуры и воспринимается большинством россиян позитивно.
МНЕНИЯ
Владимир Якунин, президент РЖД:
- Развитие высокоскоростного движения в России — это не дорогостоящая игрушка, не игра развитого инженерного ума. Это — насущная потребность, соответствующая тенденциям современного развития железнодорожного транспорта в мире. Создание национальной системы высокоскоростного движения к 2030 году — стратегический проект РЖД, который изменит транспортную систему страны. В результате реализации национальной программы развития скоростного и высокоскоростного движения в РФ (в период 2012-2030 гг.) общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети РЖД составит около 12 тыс. км. Пассажиропоток скоростными и высокоскоростными поездами составит около 32 млн человек в год.
Анатолий Лесун, начальник ГЖД:
- 85 процентов ВСМ от Москвы до Екатеринбурга пройдет по территории Горьковской железной дороги. Обсуждались разные ее варианты. Но независимо от того, какой из них будет выбран, ВСМ необходимо интегрировать в существующую железнодорожную сеть. Так что "мимо" нас все эти работы не пройдут. И надо быть к ним готовыми. ГЖД никогда не подводила и не подведет.
Томас Майер, управляющий директор группы инфраструктуры ЕБРР:
- В Европе линии ВСМ успешно конкурируют с ближнемагистральной авиацией и с дорожным транспортом. Так, в Испании высокоскоростные поезда, связавшие Мадрид и Севилью, позволили увеличить рыночную долю железнодорожного транспорта на этом маршруте с 19% до 53%. А на некоторых направлениях количество железнодорожных пассажиров уже превышает в 8-9 раз число авиапассажиров. Причем на расстоянии до 500 км ВСМ практически вне конкуренции, а авиация получает явное преимущество при путешествиях дальностью свыше тысячи километров.
Александр Жуков, первый заместитель председателя Государственной Думы РФ:
- Мировой опыт говорит о том, что высокоскоростные железные дороги — это не только улучшение транспортной доступности и повышение уровня жизни граждан, но и серьезный вклад в модернизацию экономики, привлечение современных технологий и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Это, безусловно, вклад в дополнительные темпы роста внутреннего валового продукта.
Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:
- В министерстве транспорта России предполагают, что уже в 2018 году, накануне чемпионата мира, начнет курсировать высокоскоростной поезд, который будет иметь скорость порядка 400 км/ч. Это значит, что дорога до Москвы из Нижнего Новгорода займет чуть больше часа. Высокоскоростная магистраль предложит почти такую же скорость, как самолет. После того, как было запущено скоростное железнодорожное сообщение от Москвы до Нижнего Новгорода и пассажиры смогли путешествовать на "Сапсане" со скоростью 160 км/ч, мобильность населения увеличилась в разы. В том числе это дало мощный толчок развитию делового туризма: многие предприниматели регулярно приезжают в Нижний Новгород, чтобы провести переговоры с партнерами. Только за прошлый год “Сапсан“ перевез 680 тысяч пассажиров.
Александр Корнилов, и.о. директора департамента градостроительного развития и архитектуры администрации Нижнего Новгорода:
- Реализация проекта строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали – прогрессивный шаг на пути развития Нижнего Новгорода. Это позволит создать новые транспортные узлы и в перспективе распределить транспортную нагрузку на территории города.