Обновление городского транспорта требует капитальных вложений

Как из двух автобусов-инвалидов сделать один ходячий

В ближайший год муниципальный общественный транспорт Нижнего Новгорода «попросит» хороший кусок из городской казны – только на «поддержание штанов». Скорого модернизационного прорыва ждать не стоит. К мундиалю бы успеть.

Как из двух автобусов-инвалидов сделать один ходячий
Из 784 автобусов 125 ежемесячно простаивают, 45 – вообще надо списывать

Старое на новое

Хотя планов у чиновников громадье, и, как сказал директор департамента транспорта Олег Семечкин, «от прогресса никто не отказывается». Но в парках каждый день решают одну проблему - как из двух автобусов-инвалидов сделать один ходячий.

Какова стратегия развития муниципального транспорта в Нижнем Новгороде и кто виноват в провале «единого электронного билета», почему преобразования в этой сфере обходят город-миллионник стороной? Этими вопросами измучились депутаты комиссии гордумы по транспорту и связи, которая на этот раз состоялась в трамвайном депо.

Как рассказал Олег Семечкин, переданное от области городу автобусное хозяйство «Нижегородпассажиравтотранс» прошло финансовый и хозяйственный аудит. И подтвердились худшие опасения. Износ подвижного состава - 97%, средний возраст – 6,5 лет. Из 784 автобусов 125 ежемесячно простаивают, 45 – вообще надо списывать. Около 700 автобусов чуть ли не ежедневно ремонтируются. На обновление автопарка нужно более 5 млрд рублей, посчитал директор департамента.

За предприятием еще числится долгов на 800 млн рублей. При этом чиновники надеются, что старую задолженность (в основном, перед различными фондами) погасит, как обещалось, область. Но, по словам представителей городского департамента, график траншей на 2014 год пока не составлен. При этом новых долгов МП не наращивает, напротив, уменьшает - фактически за счет невывода в рейсы части машин, снижения издержек.

Членам комиссии гордумы г-н Семечкин показал слайды, на которые без слез не взглянешь, - обслуживающая парк спецтехника еще времен Брежнева.

Обновлять нужно все - вот и вся стратегия развития муниципального НПАТ.

Социальный груз

Зиму еще удастся продержаться и обеспечить нижегородцев социальными автобусами, отправляя в рейс хотя бы 500 отремонтированных и теплых автобусов из 700.

- Транспорт, конечно, изношен, но соответствует требованиям безопасности, - уверял Семечкин. - Автобусы будут теплые и не будут разваливаться...

Как говорится, и на том «спасибо» – довезли «живыми».

На входе пассажиров, наверное, снова встретит «добрый» кондуктор с сумкой на ремне и рулоном билетов, шутили некоторые думцы. Обещанный единый электронный проездной в Нижнем так и не появился. Да, в общем, зачем он нужен? Какие там «гаджеты», когда наши «ЛиАЗы» чадят и пыхтят?

В 2014 году администрация Нижнего Новгорода планирует закупить 250 автобусов для МП "Пассажиравтотранс". Это обойдется муниципальной казне, по подсчетам Семечкина, в 1,7 млрд рублей. Вдобавок, по его словам, предприятию нужны спецтехника и спецоборудование, - еще порядка 70 млн рублей. Кроме того, городской автотранспорт собираются переводить на газомоторное топливо (компримированный - сжатый – природный газ), который много дешевле привычного бензина, да и слить его в собственную канистру невозможно. Федеральная программа предполагает финансовую поддержку таким предприятиям - до 30% на приобретение новой техники.

- Но основная нагрузка, конечно, ляжет на городской бюджет, - отметил Семечкин.

Переход на газ потребует переоснащения парков, придется сделать пункты дегазации, купить обслуживающую технику и пр., дополнительных затрат - около 200-250 млн рублей на каждую площадку.

Но самое главное - нужно переобучить водителей и обслуживающий персонал.

Только потом можно рассчитывать на экономию средств по топливу и экологический эффект – Нижний вздохнет легче.

Однако переход на газ станет невыгодным, если в городе не будет достаточного количества газовых заправок, холостые пробеги съедят всю экономию. Об этом недавно говорил и губернатор Валерий Шанцев, поручая к 2018 году перевести более 50% транспорта бюджетных предприятий региона на газомоторное топливо.

Пока же в областном центре всего три подобных заправки. И только два автопарка "Пассажиравтотранса" подключены к газовой трубе. А надо организовать газозаправочный комплекс на территории каждого!

С толстой сумкой на ремне

Председатель комиссии гордумы по транспорту и связи Алексей Гойхман недавно побывал в Казани. Поездил там в муниципальном транспорте. Вернулся восхищенный:

- Я своими глазами убедился, что система единого электронного билета работает прекрасно, практически идеально, очень понравилось! Оплатить проезд можно даже с мобильного телефона. Причем, АСКОП (автоматизированная система контроля оплаты проезда) в Казани вводилась при участии нижегородской компании "НоваКард". Почему же эта нижегородская компания не смогла организовать такое у нас? - задавал вопрос депутат.

А до этого глава города Олег Сорокин на оперативке тоже вопрошал: кто виноват в провале единого электронного билета в Нижнем? Его планировалось ввести осенью, а вместо этого жителям Нижнего предложили бумажную карточку с «Буратино из Страны дураков» – и не за три сольдо, а по 1600 рублей.

Тему собирались вынести и на сентябрьскую гордуму. Но вряд ли депутаты придут к какому-то знаменателю. Слишком крупные игроки и лоббисты оказались заинтересованными в получении такого муниципального контракта. И, может быть, даже не городской департамент транспорта тут главный.

Алексей Гойхман лично беседовал и приглашал на заседание комиссии Владимира Крупнова, гендиректора компании-инвестора "НоваКард", выигравшей конкурс на введение АСКОП. Но тот в последний момент не смог приехать - "по личным обстоятельствам". Вместо себя Крупнов прислал юриста компании. Но, разумеется, Елена Бокова не смогла детально пояснить, по какой причине сорвался проект.

А директор департамента транспорта и связи Олег Семечкин заверил, что "администрация не отказывается от введения единого электронного проездного и системы АСКОП».

– От прогресса мы не отказываемся, – заявил он. - Мы подали в суд на «НоваКард», и после определенных наших юридических действий компания предложила нам другие условия.

- Возможно, мы найдем понимание, - добавил Семечкин.

Еще весной 2013 года ни о каком срыве проекта и речи не было. Чиновники «Электротранса» рапортовали об установке валидаторов. И только накануне сентября стало известно, что администрация Нижнего Новгорода инициировала судебное разбирательство по расторжению договора с компанией-инвестором, поскольку, по заявлению чиновников, «НоваКард» нарушила сроки исполнения договора.

Компания «НоваКард», в свою очередь, распространила заявление о препятствовании в реализации проекта со стороны департамента транспорта: “В июне 2012 года было заключено соответствующее соглашение с администрацией Нижнего Новгорода и начаты работы по его исполнению. Были проведены совещания, презентация проекта, разработан дизайн, а также выбрано оборудование для установки... В июле 2012 года все работы «НоваКард» по внедрению АСКОП без объяснения причин были блокированы департаментом транспорта и связи города».

По словам Боковой, «НоваКард» вложила около 1 млн долларов только в приобретение программного Центра обработки данных, который – если что случится - можно использовать в других проектах. Другого оборудования не приобреталось. Юрист компании также сказала, что основные проблемы проекта были связаны с отсутствием нормативной базы для организации системы АСКОП в Нижнем Новгороде.

- Мы впервые об этом слышим, что нужны еще какие-то правовые документы. Почему весной, когда начинался проект, проблемы не были озвучены? - удивились депутаты.

Причина срыва, очевидно, в другом.

Конкуренты проснулись

Через месяц после конкурса - 6 июня 2012 года - в Нижегородское УФАС России поступили жалобы ООО ПЦ «Аксиома», ЗАО МФ «Тариф» и ОАО «НИИМЭ и Микрон» на действия администрации г. Нижнего Новгорода, Департамента экономического развития – организатора торгов. По мнению заявителей, в критерии конкурсной документации были выставлены требования, которые оценивают не предложения участников, а самого участника.

Заявки оценивались по ряду критериев, в том числе претендент должен был являться участником ЕПСС УЭК (Единой платежно-сервисной системы «Универсальная электронная карта»). Победителем конкурса было признано ЗАО «НоваКард», хотя на тот момент компания не являлась участником ЕПСС УЭК (как, впрочем, и некоторые другие). И конкурсная комиссия начислила баллы по данному критерию неправомерно, не проверив заявки, предоставленные претендентами. Участники набрали следующие баллы: ООО "М2М телематика" (Москва) – 135; ООО "Ак Барс" Банк (Казань) – 160; ООО "VSC" (Сеул, Республика Корея) – 120; ОАО "НИИМЭ и "Микрон" (Москва) – 140; ЗАО "МФ Тариф" (Санкт-Петербург) - 105; ЗАО "Нова Кард" (Нижний Новгород) - 180 баллов. “Вместе с тем на общий итог конкурса данный фактор существенного влияния не оказывает (надо минусовать по 30 баллов по этому критерию). Количество набранных баллов позволяет говорить, что ЗАО «НоваКард» победило правомерно“, - констатировали в УФАС.

Однако если бы этот критерий оценивался в большее количество баллов, то нижегородская компания могла бы проиграть.

Очевидно, что можно говорить о развернувшейся борьбе за достойную долю рынка – города-миллионника, где пассажирский трафик просто сумасшедший! Компания-инвестор, напомним, получит хороший процент (от 5 до 8%) от каждой транзакции с помощью этой системы. И это живые деньги! Поэтому, как только в конкурсе, организованном департаментом по экономике, обнаружилась брешь, претенденты ринулись оспаривать результат, рассчитывая, очевидно, на новый конкурс.

- После того, как компания "НоваКард" выиграла конкурс на внедрение АСКОП в Нижнем Новгороде, конкурирующие организации подали иски во все возможные суды, а также в антимонопольный комитет, оспаривая итоги конкурса, - объяснял Семечкин. - Соответственно, инвестор не мог понять, когда он может начать вкладывать свои средства, и не спешил идти на риски.

- Вы бы стали ремонтировать квартиру, если бы знали, что ее будут продавать? – косвенно подтверждают предположение Семечкина представители компании «НоваКард».

Очевидно, что действия компаний «Штрих-М» (чьи валидаторы были установлены в нижегородском электротранспорте) и ОАО «НИИМЭ и «Микрон» в этой ситуации их интересуют прежде всего. Это «акулы бизнеса» федерального масштаба, которые работают на смежных рынках, поэтому осторожность гендиректора «НоваКард» В.Крупнова вполне понятна.

В конце июня 2013 года Арбитражный суд Нижегородской области отказал ОАО «НИИМЭ и «Микрон» в удовлетворении иска об отмене результатов соответствующего конкурса. Но в «НоваКарде» предполагают, что конкуренты будут подавать жалобу в Первый арбитражный апелляционный суд во Владимире.

За чей счет были установлены валидаторы производства московской компании «Штрих-М», глава департамента так и не сообщил. Фото - nn.ru

Почем валидатор?

Непонятна только позиция, которую занял департамент транспорта и почему так изменились их отношения с «НоваКард»? Как ранее говорили чиновники, бюджетных средств в этом проекте не было. Хотя за чей счет были установлены валидаторы (это устройства, выполняющие проверку подлинности, платежеспособности различных видов проездных документов и фиксирующие факт оплаты проезда) производства московской компании «Штрих-М», глава департамента так и не сообщил. Как вообще валидаторы этой компании появились в проекте, если представители «НоваКард» открещиваются от «авторства» по их установке?

Компания "Штрих-М" — ведущий российский разработчик и производитель высокотехнологичных систем автоматизации бизнеса, автоматизированной система оплаты проезда.

Если это было сделано не за счет города, то может быть в счет каких-то других обязательств и договоренностей? И кстати, во что могли обойтись эти «дешевые» устройства, их монтаж в электротранспорте? Если взять расхожую цену, например, по 30 тысяч рублей за единицу, да умножить на сотню – примерно такое количество трамваев и троллейбусов было ими оснащено, - это будет уже не смешная сумма для пассажиров, которые откровенно иронизировали над желтенькими «коробочками».

В то же время Семечкин заявил депутатам несколько иное, чем говорил ранее:

- В ходе переговоров с компанией «НоваКард» мы пришли к тому, что правых и виноватых в этой ситуации нет. По нашему мнению, менять коней на переправе нельзя. Мы попробуем достигнуть консенсус с компанией по новым срокам внедрения единого электронного билета, - сказал Семечкин.

Но иск к компании пока не отозван.

- Город стал заложником ситуации, причины которой до конца не прояснены, - заявил председатель комиссии Алексей Гойхман. - Нужно разобраться, что произошло между городской администрацией и компанией-инвестором, почему так изменилась ситуация в их отношениях, а также определить, кто прав, кто виноват, - подытожил Гойхман.

Правда, скорее всего, рядовые нижегородцы так и не узнают, что там произошло «под ковром», за спинами всех участников процесса.

Нижегородские автобусы переводят на газ

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 11 сентября 2013

Заголовок в газете: Теплые и не разваливаются – что это?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру